Рабочая программа по биологии 11класс -базовый уровень
Пояснительная записка.
Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ( 34 часа ,1 час в неделю ). Составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. » Н.И.Сонина –М.: Дрофа , 2010.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии.В ней нашли отражение задачи,стоящие в настоящее время перед биологической наукой,решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса"Общая биология" основывается на знаниях учащихся,полученных при изучении биологических дисциплин в 5-9 классах средней школы.Изучение предмета также основывается на знаниях,приобретенных на уроках химии,физики,истории,физической и экономической географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ,которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.Рекомендуется проведение зачетных занятий в конце изучения материала раздела,которые сочетают письменную и устную формы изложения материала.Кроме того,в конце каждого семестра (полугодия) необходимо проведение курсоых экзаменов по всем темам,изученным учащимися за истекшее время.
Курс общей биологии на базовом уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы , осознании человека как части природы , продукта эволюции живой материи.
При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя-это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением , а также хранением , передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем , своего рода компьютеров со своими носителями данных , языками программирования , переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того , что глубокое изучение ее вожможно только с использованием научных методов и достижений разных наук-физики , химии , математики , информатики.
Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности . При этом следует донести до учащихся понимание того , что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют ,а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать , что предметом естественных наук является умопостигаемое , тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то , что некоторые биологические явления невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения , как дискуссии ,рефераты, доклады.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении и жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы,
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма ,использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами , инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты,
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации,
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний ,травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
Знать \ понимать
-основные положения биологических теорий(клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза),учений(о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере), -сущность законов(Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического),закономерностей(изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ),правил(доминирования Г.Менделя, экологической пирамиды),гипотез(чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека),
- строение биологических объектов: клетки(химический состав и строение),генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и экосистем(структуры),
-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма(онтогенез),взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирования приспособленности к среде обитания, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы,
-современную биологическую терминологию и символику,
- имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира,
-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии ( гетерозис , полиплоидия, отдаленная гибридизация , трансгенез ),
уметь :
-объяснять:роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов,
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строения и функций органоидов клетки, пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза, движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции,
-решать задачи разной сложности по биологии,
-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания, пищевые сети),
-описывать клетки растений и животных (под микроскопом),особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности, готовить и описывать микропрепараты,
-выявлять приспособления организмов к среде обитания,ароморфозы и идиоадаптации у растений и животнх,отличительные признаки живого(у отдельных организмов),абиотические и биотические компоненты экосистем,взаимосвязи организмов в экосистеме,источники мутагенов в окружающей среде(косвенно),антропогенные изменения в экосистемах своего региона,
-исследовать биологические системы на биологических моделях,
-сравнивать биологические объекты(клетки растений,животных,грибов и бактерий,экосистемы и агроэкосистемы),процессы и явления(обмен веществ у растений и животных,пластический и энергетический обмен,фотосинтез и хемосинтез,митоз и мейоз,бесполое и половое размножение,оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных,внешнее и внутреннее оплодотворение,формы естественного отбора,искусственный и естественный отбор,способы видообразования,макро- и микроэволюцию,пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения,
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,происхождения жизни и человека,человеческих рас,глобальные антропогенные изменения в биосфере,этические аспекты современных исследований в биологической науке,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках(учебных текстах,справочниках,научно-популярных изданиях,компьютерных базах,ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-грамотного оформления результатов биологических исследований,
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции ) и других заболеваний,стрессов,вредных привычек (курение,алкоголизм,наркомания ),
-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,отравлении пищевыми продуктами,
-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,поведению в природной среде,
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,искусственное оплодотворение ).
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ .
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:
-правильность и осознанность изложения содержания,полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,
-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,
-самостоятельность ответа,
-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :
-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,
-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание поняий,верно использованы научные термины,
-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,
-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :
-раскрыто основное содержание материала,
-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,
- ответ самостоятельный ,
-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :
-усвоено основное содержание учебного материала,но изложено фрагментарно,не всегда последовательно,
-определения понятий недостаточно четкие,
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,определении понятий.
