Рабочая программа по русскому языку (11класс базовый уровень)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2015 г.
Утверждена приказом
№ от
Рабочая программа
по русскому языку
для11 класса А
(базовый уровень) на 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
совершенствовать умение проводить различные виды анализа текста;
формировать умение создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «5» марта 2004 г. № 1089)
Учебного плана МАОУ СОШ №11 на 2015-2016 учебный год (приказ № 128 от 23.04.2015г.)
3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Программа базового уровня составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" (М., "Русское слово", 2007 г.).
4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Выбор данной авторской программы мотивирован тем, что она охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ в 11 классе продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа, работа над написанием сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (часть С).
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода. В связи с этим главной особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
Необходимо также отметить, что программа реализует культурологический аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Учитель пользуется программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Следовательно, в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В соответствии с этим в 10 классе продолжают развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) умения.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №11 на 2015 – 2016 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа 11 класса базового уровня рассчитана на 70 чаcов, т.е.2 часа в неделю.
8. Формы организации образовательного процесса.
Для реализации программы используются разнообразные формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, фронтальная, групповая работа
практическая работа
проектная деятельность.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
9. Технологии обучения.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учениками, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, в формировании и развитии языковой, коммуникативной, речевой компетенций.
Языковая компетенция формируется и развивается путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Её развитие обеспечивается такими видами деятельности на уроке, как
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста;
- участие в диалогах различных видов;
- создание собственных письменных текстов;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма), т.е. способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Культуроведческая компетенция обеспечивается формированием овладение речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.
Формирование и развитие социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.
11. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).
В планировании предусмотрены и разнообразные виды и формы контроля:
Виды контроля: текущий контроль и промежуточный контроль.
Формы контроля:
устный и письменный опрос учащихся;
тесты;
контрольные работы;
наблюдение, беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тесты;
комплексный анализ текста;
устные рассказы на лингвистические темы;
сочинения;
изложения;
диктанты.
12. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Личностными результатами освоения выпускниками 11 класса программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками 11 класса программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;Говорение и письмо:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; 2) способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками 11 класса программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
13. Информация об используемом учебнике
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10-11 классы/ М.-Русское слово)» и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Реализация программы под редакцией Н.Г.Гольцовой предъявляет к учащимся следующие требования:
знать: о происхождении лексики русского языка, употреблении слов, способах их образования и составе; о принадлежности слова к той или иной части речи по совокупности грамматических признаков; орфографические правила, связанные с правописанием частей слова или частей речи;
владеть: знаниями о словосочетании, предложении, их строении, видах связи и типах предложений, навыками разбора словосочетания, простого и сложного предложений
уметь: определять лексическое значение слова, различать омонимы и паронимы, подбирать синонимы и антонимы; определять принадлежность слова к той или иной части речи по совокупности грамматических признаков, различать части речи, производить фонетический, орфографический, морфемный, словообразовательный и морфологический разборы;
понимать: роль изобразительно-выразительных средств языка, значение частей речи в создании текста определённого типа речи;
применять: полученные орфографические и пунктуационные правила на практике, используя алгоритм, помогающий решить ту или иную лингвистическую задачу.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
№
Основное содержание
Количество часов
Основные принципы русской пунктуации
1
Словосочетание. Словосочетание как синтаксическая единица
3
Простое предложение. Понятие о предложении.
Классификация предложений.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
6
Простое осложнённое предложение.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, при однородных и неоднородных приложениях.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обособленные и необособленные определения,
приложения, обстоятельства,
дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте,
при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
26
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
15
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.
3
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация
1
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».
2
Культура речи. Стилистика.
2
Подготовка к ЕГЭ
7
Контрольные
4
Итого
70
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Н.Г.Гольцова «.Русский язык. 10-11 классы». Программа курса. – М.: Русское слово, 2013.
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 2013
Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина «Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень». Поурочное планирование. – М.: Русское слово, 2013.
Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина «Русский язык. 10-11 классы». Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2013.
Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева, Н.В.Соколова «Русский язык. Единый Государственный Экзамен. Типовые тестовые задания». – М.:Экзамен, 2015-2016
Д.Э.Розенталь «Русский язык. Сборник упражнений». – М.: Дрофа, 2010.
