Формы взаимоотношений живых организмов


Макарова Евгения ВячеславовнаУчитель биологииМБОУ «Старицкая СОШ»

Виды экологических взаимодействий:Нейтральные (00)Взаимновредные (--)Вреднонейтральные (-0)Взаимнополезные (++)Полезнонейтральные (+0)Полезновредные (+-)



Нейтрализм (00)Белка и лосьНа одной территории

аменсализм Вреднонейтральные отношения Ели и светолюбивые травы, растущие под нимиАмесализм – тип биотического взаимодействия, при котором один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. взаимополезныепротокооперацияПервичное сотрудничествомутуализмсимбиозОтношения постоянные (узкоспециализированные)Тесное взаимовыгодное сожительство симбиотические
Взаимополезные ++мутуализмпротокооперация Взаимополезные (++)

+ + Полезновредные (+-)хищничество


+- Полезновредные (+-)Разновидность хищничества – каннибализм

Полезнонейтральный +0нахлебничествоквартиранствокомменсализм Нахлебничество +0 квартиранство Полезнонейтральные (+0)Нахлебничество

Полезнонейтральные (+0) -коменсализмКвартиранство


Паразитизм -+эндопаразиты -+полупаразитизмГнездовой паразитизм
Полезновредные (+-)Грибы - паразиты


полупаразитизмЭффективно снижается численность вредных насекомых
Типы биотических связейВзаимополезные++Полезнонейтральные+0Полезновредные + -Взаимовредные - -мутуализмкомменсализмквартиранствонахлебничествохищничествополупаразитизмпаразитизмконкуренциясимбиоз ВыводыВ процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: обеспечению пищей, изменению среды обитания, расселению видов в пространстве.



Биологическая задача 1Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?
Биологическая задача 2Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
Домашнее задание: составить кроссворд, презентации. Спасибо за внимание!