Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающему миру» 4 класс УМК «Школа России»


Календарно-тематическое планирование по курсу «Мир вокруг нас»
4 класс УМК «Школа России» 68 ч.

Тип
урока
Тема урока


Формируемые УУД




Предметные умения
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Дата




1

Мир глазами астронома
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Оценивать жизненные ситуации
Принимать и сохранять учебную задачу.


определять причины явлений, событий
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;



2

Планеты солнечный системы
Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года
Осознание себя членом общества и государства.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

выявление существенных признаков объектов
делать выводы на основе обобщённых знаний


3

Звёздное небо – великая книга природы
Элементы дорог. Дорожная разметка
Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе
Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.


Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать


4

Мир глазами географа

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Ценить и принимать: «семья», «мир», «настоящий друг»

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


5

Пояса Земли
Правила перехода дорог. Перекрёстки
Практическая работа №1
Представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
Оценивать жизненные ситуации

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


6

Мир глазами истории
Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками


7

Когда и где?
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».
Освоение личностного смысла учения.
Принимать и сохранять учебную задачу

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Освоение личностного смысла учения.


8

Прошлое и настоящее глазами эколога.
Практическая работа №2

Человек - часть природы.
Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.




Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане
сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Формировать собственное мнение и позицию


9

Сокровища Земли под охраной человечества
Соблюдение правил движения велосипедистами
Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе
Установка на безопасный здоровый образ жизни.


Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
Использовать речь для регуляции своего действия



10

Сокровища Земли под охраной человечества

Охрана растительного и животного мира
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Использовать речь для регуляции своего действия



11
Обобщение по разделу «Земля и человечество»
Практическая работа №3
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Адекватно использовать речевые средства





12

Равнины и горы России.
Причины дорожно-транспортного травматизма.
Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.



Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


13

Моря, озёра и реки России .
Практическая работа №4 на тему «Моря, озёра и реки России»
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком
Оценивать жизненные ситуации

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуации неуспеха.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


14

Зона Арктических пустынь
Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний




Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения








15

Тундра

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека
Оценивать жизненные ситуации







Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



16
Леса России
Железнодорожный транспорт, его особенности
Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.



Осознание своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию России







Освоение личностного смысла учения
Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий .
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.






17

Лес и человек

Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Различать способ и результат действия.
Делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


18

Зона степей
Безопасное поведение на воде.
Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.





19

Пустыня
Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях


Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


20

У Чёрного моря
Безопасность на воде
Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.
Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы


21

Экологическое равновесие

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Делать выводы на основе обобщения знаний
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


22

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»
Понятие ориентира.
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Оценивать жизненные ситуации

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Адекватно использовать речевые средства





23

Наш край

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Осознание себя членом общества и государства





Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


24

Поверхность нашего края
Определение сторон горизонта по компасу, солнцу.

Представление о поверхности родного края; работа с картой
Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам
и желание участвовать в ее делах и событиях

Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


25

Водоёмы нашего края
Практическая работа №5 на тему «Водоёмы нашего края»
Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей


Учитывать установ
ленные правила в планировании и контроле способа решения

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


26

Наши подземные богатства
Определение сторон горизонта по часам и местным предметам.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Любить и беречь свой край.
Преобразовывать
практическую задачу в познавательную





Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


27

Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица»
Различные виды почв и их состав .
Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов
Установка на безопасный, здоровый образ жизни
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Использование критериев для обоснования своего суждения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


28

Жизнь леса
Безопасная переправа через водную преграду.
Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.


Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Адекватно использовать речевые средства


29

Жизнь луга
Представления о луге, как природном сообществе
Выражение интереса к природе.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Находить отличия, сравнивать, анализировать.
Адекватно использовать речевые средства


30

Жизнь пресного водоёма
Умение вязать узлы.