Электронные образовательные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.edu.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.litera.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://5litra.ru
http://obr.1c.ru
Серия "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия":
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. (5, 6, 7, 8-9 классы)
Уроки литературы Кирилла и Мефодия. (5-6, 7-8, 9, 10, 11 классы)
Приложение
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2015-2016 учебный год
Предмет: русский язык (базовый уровень)
Класс: 11А (информационно-технологический профиль))
Учитель:
Количество часов в год: 70
Количество уроков в неделю: 2
Программа (гос., авт., кто автор) Н.Г.Гольцова
Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мещерина «Русский язык. 10-11 класс»
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
1
Основные принципы русской пунктуации
1
объяснения нового материала
2
Словосочетание как синтаксическая единица
1
повторения
знать: понятие о словосочетании, видах связи слов в словосочетании
уметь: определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного способа связи в другой
3-4
Виды синтаксической связи
2
5-6
Понятие о предложении.
Классификация предложений
2
повторения
знать: понятие о простом предложении, отличии его от сложного предложения, о способах выражения главных и второстепенных членов предложения, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении;
уметь: находить грамматическую основу предложения, ставить тире в соответствии с пунктуационными правилами, определять второстепенные члены предложения и способы их выражения
проверочная работа
7-8
Тире между подлежащим и сказуемым.
2
комбинированный
тест
9-10
Тире в неполном предложении.
Соединительное тире.
Интонационное тире.
2
комбинированный
11
Диктант по теме «Простое предложение»
1
контрольный
12-13
Простое осложнённое предложение.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
2
повторения
комбинированный
знать: понятие об однородных членах предложения, их отличии от неоднородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, условия обособления второстепенных членов предложения, уточняющих членов предложения, сравнительных оборотах, обращениях, вводных словах и вставных конструкциях;
уметь: отличать обособленные члены от необособленных, правильно ставить знаки препинания при обособлении, уточнении, вводных словах, обращениях и вставных конструкциях, междометиях , отрицательных, утвердительных и вопросительно-восклицательных словах
проверочная работа
14
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях
1
тест
15-16
Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами
2
17-18
Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами
2
19-20
Знаки препинания при обобщающих словах
2
21-22
Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»
2
повторения
проверочная работа
23
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
1
24-25
Обособленные и необособленные определения
2
повторения
26
Обособленные приложения
1
повторения
27-28
Обособленные обстоятельства
2
повторения
29-30
Обособленные дополнения
2
повторения
31-32
Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»
2
повторения
проверочная работа
33
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
1
повторения
34
Знаки препинания при сравнительном обороте
1
повторения
35
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях
1
повторения
36
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
1
комбинированный
37-38
Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»
2
повторения
тест
39
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
1
контрольный
диктант
40-42
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
3
повторения
знать: понятие о сложном предложении, его отличии от простого предложения, видах сложных предложений в зависимости от способов связи частей предложения, условиях постановки знаков препинания между частями сложного предложения;
уметь: находить сложное предложение, отличать его от простого, ставить знаки препинания между частями сложного предложения
проверочная работа, тест
43-47
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным
5
комбинированный
самостоятельная работа
48-49
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
2
комбинированный
50-52
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
3
комбинированный
самостоятельная работа
53-54
Обобщение по теме «Сложное предложение»
2
комбинированный
55-57
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи.
3
повторения
знать: основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью;
уметь: видеть составные части предложений с чужой речью, правильно пунктуационно оформлять предложения с чужой речью
58
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
1
повторения
знать: о возможности авторских знаков препинания в текстах, о факультативных знаках препинания, правилах сочетаемости знаков препинания в предложении;
уметь: видеть авторские и факультативные знаки препинания
59-60
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»
2
комбинированный
знать: основные правила постановки знаков препинания внутри простого и сложного предложения;
уметь: давать характеристику предложения, определять наличие осложнения внутри предложения, правильно пунктуационно оформлять предложения любых видов
проверочная работа
тест
61
Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
контрольный
62-63
Культура речи. Стилистика.
2
повторения
знать: структуру экзаменационной работы, основные понятия и правила;
уметь: решать поставленные лингвистические задачи, составлять текст-рассуждение, находить проблему текста, подбирать примеры-аргументы
64-67
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий
4
комбинированный
тест
68-70
Сочинение в формате ЕГЭ.
3
развития речи
сочинение
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень контрольных мероприятий
Основные принципы русской пунктуации
входной контроль (административный диктант)
Словосочетание. Словосочетание как синтаксическая единица
знать: понятие о словосочетании, видах связи слов в словосочетании
уметь: определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного способа связи в другой
Простое предложение. Понятие о предложении.
Классификация предложений.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
знать: понятие о простом предложении, отличии его от сложного предложения, о способах выражения главных и второстепенных членов предложения, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении;
уметь: находить грамматическую основу предложения, ставить тире в соответствии с пунктуационными правилами, определять второстепенные члены предложения и способы их выражения
Проверочная работа.
