Статья Не ленись создавать красоту.
Иванова Н.А.
Не ленись создавать красоту.
Воспитать у подростков любовь к труду самыми пылкими и возвышенными призывами невозможно. Но можно научить их относиться к трудовой деятельности, с уважением, желанием, увлечением, помочь им увидеть результат своего труда. Поскольку любая трудовая деятельность конкретна, то для выполнения реального производственного задания нужно обучить школьников специальным знаниям, умениям, навыкам. Совсем не обязательно, что они выберут в дальнейшем именно ту профессию, первоначальные специальные знания по которой у них сформировались в школе, а умения и навыки закрепились в производственном труде. Но ведь речь идет о формировании личности подростка. «Надо воспитывать у учащихся готовность сознательно выполнять всякую работу, необходимую для общества»,- писал В.А. Сухомлинский. Где бы не трудились затем выпускники школ, трудовая закалка, само отношение их к труду и людям труда формируется в юношеском возрасте. Сухомлинский был убежден, чем раньше ребенок познает радость творческого труда, тем больше уверенности в том, что из него вырастет умелец, которому будут чужды лень и скука, поэтому передача мастерства это важная и благородная задача.
На сегодняшний день в школах накоплено множество программ допрофессионального обучения учащихся, организованы кружки по интересам, созданы различные мастерские, в которых школьники могут выявить свое внутреннее признание к той или иной деятельности. Но, конечно, от педагога зависит: насколько он искренен и владеет тем набором знаний и качеств, которые стремится заложить в ребенка. А в кружковой работе, как ни где, нельзя «вбивать» знания и умения без увлечения. Только увлеченность позволяет постигать секреты мастерства. Способности развиваются быстрее и радостнее в объединенном общими идеями, целями и традициями коллективе, где старшие всегда помогут младшим, где идет не просто процесс обучения операциям, а процесс обучения творчеству. А для этого в кружке помимо основной деятельности проводятся конкурсы, выставки, экскурсии и праздники. Мало, чтобы кружок просто занимал свободное время детей, важно, чтобы он давал ребенку возможность самовыразиться и самоутвердиться. А радость он получает оттого, что своими руками может делать подарки своим родным и близким.
Образование я получила среднетехническое, но по воле судьбы в 1990 году случайно познакомилась с ковровой вышивкой, влюбилась в эту технику и связала с ней свою судьбу. Свои первые шаги как руководителя кружка я вспоминаю с ужасом. Ничего не понимая в этой специальности, я первую свою группу набрала 30 человек и начала их обучать с «нуля». Сказать, что я уставала, это не сказать ничего. После такой огромной группы я дома просто падала и просила семью меня не беспокоить. Я ничего не знала о работе в кружке и считала, что на занятия должно приходить столько человек, сколько находится в классе, человек 25 – 30. Но прошло время, и я все узнала на практике, сколько детей должно быть в кружке, как строить занятия, как общаться с детьми. Мы учились друг от друга, совместно отрабатывали технологию, придумывали свои правила и у нас со временем получились ковры, которые очень отличаются от тех, которые делали раньше в технике петельной вышивки. Примеры прежних (старых) ковров можно найти в книге А.Г.Гусевой «Нетканый гобелен или вышивка петлей» издательство «Культура и традиции» Москва 2007 год. Наши ковры имеют четкий рисунок и больше похожи на рисованные картины, поэтому мы называем нашу технологию «ковровая вышивка».
Многим кажется, что работать в технике «ковровая вышивка» легко. Попробуйте, и вы узнаете, какова его сложность. Ведь я допускаю детей до участия в выставках только на 3 год обучения, и то не каждого. Воссоздать образ животного на полотне сложно, а изобразить лицо человека еще сложней. Но еще труднее исполнить геометрические элементы: здания, машины, паровозы. Их нужно выполнить так филигранно, чтобы не исказились элементы оригинала, чтобы дом был похож на дом, а машина на машину. Чем старше ребенок, тем сложнее работу можно ему доверить. Поэтому дети, которые посещали кружок более трех лет, смогли исполнить триптих любимый город. Эти работы украшают у нас в школе лестничный марш. Их выполнили мои ученицы: Крекова Катя 15 лет, Стрелкова Капа 13 лет, Мусатова Настя 16 лет.
