Формы взаимоотношений живых организмов
Макарова Евгения ВячеславовнаУчитель биологииМБОУ «Старицкая СОШ»
Виды экологических взаимодействий:Нейтральные (00)Взаимновредные (--)Вреднонейтральные (-0)Взаимнополезные (++)Полезнонейтральные (+0)Полезновредные (+-)
Нейтрализм (00)Белка и лосьНа одной территории
аменсализм
Вреднонейтральные отношения Ели и светолюбивые травы, растущие под нимиАмесализм – тип биотического взаимодействия, при котором один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.
взаимополезныепротокооперацияПервичное сотрудничествомутуализмсимбиозОтношения постоянные (узкоспециализированные)Тесное взаимовыгодное сожительство
симбиотические
Взаимополезные ++мутуализмпротокооперация
Взаимополезные (++)
+ +
Полезновредные (+-)хищничество
+-
Полезновредные (+-)Разновидность хищничества – каннибализм
Полезнонейтральный +0нахлебничествоквартиранствокомменсализм
Нахлебничество +0
квартиранство
Полезнонейтральные (+0)Нахлебничество
Полезнонейтральные (+0) -коменсализмКвартиранство
Паразитизм -+эндопаразиты
-+полупаразитизмГнездовой паразитизм
Полезновредные (+-)Грибы - паразиты
полупаразитизмЭффективно снижается численность вредных насекомых
Типы биотических связейВзаимополезные++Полезнонейтральные+0Полезновредные + -Взаимовредные - -мутуализмкомменсализмквартиранствонахлебничествохищничествополупаразитизмпаразитизмконкуренциясимбиоз
ВыводыВ процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: обеспечению пищей, изменению среды обитания, расселению видов в пространстве.
Биологическая задача 1Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?
Биологическая задача 2Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
Домашнее задание: составить кроссворд, презентации.
Спасибо за внимание!