Схема плана урока на основе системно-деятельностного метода обучения «Получение трансгенных организмов. ГМО в продуктах питания»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ- ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
По теме: «Получение трансгенных организмов. ГМО в продуктах питания»
Дисциплина: ОУД. 12 «Биология»
Специальность: 25.01.10 Лесное и лесопарковое хозяйство
Автор- составитель: Лищенко Лена ЛевоновнаАпшеронск, 2017г.
Схема плана урока
на основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока: «Получение трансгенных организмов. ГМО в продуктах питания».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: узнать о генно модифицированных организмах.
Планируемый результат (для учащихся):
Личностные:
Сформировать эстетическое отношение к живой природе.
Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Метапредметные:
Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение способов и методов получения модифицированных организмов.
Предметные:
Формировать умения видеть проблему, делать выводы, давать определение понятиям.
Выделять существенные признаки биологических объектов и процессов.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
Задачи урока:
Воспитывающая: формирование познавательного интереса учащихся, направленного на изучение живых организмов.
Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний.
Обучающая: обобщить теоритический и фактический материал по основам генной инженерии, проверить усвоение конкретного фактического материала, углубить и расширить знания учащихся.
Оборудование: презентация, наглядный материал, памятки.
Описание хода урока
Организационный момент.
Название технологических этапов урока, их содержания Конспект урока
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Ребята помните у А.С. Пушкина в сказке о царе Салтане описывается следующее:
«Родила царица в ночь
Не то сына не то, дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А не ведому зверушку»,
Конечно А.С. Пушкин преувеличивал, но в этом есть доля правды. Как вы думаете, возможно ли на сегодняшний день получение таких организмов?
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Вспомним с вами основные понятия необходимые нам для изучения новой темы:
Генетика- наука изучающая два фундаментальных свойства живых организмов- наследственность и изменчивость.
Ген- участок ДНК отвечающий за развитие определенного признака.
Селекция- наука изучающая способы и методы получения новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Основные методы в селекции растений:
-гибридизация-скрещивание растений с разными признаками;
-полиплоидия-кратное увеличение числа хромосом;
3. Основные методы селекции микроорганизмов:
- генная инженерия;
- клеточная инженерия;
Ребята, а что же кроме новых штаммов микроорганизмов получено с помощью генной инженерии (ГМО).
Выявление места и причины затруднения.
Учитель организует выявления учащимися затруднения. Учит учащихся находить ответ в тексте, правильно формулировать понятия.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учитель предлагает прорешать тестовые задания предложенные на слайде:
Моногибридное гетерозиготное скрещивание записывается так:
1)Аа x вв 2)АА x вв3)Аа x аа 4)Аа x АаОпределите генотип потомства (F1) при скрещивании растений кукурузы ААвв х ааВВ1)ааВВ 2)ААвв3)Аавв 4) АаВвИзучение нового материала.
Учитель предлагает прослушать информацию о ГМО:
Трансгенными могут называться те виды растений, в которых успешно функционирует ген (или гены) пересаженные из других видов растений или животных. Делается это для того, чтобы растение-реципиент получило новые удобные для человека свойства, повышенную устойчивость к вирусам, к гербицидам, к вредителям и болезням растений. Пищевые продукты, полученные из таких генноизмененных культур, могут иметь улучшенные вкусовые качества, лучше выглядеть и дольше храниться. Также часто такие растения дают более богатый и стабильный урожай, чем их природные аналоги.
Что такое генетически измененный продукт? Это когда выделенный в лаборатории ген одного организма пересаживается в клетку другого. Вот примеры из американской практики: чтобы помидоры и клубника были морозоустойчивее, им «вживляют» гены северных рыб; чтобы кукурузу не пожирали вредители, ей могут «привить» очень активный ген, полученный из яда змеи; чтобы скот быстрее набирал вес, ему вкалывают измененный гормон роста (но при этом молоко наполняется гормонами, вызывающими рак); чтобы соя не боялась гербицидов, в нее внедряют гены петунии, а также некоторых бактерий и вирусов. Соя — один из основных компонентов многих кормов для скота и почти 60% продуктов питания. К счастью, в России, как и во многих странах Европы, генетически измененные сельхозкультуры (в мире их создано больше 30-ти видов) пока не распространяются такими быстрыми темпами, как в США.