ОТМЕТКА " 2 " ствится , если:
-основное содержание учебного материала не раскрыто,
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,
-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :
- ответ на вопрос не дан.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
1.Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать :
-самостоятельность подбора оборудования и объектов,
-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,
-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
ОТМЕТКА "5" ставится , если :
-правильно определена цель опыта ,
-самостоятельно и последовательно проведенвы подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,
-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :
-правильно определена цель опыта,
-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов
-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.
ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :
-правильно определена цель опыта,
-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,
-допущены неточности и ошибки при закладке опытов,описании наблюдений ,формулировании выводов.
ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:
- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,
-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :
-полное неумение заложить и оформить опыт.
2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать :
-правильность проведения наблюдений по заданию,
-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,
-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,
-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,
-логично,научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,
-допущена небрежностьв оформлении наблюдений и выводов.
ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :
-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,
-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :
-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,
-неправильно выделены признаки наблюдаемого объета ,
-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.
ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:
-не владеет умением проводить наблюдение.
Содержание учебной дисциплины.
№
Название темы ( раздела ).
Содержание темы (раздела)
Кол-во часов.
1.
Раздел 1. Эволюция.
24
Тема 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
6
Тема 2. Механизмы эволюционного процесса.
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция- эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
6
Тема 3. Возникновение жизни на Земле.
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
2
Тема 4. Развитие жизни на Земле.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея . Принципы систематики.
4
Тема 5 . Происхождение человека.
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
6
2
Раздел 2. Основы экологии.
10
Тема 6. Экосистемы.
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция , хищничество, паразитизм , симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
6
Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы.
Состав и функции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
2
Тема 8. Влияние деятельности человека на биосферу.
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
2
Практические занятия.
Тема «Развитие эволюционных идей».
Лабораторная работа№1"Описание особей вида по морфологическому критерию".
ТЕМА:"Механизмы эволюционного процесса".
Лабораторная работа№2 « Изучение изменчивости»
Лабораторная работа№3" Изучение приспособленности организмов к среде обитания ".
ТЕМА:"Экосистемы".
Практическая работа№1"Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)".
Календарно-тематическое планирование
курса общей биологии 11 класса при базовом уровне обучения .
( 1 час в неделю , 34 часа )
№
Тема урока.
Кол-во часов.
Дата.
Раздел 1. Эволюция.
24
Тема 1. Развитие эволюционных идей.
6
1
История представлений об эволюции живой природы.
1
2
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
1
3
Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина.
1
4
Эволюционная теория Чарлза Дарвина.
1
5
Вид: критерии и структура. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию »
1
6
Популяция- структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
1
Тема 2. Механизмы эволюционного процесса.
6
7
Факторы эволюции. Лаб.раб №2 «Изучение изменчивости»
1
8
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
1
9
Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора. Лаб.раб№3 " Изучение приспособленности организмов к среде обитания ".
1
10
Видообразование как результат эволюции.
1
11
Биологический прогресс и биологический регресс.
1
12
Доказательства эволюции органического мира.
1
Тема 3. Возникновение жизни на Земле.
2
13
Развитие представлений о возникновении жизни.
1
14
Современные представления о возникновении жизни .
1
Тема 4. Развитие жизни на Земле.
4
15
Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры.
1
16
Развитие жизни в палеозойскую эру.
1
17
Развитие жизни в мезозойскую эру .
1
18
Развитие жизни в кайнозойскую эру.
1
Тема 5. Происхождение человека.
6
19
Гипотезы происхождения человека.
1
20
Место человека в живой природе. Систематическое положение.
1
21
Основные этапы эволюции человека. Древнейшие люди.
1
22
Основные этапы эволюции человека. Древние люди.
1
23
Современный человек. Человеческие расы.
1
24
Контрольная работа №1 « Развитие эволюционных идей», « Механизмы эволюционного процесса», « Развитие жизни на Земле », « Происхождение человека».
1
Раздел 2. Основы экологии.
10
Тема 6. Экосистемы.
6
25
Организм и среда. Экологические факторы.
1
26
Абиотические факторы среды.
1
27
Биотические факторы среды.
1
28
Структура экосистем. Сообщества.
1
29
Поток энергии и цепи питания. Причины смены экосистем. Практическая работа№1"Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)".
