Консультация для родителей Пожалуйста разговаривайте с детьми


Пожалуйста, разговаривайте с детьми!
Ваш ребенок должен знать, что это счастье – даже несколько минут разговора с папой или мамой.
Ваша дочка должна посматривать на часы во время вечерней прогулки : «Нас с мамой еще надо поговорить!»
А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено?
Если все уже стали молчунами?
Разговаривать!
Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.
Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всем. Можно организовать речевую разминку «Спроси – отвечу». Вы предлагаете ребенку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаете вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Например, задумали предмет «книга».
- Это животное? – спрашиваете вы. – Нет, - отвечает ребенок. – Это нужно для еды? – Нет. – Это одежда? – Нет. – Для учебы? – Да. – Учебник? – Почти да. – Книга? – Да.
Игровое упражнение «Вопросы цепочкой» несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы краткое «да» и «нет». Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребенку необходимо было дать развернутый ответ. Приведем примеры подобных вопросов : чего тебе сейчас больше всего хочется? О чем ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?
Для развития речи полезно так же совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе : редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечеткими бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие красочные детские издания до лучших времен: ребенок маленький, может порвать – и потому начинают знакомство с тех, к которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребенком появляется груда изорванных книг.
Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстраций, а затем уберите ее на видное, но не досягаемое для него место. Каждое такое совместное рассматривание станет для малыша событием незаурядным и праздничным. Таким же образом можно познакомить дошкольника с детскими энциклопедиями, каждый раз что-нибудь, читая или рассказывая. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочный, удивительный мир людей и предметов.
Совместное чтение книг следует сочетать с беседой о прочитанном, которую нужно организовать не как пересказ того, что запомнил и понял ребенок, а как обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым. Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки, к какой- либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребенку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, перевести разговор на самые обычные человеческие проблемы (о доброте, об упрямстве, о жадности).
Для формирования эмоционального диалога используются упражнения типа «Встреча». Их можно проводить в форме ролевой игры. Вы идете домой из детского сада, вдруг увидели грустного мальчика и начинаете диалог: «Давай предложим и подумаем, что с ним случилось?»
- Что случилось? Почему ты плачешь?
- Я потерял ключ от квартиры.
- Ничего страшного, закажите другой.
- Тебе хорошо говорить, а меня будет мама ругать.
- А ты все объясни.
- Все равно будет ругать.
- Где ты его потерял?
- На прогулке.
- Пошли поищем.
Эти упражнения можно разнообразить, используя элементы перевоплощения (в грустного котенка или веселого).
Что тебя огорчило? Я потерял друга.
Я заблудился.
Я хочу есть.
Почему ты такой веселый? У меня хорошее настроение, потому
что на улице ярко светит солнце.
Мне удалось тайком слизать
сметану.
Я перехитрил огромного пса,
который бежал за мной.
Направлений для развертывания сюжета может быть очень много: чему ты удивляешься? Почему ты сердитый? Почему ты плачешь? О чем ты задумался? Эти упражнения подготавливают детей к успешному выполнению более сложных речевых разминок, которые требуют от детей выдумки и речевого творчества.