Урок по истории на тему Олимпийские игры в Древней Греции 5 класс


Урок по истории в 5 классе
Тема урока. «Олимпийские игры в Древней Греции».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Цель урока - достичь образовательных результатов:
Личностный результат – сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, уметь работать в группе.
Предметный результат – знать основные события, связанные с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции, характеризовать его вклад в мировую культуру, уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из дополнительного материала.
Задачи:
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
На основе работы с текстом учебника и дополнительным материалом, с исторической картой узнать об основных событиях, связанных с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции, установить логические связи между этим событием и современностью.
В ходе коллективного обсуждения осознать значение возникновения Олимпийских игр и их влияние на современную цивилизацию.
4.Продолжить отработку умения формулировать и аргументировать собственное мнение, работать в команде.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства обучения
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность обучающихсяДеятельность учителя Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1.организационный
2. Мотивационный
3. Совместное исследование проблемы. Актуализация знаний.
4. Планирование деятельности
Поиск решения проблемы.
5.Открытие нового знания.
Первичная проверка умения работы с картой.
Первичное проверка понимания.
Предъявление результатов деятельности групп.
6.Выражение решения. Применение нового знания
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
7.Домашнее задание
8.Рефлексия
Создать эмоциональный настрой для успешной работы
Организовать класс для дальнейшей работы
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Определение темы. Постановка целей и задач.
Поиск решения учебной задачи
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.Включение нового знания в систему знаний
-Проверка выполнения задания группы,- записи в таблицу,
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку
Организует разделение класса на группы и получение материала с заданиями для каждой группы.
2.Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут цели и задачи.
(у учителя в руках изображение лаврового венка и символов Сочинской олимпиады. -Что связывает эти предметы?
-Как вы думаете о чем наш урок? (записывается тема )-Определим цель работы.
3.-Что вам известно об Олимпийских играх? (древних и современных) Как вы думаете, почему спортивные игры, в которых эллины демонстрировали свою силу, ловкость, свободу, назвали Олимпийскими?
– Назовите главных богов древних греков.
– Какие качества требовались от граждан Афинского полиса?
-Что такое полис, демос?
На доске делается запись ЗНАЕМ: Что такое полис, демос, аристократия.
2. Каким богам поклонялись.
3. Идеалы древних греков: физическое и интеллектуальное развитие.
Организует устный коллективный анализ задачи и пути ее решения:
- Представьте себе, что вам надо исследовать и сделать сравнительный отчет об Олимпийских играх в Древней Греции и современных. Предложите вопросы для сравнения, что вы будете сравнивать?
(Приложение 1)
Для того, чтобы выполнить задание, что мы должны узнать? На доске запись НАДО УЗНАТЬ: Как проходили игры. Кто мог участвовать. Как организованы игры в наше время.
Организует проверку выполнения опережающего задания (мифы об основании Олимпийских игр)
Организует работу с настенной картой «Древняя Греция» (путешествие в Олимпию-рассказ учителя)
Предлагает выполнить задание № 1(Приложение) по контурной карте.
Проводит первичную проверку знаний умений (работа с картой)
Организует учебное взаимодействие учеников
Предлагает ознакомиться с полученными заданиями, наметить пути решения, начать заполнять таблицу.
-Давайте ознакомимся с результатами вашей работы.(Выслушиваются ответы учащихся)
Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать. Дает необходимый дополнительный материал о современных Олимпийских играх.
Поработайте в парах – обсудите и выскажите своё мнение:
в чём сходство и в чём различия между современными и древнегреческими Олимпийскими играми?
Используя свои новые знания, выполните задание № 3 (приложение).
Проверьте правильность по образцу.
Оцените ответ, используя критерии.
Организует дифференцированную коррекционную работу
-При наличии ошибок:
-Найдите необходимый материал в тексте, выделите правильный ответ, запомните
Комментирует домашнее задание, предлагая на выбор 2 разных по сложности задания:
1) Составьте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя;
2) Что вам нравится и что не нравится в Олимпийских играх Древней Греции
Анализирует деятельность по достижению цели
Высказывают собственное мнение. Фиксируют проблему.