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма
Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.
Преобразовывать
практическую задачу в познавательную

Умение владеть диалогической речью.
Устанавливать причинно – следственные связи

Адекватно использовать речевые средства


31

Растениеводство в нашем крае
Практическая работа №7 на тему «Растениеводство»
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


32

Незаметные защитники урожая
Меры пожарной безопасности при разведении костра
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Определять причины явлений, событий.
Договариваться и приводить к общему реш. в совместной деятельности





33
Животноводство в нашем крае
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Преобразовывать практическую задачу в познавательную






Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


34
Обобщающий урок по теме «Родной край»
Основные виды травм у детей.
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Установка на безопасный, здоровый образ жизни
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Адекватно использовать речевые средства





35

Начало истории человечества

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Осознание себя членом общества и государства
чувство любви к родной стране,







Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;


36
Мир древности: далёкий и близкий
Основные виды травм у детей.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Оценивать жизненные ситуации
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.


37

Средние века: время рыцарей и замков
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Бережное отношению к материальным и духовным ценностям
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве








38

Новое время: встреча Европы и Америки
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия
Осознание своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию России
Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Формировать собственное мнение и позицию





39
Новейшее время: история продолжается сегодня
Выдающиеся люди разных эпох
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Использовать речь для регуляции своего действия


40-41
Обобщение по теме «Страницы мировой истории»
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Делать выводы на основе обобщения знаний.

Адекватно использовать речевые средства





42

Жизнь древних славян
Представление о жизни древних славян.

Осознание себя членом общества и государства




Принимать и сохранять учебную задачу


Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


43

Во времена Древней
Руси
Оказание помощи при ожогах и обморожении.
Представление о Древней Руси, русских князьях
Проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Использование критериев для обоснования своего суждения
Использовать речь для регуляции своего действия


44
Страна городов
Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде


Принимать и сохранять учебную задачу

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


45

Из книжной сокровищницы Древней Руси
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


46

Трудные времена на русской земле
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


47

Русь расправляет крылья
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей



Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


48

Куликовская битва
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Осознание себя членом общества и государства





Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем




Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


49
Иван III
Режим дня.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.



Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


50

Мастера печатных дел

Выдающиеся люди разных эпох
Опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить





Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Работать с различными источниками
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


51

Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России»
Профилактика вредных привычек
Выдающиеся люди разных эпох
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Преобразовывать
практическую задачу в познавательную
Делать выводы на основе обобщения знаний
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


52

Пётр Великий
Времена правления Петра 1, его реформах.
Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.



Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи,
делать выводы
.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.




53
Михаил Васильевич Ломоносов
Полезные привычки
Выдающиеся люди разных эпох
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного




54

Екатерина Великая

Россия во времена правления Екатерины 2
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале


Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


55

Отечественная война 1812 года
Пути укрепления здоровья.
Представление о войне 1812 года.
Осознание своей этнической принадлежности.



Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .


56

Страницы истории XIХ века

Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени






57

Россия вступает в ХХ век
Пути укрепления здоровья.
Важнейшие события в России в начале 20 века
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



58

Страницы истории 20-30 гг.

Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки



Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .


59

Великая война и Великая победа
Безопасность и защита человека в ЧС







Великая Отечественная война и её герои



Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .


60

Великая война и Великая победа



Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .


61

Страна, открывшая путь в космос
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Осуществлять запись выборочной информации
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .





62

Основной закон России и права человека

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале



Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях;
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций


63

Мы - граждане России
Действия в ЧС мирного и военного времени.

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного


64-65

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
Практическая работа №8 на тему «Нарушение прав ребёнка»
Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание


Извлекать информацию, представленную в разных форматах
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций


66

Славные символы России
Практическое занятие «Соревнование велосипедистов».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций


67

Такие разные праздники

Праздники России, их различие и особенности
Осознание своей этнической принадлежности.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций



68
Путешествие по России
Практическое занятие «Ориентирование на местности»
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры
Осознание себя членом общества и государства ,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.
Составлять план решения учебной задачи
Перерабатывать полученную информацию
Ориентироваться в своей системе знаний

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций











13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 215