Для выставок мы отбираем только самые лучшие изделия. Начиная с 2000 года, когда на городских выставках стали вводить номинации: «Ковровая вышивка», «Ковроделие» или «Ковроткачество», обучающиеся стали занимать призовые места, а с 2006 года стали получать дипломы лауреатов городских и областных выставок. Но выставочная деятельность – это не основная цель нашего коллектива. Важно, чтобы в кружке было взаимопонимание педагога и учащихся, доброе отношение детей друг с другом. Самые лучшие взаимоотношения между взрослыми и детьми складываются тогда, когда их объединяет духовная общность, совместные интересы, переживания, общее дело. Только в такой обстановке ребенок раскрепощается и творит красивые, добрые вещи. Разве можно сравнить ковер выполненный ребенком с покупными коврами. И ведь не зря многие родители, ценя труд ребенка, каждую работу оформляют и вешают на стену, им жалко пользоваться такими работами, жалко на них сидеть, по ним ходить.
Я стремлюсь развить в детях повышенный интерес к прикладному творчеству, помогаю детям утвердиться через творческий процесс. Сухомлинский говорил, что интеллект ребенка расположен на кончиках пальцев, поэтому наше творчество помогает ребенку в учебе, развивает мышцы руки, развивает усидчивость и внимание, повышает успеваемость.
В свое время я пришла к выводу, что с детьми проще работать по своей авторской программе, тем более, что программ по ковровой вышивке не существует. Я разработала ее, назвала «Ковровая вышивка», обозначила как составительскую, и в 2002 году получила разрешение в областном методическом совете «Дворца молодежи» города Екатеринбурга по ней работать. Программу я сориентировала на детей среднего школьного возраста и составила с учетом особенностей подросткового возраста. Программой предусматриваются следующие виды деятельности: ручной труд, ролевые игры, экскурсии на выставки, практическое овладение профессией, включение учащихся в профессиональный мир с учетом их склонностей, интересов и способностей, эстетического воспитания на основе народного промысла.
Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Происходит формирование системы личных качеств. Декоративно – прикладное искусство дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и самоутвердиться, реализовать свои способности через творческий процесс. Таким образом, возрастает ценность своего «я» и вместе с тем повышается позитивное и критическое отношение к окружающему миру.
Работа в кружке строится от простого к сложному. Сначала дети знакомятся с правилами работы ковровой иглой, далее выполняют три по степени сложности ковра: с геометрическим рисунком, с цветочным орнаментом, с изображением животного. На это уходит полгода работы. Дальше происходит стимуляция детей к выполнению качественных работ. У нас в кружке есть деревянные рамки разного размера. Самая маленькая имеет размер 32*32 см. Если ребенок хорошо выполняет ковер, не имеет ошибок, получает положительную характеристику своего преподавателя, то он переводится на следующую рамку 40*40 см. и т.д. В кружке находится 6 типоразмеров рамок. В первый год обучения учащиеся делают ковровые изделия двух размеров 32*32 см. и 40*40 см. А на второй и последующие годы обучающиеся делают ковры на рамке 50*50 см., 60*70* и 60*90 см.
Занятия в кружке способствуют развитию трудолюбия, терпения, усидчивости, самостоятельности, умению довести начатое до конца, умению общаться в разновозрастном коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке. Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую работу с декоративно - прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое начатое дело. А это очень важные качества в любой профессии. Именно поэтому работа в кружках и студиях позволяет ребенку в дальнейшем легко приспособиться к любой среде, в которой ему придется учиться или работать. А умение работать руками позволит ребенку не испытать испуг, в случае если он не поступит в Вуз, так как умения и навыки приобретенные им в дополнительном образовании пригодятся ему в современном мире при выборе любой профессии.
Успешный человек – это человек, который сумел реализоваться в современном мире, нашел свой путь, свою дорогу. А найти этот путь помогут те качества, которые воспитаны и востребованы в системе дополнительного образования. Чаще всего в систему дополнительного образования приходят дети, которые в общеобразовательной школе непризнанны, забиты, отвергнуты, а работа в разновозрастном сообществе детей позволяет им поверить в себя, дает возможность открыться, повысить свою значимость и уверенность. Дети меняются на глазах, превращаются в уверенных членов коллектива, способных отстоять свою точку зрения, получают возможность защищать честь коллектива на различных выставках и конкурсах.
Таким образом, дополнительное образование дает возможность каждому ребенку стать успешным, востребованным в современном мире, с чувством собственного достоинства и уверенности в завтрашнем дне.
Заголовок 115