Тест
Простое осложнённое предложение.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, при однородных и неоднородных приложениях.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обособленные и необособленные определения,
приложения, обстоятельства,
дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте,
при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
знать: понятие об однородных членах предложения, их отличии от неоднородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, условия обособления второстепенных членов предложения, уточняющих членов предложения, сравнительных оборотах, обращениях, вводных словах и вставных конструкциях;
уметь: отличать обособленные члены от необособленных, правильно ставить знаки препинания при обособлении, уточнении, вводных словах, обращениях и вставных конструкциях, междометиях , отрицательных, утвердительных и вопросительно-восклицательных словах.
Проверочная работа
Тест
Проверочная работа
Проверочная работа
Диктант
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
знать: понятие о сложном предложении, его отличии от простого предложения, видах сложных предложений в зависимости от способов связи частей предложения, условиях постановки знаков препинания между частями сложного предложения;
уметь: находить сложное предложение, отличать его от простого, ставить знаки препинания между частями сложного предложения
Проверочная работа.
Тест
Самостоятельная работа
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.
знать: основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью;
уметь: видеть составные части предложений с чужой речью, правильно пунктуационно оформлять предложения с чужой речью
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация
знать: о возможности авторских знаков препинания в текстах, о факультативных знаках препинания, правилах сочетаемости знаков препинания в предложении;
уметь: видеть авторские и факультативные знаки препинания
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».
знать: основные правила постановки знаков препинания внутри простого и сложного предложения;
уметь: давать характеристику предложения, определять наличие осложнения внутри предложения, правильно пунктуационно оформлять предложения любых видов
проверочная работа
тест
Культура речи. Стилистика.
знать: нормы литературного языка, особенности функциональных стилей речи
уметь: говорить, применяя в активной речи языковые нормы.
Подготовка к ЕГЭ
знать: структуру экзаменационной работы, основные понятия и правила;
уметь: решать поставленные лингвистические задачи
тест
Требования к уровню подготовки обучающихся
Реализация программы под редакцией Н.Г.Гольцовой предъявляет к учащимся следующие требования:
знать: определения словосочетания, простого и сложного предложений, основные виды простых и сложных предложений; порядок разбора словосочетания и предложения, условия постановки знаков препинания в простом осложненном и сложном предложении
уметь: анализировать строение и значение словосочетаний и предложений, правильно подбирать пунктуационное правило в зависимости от характеристики и осложнения предложения; объяснять постановку знаков препинания в предложении; составлять схемы словосочетаний и предложений
владеть: знаниями о словосочетании, предложении, их строении, видах связи и типах предложений, навыками разбора словосочетания, простого и сложного предложений
понимать: отличие однородных от неоднородных членов предложения, простого предложения от сложного, обособленных членов предложения от необособленных
применять: полученные орфографические и пунктуационные правила на практике, используя алгоритм, помогающий решить ту или иную пунктуационную задачу.
Учебно – тематический план
№
Основное содержание
Количество часов
1
Синтаксис и пунктуация.
Основные принципы русской пунктуации.
1
2
Словосочетание.
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи
1
3-5
Простое предложение.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
3
6-21
Простое осложнённое предложение.
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные и необособленные члены предложения и знаки препинания при них. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
16
23-27
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении.
5
28
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.
1
29
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
1
30-31
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»
2
22, 32, 33
Подготовка к ЕГЭ.
Разбор заданий ЕГЭ
3
34
Резервный
1
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Н.Г.Гольцова «.Русский язык. 10-11 классы». Программа курса. – М.: Русское слово, 2010.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 2010
3. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина «Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень». Поурочное планирование. – М.: Русское слово, 2010.
4. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина «Русский язык. 10-11 классы». Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2010.
5. Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева, Н.В.Соколова «Русский язык. Единый Государственный Экзамен. Типовые тестовые задания». – М.:Экзамен, 2010,2011гг.
6. А.Б.Малюшкин, Т.М.Крамаренко «Русский язык. Единый Государственный Экзамен. Тренировочные типовые задания с ответами». – М.: Сфера, 2011.
7. Д.Э.Розенталь «Русский язык. Сборник упражнений». – М.: Дрофа, 2010.
8. В.В.Бабайцева, А.К.Михальская «Русский язык. 10-11 класс» (профильный уровень). – М.: Дрофа, 2011.
9. Журнал «Русский язык в школе», 2005-2012 г.г.
15