Создание трансгенных растений в настоящее время развиваются по следующим направлениям:
1. Получение сортов сельскохозяйственных культур с более высокой урожайностью.
2. Получение сельскохозяйственных культур, дающих несколько урожаев в год (например, в России существуют ремонтантные сорта клубники, дающие два урожая за лето).
3. Создание сортов сельскохозяйственных культур, токсичных для некоторых видов вредителей (например, в России ведутся разработки, направленные на получение сортов картофеля, листья которого являются остро токсичными для колорадского жука и его личинок).
4. Создание сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям (например, были получены устойчивые к засухе трансгенные растения, имеющие в своем геноме ген скорпиона).
5. Создание сортов растений, способных синтезировать некоторые белки животного происхождения (например, в Китае получен сорт табака, синтезирующий лактоферрин человека).
Методы создания трансгенных организмов:
1.Существует бактерия Agrobacterium tumefaciens (Лат.- полевая бактерия, вызывающая опухоли), которая обладает способностью встраивать участки своей ДНК в растения, после чего пораженные клетки растения начинают очень быстро делиться и образуется опухоль. Сначала ученые получили штамм этой бактерии, не вызывающий опухолей, но не лишенный возможности вносить свою ДНК в клетку. В дальнейшем нужный ген сначала клонировали в Agrobacterium tumefaciens и затем заражали уже этой бактерией растение. После чего инфецированые клетки растения приобретали нужные свойства, а вырастить целое растение из одной его клетки сейчас не проблема.
2. Клетки, предварительно обработанные специальными реагентами, разрушающими толстую клеточную оболочку, помещают в раствор, содержащий ДНК и вещества, способствующие ее проникновению в клетку. После чего выращивали из одной клетки целое растение.
3. Существует метод бомбардировки растительных клеток специальными, очень маленькими вольфрамовыми пулями, содержащими ДНК. С некоторой вероятностью такая пуля может правильно передать генетический материал клетке и так растение получает новые свойства. А сама пуля ввиду ее микроскопических размеров не мешает нормальному развитию клетки.
Учитель предлагает ребятам рассмотреть под электронным микроскопом клетку трансгенного растения (клетка семени кукурузы) и сравнить ее строение с клеткой обычного растения.
Последствия применения трансгенных продуктов:
Генетически модифицированные продукты, вне всякого сомнения, могут содержать токсины и представлять угрозу для здоровья людей.
Генетически модифицированные продукты вызывают пищевые аллергии.
Определение присутствия ГМО в продуктах питаня:
минздрав России ввел обязательную маркировку продуктов, содержащих более пяти процентов генетически модифицированного источника. Для идентификации продуктов, полученных из ГМО лабораторным путем, необходимо приобретение оборудования для ПЦР-диагностики.
Так что даже специалист, не имея под рукой профессиональных инструментов или даже целой лаборатории, не скажет вам с уверенностью — есть на вашем столе трансгенные продукты или нет.
Если вы хотите исключить из своего рациона ГМ-пищу, то вам следует избегать продуктов, в состав которых входят такие компоненты, как Е322, Е153, Е160, Е161, Е308-9, Е471, Е472а, Е473, Е465, Е476b, Е477, Е479, Е570, Е572, Е573, Е620, Е621, Е622, Е633, Е624, Е625, Е150, Е415.
Самостоятельная работа.
Включение в систему заданий повторения Ученикам предлагается небольшая исследовательская работа.
Учитель выдает ребятам памятки и определенный набор продуктов. Им необходимо исследовать упаковку и выявить имеются в их составе генно модифицированные организмы или нет.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организуется самооценивание учениками собственной деятельности на уроке. Учитель задает вопросы по пройденной теме. Учениками обсуждается вопрос о необходимости применения ГМО в продуктах питания. Задается домашнее задание: провести исследование продуктов питания у себя дома.
В конспекте хода урока содержится:
цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;
Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.
Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.
Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания