Психофизиологические новообразования детей младшего школьного возраста в пределах возрастной нормы
Психофизиологические новообразования детей младшего школьного возраста в пределах возрастной нормы
Психофизиологические особенности, характерные данному возрасту (норма) Педагогические трудности Рекомендации учителю
Возраст 6-8 лет
Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
Резко снижается количество движений
Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам Применение здоровье-сберегающих технологий
Проведение частых физминуток, упражнений на развитие мелкой моторики
Соблюдение норм письма
Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
Мышление наглядно-образное
Велика значимость первой сигнальной системы
Расширяется смысловое значение слова Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
Частая смена видов деятельности
Применение наглядности
Занимательность материала
Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям Нежелательные защитные поведенческие реакции
Гасится положительное отношение к учебному труду
Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным Создание ситуации успеха
Атмосфера доверия и сотрудничества
Вовлечение в коллективную деятельность
Повышенная любознательность
Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать вое решение с заданным учителем образцом и правилом Развивать процессы мышления
Самооценка и взаимооценкарефлексия
Ребенок учится управлять самим собой
Переход из игровой в учебную деятельность
Осознание того, что учеба – это труд
Бурное развитие лингвистических способностей
Синзитивный период для музыкальных способностей
Умение доводить игру до конца Чувство страха перед ответом
Неумение обосновать свой ответ
Привязанность к одному учителю
Растерянность перед требованиями учебной деятельности
Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
Умение приспосабливаться к ситуации Создание ситуации успеха
Формирование коммуникативных ,познавательных и регулятивных УУД
Возраст 8-12 лет
Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
Становится невозможным управление отсталыми детьми Дифференцированные формы заданий
Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания Затрудняется формирование и использование моторных умений
Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций Соблюдение норм письма
Частая смена видов деятельности
Применение наглядности
Занимательность материала
Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости
Атмосфера доверия и сотрудничества
Вовлечение в коллективную деятельность
Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день) Внеурочная занятость учащихся
Осознание общих принципов классификации
Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение
Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний Применение здоровье-сберегающих технологий
Преемственность в обучении
Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств воспитание личностных качеств
Завершение формирования наглядно-образного мышления
Умение ставить перед собой цель
Умение выделять учебные задачи
Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
Уметь осознанно делать выводы
Уметь аргументированно отстаивать свое мнение Не воспринимает объяснения учителя на слух
Работа на механической памяти
Занижен темп чтения вслух
Нежелание развивать понятийное мышление
Ориентация на отметку Использование ИКТ
Словесное оценивание
Перевод информации из одних форм в другие(схемы,таблицы)
рефлексия
Интенсивный рост
Первый пубертатный период
Знакомство со своими способностями
Умение работать с планом,
тезисом,
конспектом,
схемой,
таблицей,
Управление своим вниманием
Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
Владение монологической речью, диалогом
Частые заболевания
Неадекватные реакции на окружающих
Подавленное настроение
Бросают работу, если трудно или не интересно
Отказываются публично выступать
Не реагируют на отрицательные отметки Использование индивидуальных и творческих заданий
коллективных форм работы
соблюдение норм домашних заданий
воспитание личностных качеств
повышение учебной мотвивации