Отвечают на вопросы, работают со словарем, определяют понятия.
Выявляют причинно-следственные связи
Формулируют вопросы по теме, аргументируют
Составляют вопросы для сравнительнойтаблицы вместе с учителем
Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть.
Отрабатывают умение работать с картой, используя ранее полученные и новые знания, умения.
Изучают материалы учебника и дополнитель-ного материала, обсуждают, выделяют нужноеДемонстрируют умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.
Вносят предложения по записи в соответствующую графу
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя
Проверяют наличие всего необходимого для работы на уроке.
Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
Строят речевые высказывания
Работают в парах,
Воспринимают информацию, применяя основные термины и понятия
Совместно работают в группе, выдвигают выступающего от группы.
Выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись
Выступления представителей групп перед  классом,
Демонстрируют
освоение способов совместной деятельности,
формирование навыков речевой деятельности
Рефлексия своих действий Уметь организоваться к работе
Принимают и сохраняют учебную цель
Исследуют условия учебной задачи, вырабатывают совместные действия
Определяют цель, проблему в учебной деятельности
Планирование, коррекция действий членов группы
Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль.
Осуществляют пошаговый контроль по результату
самооценку;
самопроверку
Приложение № 1. Заполнить таблицу. Олимпийские игры.
В древности сегодня
Периодичность
Место проведения
Продолжительность
Традиции
Виды спорта
Награды
Приложение 2.
Задание № 1.Работа с картой. Прослушать рассказ учителя об Олимпии. На контурной карте отметьте место проведения Олимпийских игр и греческий город, откуда ваша команда прибудет в Олимпию. Проведите маршрут вашего путешествия и словами опишите его. Покажите этот маршрут на настенной карте.
Задание № 2.
1 группа
Подготовка к играм, участники
1)    прочитать текст в учебнике в § 33 пункт «Подготовка к играм»
2)    изучить дополнительные материалы
3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в таблицу.
Дополнительные материалы:
Олимпийские игры были в Элладе национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. С приближением игр специальные послы направлялись во все греческие города, провозглашая «священное перемирие». Всякие войны прекращались, никто не имел права не только применять оружие, но даже вносить его на территорию Элиды.
Кого только не видела Олимпия в дни традиционных празднеств! Афиняне добирались сюда за пять – шесть дней пешком. По реке Алфей лодки с гостями поднимались от устья до Олимпии. Города посылали священные посольства. Вся долина расцвечивалась разноцветными палатками болельщиков и торговцев. Перед посетителями выступали актеры, акробаты, певцы. Каждый, кто хотел прославиться, должен был побывать в Олимпии. Ученые показывали изобретения, художники – картины. На ступенях храмов поэты читали свои произведения. «Отец истории» Геродот однажды прочел собравшимся отрывки из принесшего ему славу труда. Считают, что он стал известен именно после выступления на Олимпийских играх.
2 группа
Организация соревнований
1)    прочитать текст в учебнике в § 33 , в пункте «Пять незабываемых дней» абзацы 1,2,3.
2)    изучить дополнительные материалы
3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, обязательно записать на доске новый термин, продумать запись в таблице
Дополнительные материалы:
 Вначале вся программа соревнований Олимпийских игр укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как они становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали продолжительнее – до пяти дней
 В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» - примерно так она звучала
 Элладониками назывались лица следившие за выполнением правил состязаний. Это были судьи и распорядители игр. Они наблюдали за подготовкой мест соревнований за отбором их участников, за ходом состязаний, присуждали награды победителям. Элладоники имели право лишить атлета победы, достигнутой нечестным путем, могли наложить на него штраф и даже подвергнуть телесному наказанию

3 группа
Виды спорта
1)   прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 3 абзаца на стр.151  до последнего абзаца в пункте.
2)   изучить дополнительные материалы
3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал»
Дополнительные материалы:
В программу античных олимпийских игр входили:
- бег на один стадий (стадиодром) – с 1 -й Олимпиады
- бег на два стадия (диаул) – с 14-й Олимпиады
- долгий бег (долиходром) – с 15-й Олимпиады
- борьба и пятиборье (пентатлон) – с 18-й Олимпиады
- кулачный бой – с 23-й Олимпиады
- гонки на колесницах – с 25-й Олимпиады
- панкратион (состязания, содержавшие элементы борьбы и кулачного боя) и скачки – с   33-й Олимпиады
- бег в полном вооружении – с 65-й Олимпиады
Начиная с 37-й Олимпиады, проводились также различные состязания мальчиков (до18 лет)
Схватки борцов и кулачных бойцов временем не ограничивались. Поединок продолжался до полного изнеможения одного из спортсменов.
О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить - так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. 
4 группа
 Награждение, награды
1)    прочитать текст в § 33 на стр. 153 один последний абзац в пункте «Пять
      незабываемых дней» и в пункте 5 «Возращение в родной город» 1ый абзац
2)  изучить дополнительные материалы
3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление
      перед классом, предложить краткую запись в таблицу
Дополнительные материалы:
После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей
Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги.Их награждали лавровой ветвью или лавровым венком. В их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. От города победителю полагалось: пурпуровая одежда, деньги, почетное кресло в театре, пожизненное питание, освобождение от налогов
Приложение 3.
Игра «Да - Нет».
Необходимый уровень
Олимпийские игры проводились на горе Олимп?
Олимпийские игры посвящались богу Зевсу.
Олимпийские игры в наше время проводятся с той же периодичностью, что и в Древней Греции
Отметь на ленте времени даты: 621 г. до н.э., 776 г. до н.э., 594 г. до н.э.
Повышенный уровень. Обведи на ленте времени дату события, соответствующего первым Олимпийским играм
I тысячелетие до н.э. Наша эра
X IX VIII VII VI V IV III II I I тыс. II тыс.
6. Объясни, почему жителям XXI века очень важно, что Олимпийские игры проходят именно в их стране?