1
30
Агроценозы.
1
Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы.
2
31
Биосфера- глобальная экосистема.
1
32
Круговорот химических элементов.
1
Тема 8. Влияние деятельности человека на биосферу.
2
33
Биосфера и человек. Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем.
1
34
Повторение и обобщение знаний по теме « Экология»
1
Источники информации и средства обучения.
ЛИТЕРАТУРА.
Для учащихся :
1. Сивоглазов В.И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс / Под.ред.проф. В.Б. Захарова . М.: Дрофа,2009.
2.Захаров В .Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.11 класс\Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.
3.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.11 класс \Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.
4.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10-11 классы \Под ред.проф. В.Б.Захарова.7-е изд.М.:Дрофа,2002.
5.Общая биология.10-11 классы \Под ред.акад.Д.К.Беляева,проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского.6-е изд.М.:Просвещение,1997.
Для учителя :
1.Айла Ф.,Кайгер Дж.Современная генетика.В 3 т.М.:Мир,1987.
2.Биологический энциклопедический словарь.М.:Советская энциклопедия,1989.
3.Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира (факультативный курс):Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.М.:Наука,1996.
4.Мамонтов С.Г.Биология:Пособие для поступающих в вузы.М.:Высшая школа,1992.
5.Медников Б.М.Биология:Формы и уровни жизни.М.:Просвещение,1994.
Научно-популярная литература
1.Акимушкин И.Мир животных (млекопитающие,или звери).М.:Мысль,1999.
2.Акимушкин И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).М.:Мысль,1999.
3.Ауэрбах Ш.Генетика.М.:Атомиздат,1996.
4.Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.М.:Академия,2001.
Методическая литература
1.Биология в школе.Сборник нормативных документов \Сост.В.И.Сивоглазов.М.,1987.
2.Комиссаров Б.Д.Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии.М.,1989.
3.Мягкова А.Н.,Сивоглазов В.И.Преподавание общей биологии.М.,1987.
4.Уроки общей биологии\В.М.Корсунская,Г.Н.Мироненко,З.А.Мокеева,Н.М.Верзилин.М..1986.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1.Таблица"Классификация растений".
2.Гербарные экземпляры растений.
3.Живые растения.
4.Таблица « Приспособленность организмов к среде обитания»
5.Таблица « Археоптерикс».
6.Таблицы" Развитие жизни на Земле".
7.Таблица" Систематическое положение человека в органическом мире".
8 Таблица « Человеческие расы».
9. Таблица « Паразитизм».
10. Таблица « Экологическая пирамида».
11. Таблица « Круговорот воды в природе».
Контроль уровня обученности.
Тема « Механизм Эволюционного процесса»
Учение об эволюции органического мира.
Тест:
Эволюция – это :
А) учение об изменении живых организмов.
Б) учение .объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами.
В) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы.
Г) раздел биологии ,дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
Движущей и направляющей силой эволюции является :
А) дивергенция признаков.
Б) разнообразие условий среды.
В) приспособленность к условиям среды.
Г) естественный отбор.
Единицей эволюционного процесса является :
А) особь.
Б) популяция.
В) мутация.
Г) вид.
Материалом для эволюционных процессов служит :
А) генетическое разнообразие популяций.
Б) вид.
В) благоприобретенные признаки.
Г) бесполезные и вредные признаки.
Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А) доклеточных форм жизни- вирусов.
Б) клеточных форм жизни.
В) биополимеров.
Г) фазовообособленных систем.
При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются :
А) не меняются определяющие эти признаки гены.
Б) не изменяются условия среды.
В) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки.
Г) сохраняются « живые ископаемые».
Приспособленность организмов носит относительный характер , так как :
А) любая адаптация целесообразна только в определенных условиях.
Б) ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование.
В) борьба за существование может привести к изменению вида.
Г) при резких изменениях условий группа вымирает.
ОТВЕТ:
1.-В , 2- Г,3- Б, 4- А, 5- Б, 6- А, 7-А.
Развитие жизни на Земле.
Развитие жизни в палеозое.
ТЕСТ.
ВАРИАНТ 1.
На какие периоды делится ранний палеозой ?
А) триасовый, юрский, силурийский.
Б) ордовикский, неогеновый , меловой.
В) кембрийский, ордовикский, силурийский.
В каком периоде появляются первые хордовые животные?
А) в силуре.
Б) в ордовике.
В) в кембрии.
Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений ?
А) появлением хлорофилла.
Б) появлением многоклеточных.
В) появлением проводящей ткани.
Предками каких животных считаются трилобиты ?
А) членистоногих.
Б) моллюсков.
В) инфузорий.
Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора ?
А) те, которые не имели внешнего скелета.
Б) те, которые могли жить в холодном климате.
В) те, которые могли выйти на сушу.
ВАРИАНТ 2.
В каком периоде появились кистеперые рыбы ?
А) в перми.
Б) в карбоне.
В) в девоне.
2. Какое изменение в строении организма позволило появиться первым земноводным ?
А) появление сердца.
Б) появление легких.
В) появление парных конечностей.
3.Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся ?
А) строение яйца.
Б) два круга кровообращения.
В) большая масса тела.
4. Необходимым условием для жизни растений на суше было :
А) наличие кислорода в атмосфере.
Б) наличие почвы.
В) наличие хлорофилла.
5. С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми ?
А) с общим потеплением климата.
Б) с увеличением водных пространств.
В) с общим похолоданием климата.
РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ В КАЙНОЗОЕ.
ТЕСТ.
Почему травы в условиях третичного периода вытеснили многие древесные формы растений ?
А) у трав короче сроки развития , а это выгодно в условиях общего похолодания.
Б) древесные формы не приспособлены к жизни в умеренном климате.
В) у трав быстрее передаются наследственные изменения из поколения в поколение.
2. Какой отряд был предком приматов?
А) зверозубые.
Б) насекомоядные.
В) человекообразные.
3. На каких территориях можно обнаружить сходный животный и растительный мир ?
А) Европа и Северная Америка.
Б) Индия и Австралия.
В) Южная Америка и Африка.
4. Что называют « неолитической революцией»?
А) появление человека.
Б) расселение людей по разным областям земли.
В) хозяйственную деятельность первобытного человека на земле.
5. К какому процессу в органическом мире привели оледенение и появление сухопутных мостов , исчезновение этих мостов ?
А) к общему биологическому прогрессу.
Б) к общему биологическому регрессу.
В) к появлению массовых ароморфозов.
ТЕМА « ЭКОСИСТЕМА»
ТЕСТ .
ВАРИАНТ 1.
В биогеоценоз входят :
А) только растения и окружающая среда.
Б) только среда , в которой существуют организмы.
В) организмы и окружающая среда.
Кто из перечисленных организмов является консументом в лесной экосистеме ?
А) зайцы,Б) грибы ,
В) бактерии ,
Г) растения.
3. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит :
А) редуцентам,
Б) консументам,
В) продуцентам.
4. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются :
А) бактерии,
Б) сосны,
В) белки, Г) насекомые.
5.В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы- продуценты- редуценты,
Б) редуценты- консументы- продуценты,
В) продуценты- консументы- редуценты.
ВАРИАНТ 2.
Заполните пропуски в тексте.
Производителями органического вещества в биоценозе являются -------------------------------------. Они используют ------------------энергию в процессе ----------------------.Организмы, потребляющие готовые органические вещества , называются --------.
Основная роль в минерализации органических веществ принадлежит -------------,
представителями которых могут быть -----------------и ------------------------.
Что из перечисленного может многократно вовлекаться в биологический круговорот ?
А) солнечная энергия, Б) органические вещества, произведенные растениями,
В) химические элементы.
Наиболее продуктивная экосистема-это :
А) джунгли,
Б) океан, В) тайга.
Какая из экологических систем наиболее устойчива ?
А) Та, в которой количество осадков понизилось по сравнению со средним на 50% , продукция упала на 30% , численность травоядных на 35%.
Б) Та, в которой количество осадков понизилось по сравнению со средним на 50% , продукция упала на 20% , численность травоядных на 5%.
В) Та, в которой количество осадков понизилось по сравнению со средним на 50% , продукция упала на 25% , численность травоядных на 25%.
15