Открытый урок на тему: РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ и, а, но
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С СОЮЗАМИ и, а, но
Урок 30.
Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
– Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
– Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
– Запишите под диктовку.
Лето собирает, зима подъедает.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Слова с какими орфограммами в ней встретились? Объясните правописание этих слов.
– Сколько звуков и букв в слове подъедает? (9 букв, 10 звуков.)
– Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? (Использовать союз а.) Запишите это предложение.
– Нужно ли поставить в нём запятую? Почему?
2. Проверка задания № 1, тема 3 в рабочей тетради.
– Прочитайте предложение, которое не является сложным. (2.)
– Почему это предложение не сложное? В чём его особенность? (В нём есть однородные члены.)
– О ком говорится в этом предложении? (О синице и клесте.) Попробуйте сделать из него сложное предложение.
– Какие варианты у вас получились? Одинаковые ли они?
Ученики могут представить предложения как без союзов, так и с союзом:
Синицы садились на крышу клетки, тинькали в самое ухо клеста, и (а) на него сыпался снег.
Если ученики затрудняются, учитель может сам дать такой вариант.
– Сделайте вывод: как могут соединяться части сложного предложения? (Без союзов и с помощью союзов.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
Проблемная ситуация.
Работа по учебнику (перед упр. 72). Ученики читают диалог и фиксируют новую ситуацию: перед одиночным союзом и стоит запятая.
На основе приведённого диалога определяют вопрос урока и сравнивают его с авторской формулировкой в учебнике.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний.
1 3 5 6 1 3
1. Работа в учебнике.
Самостоятельное наблюдение по учебнику в парах.
Упр. 72. Ученики читают по два предложения (одно из левого, другое из правого столбика), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзом а (но, и), в правом – бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.
– Сделайте вывод после наблюдений: когда ставится запятая в сложном предложении?
2. Ответы на вопросы после наблюдений (с. 68).
Работа со схемами.
– Сравните схемы предложений. Почему приведены по две схемы с каждым союзом? (Одна – сложного, другая – простого предложения с однородными членами.)
– В какой из схем вы заметили различие в постановке запятой перед союзом? (В схеме с союзом и.)
– Ответьте на основной вопрос урока: в каких случаях перед союзом и ставится запятая? (Если предложение сложное, между его частями перед союзом и ставится запятая.)
3. Работа над правилом.
– Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении.
– Прочитайте всё правило (текст в рамке). Назовите ключевые слова в этом тексте.
– Сколько в нём частей? О чём 1-я часть? 2-я?
– Закончите фразу: Части сложного предложения соединяются (союзами и, а, но, интонацией), а разделяются (запятой).
– Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после правила (с. 69)?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Развитие умений.
4 5 6 1 3
1. Упр. 73 – развивается умение ставить запятые в сложном предложении, составлять схемы предложений.
Образец записи:
[ = – ]1, [ – = ]2, [ – = ]3, [ = – ]4, и [ – = ]5.
2. Словарная работа – речевое развитие учащихся на основе расширения словарного запаса.
а) Работа с толковым словарём в учебнике.
Ученики самостоятельно находят толкования слов перлы, лозины, поясняют, как поняли значения этих слов. (Капли дождя похожи на жемчужины, они переливаются на солнце, лозины – гибкие ветви деревьев.)
б) Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. (Алмаз, алмазный, происшествие.)
– Объясните, как вы понимаете значения этих слов. Подберите синоним к слову происшествие.
– Знаете ли вы, что алмаз – это минерал, кристалл? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
– С любым словом составьте сложное предложение с союзом, запишите его. (Алмаз алмазом гранится, а плут плутом губится.)
3. Упр. 74 – развивается умение конструировать сложные предложения на базе простых, используя подходящие по смыслу союзы.
Ученики работают в парах, соединяют подходящие по смыслу части. После коллективного обсуждения результатов работы каждая пара записывает одно понравившееся предложение.
4. Самостоятельное составление алгоритма упр. 75, сравнение с инструкцией в учебнике на с. 163.
V. Итог урока.
4 4
– Выполните задание № 2, тема 3 в рабочей тетради. Сделайте вывод по теме урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 81 (устно).
2. Н Упр. 40 («Дидактический материал») или упр. 1, с. 78.
Уметь передать содержание правила на с. 69 на основе ключевых слов.
П Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении в виде схемы.
© ООО «Баласс», 2014 13 PAGE 14515
Заголовок 315