Методическая разработка для преподавателя тема: Катетеризация мочевого пузыря


Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
РАССМОТРЕНО:УТВЕРЖДЕНО:
Цикловой комиссией Зам. директора по УВР
от «___»________200__г. И. Г. Золочевская
Протокол №_________ ___________________
____________________
Председатель________ «___»_________200__г.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
практического занятия для преподавателя
по модулю ПМ04 МДК04.03. «Выполнение работ
по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Тема: "Катетеризация мочевого пузыря"
Для обучающихся по специальностям 34.02. 01 "Сестринское дело",
31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02. "Акушерское дело"
Работу выполнила преподаватель
ПМО4 «Выполнение работ по
профессии младшая медицинская
сестра по уходу за больными»
Н. Е. Шелякина
г. Нижневартовск
2015г.
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
РАССМОТРЕНО:УТВЕРЖДЕНО:
Цикловой комиссией Зам. директора по УВР
от «___»________200__г. И. Г. Золочевская
Протокол №_________ ___________________
____________________
Председатель________ «___»_________200__г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателя
по модулю ПМ04 МДК04.03. «Выполнение работ
по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Тема: «Катетеризация мочевого пузыря»
Для обучающихся по специальностям 34.02. 01 "Сестринское дело",
31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02. "Акушерское дело"
Работу выполнила преподаватель
ПМ04 "Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу
за больными" Н. Е. Шелякина


г. Нижневартовск
2015 год


Пояснительная записка
к методической разработке практического занятия для преподавателя по модулю ПМ04 МДК04.03. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: «Катетеризация мочевого пузыря»
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений, практического опыта по теме: Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: катетеризации мочевого пузыря, в процессе сестринского ухода в ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на 34.02. 01 "Сестринское дело", 31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02. "Акушерское дело"
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
уметь:
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок т.д.;
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Опрос по предыдущему материалу» (Приложение), «Изложение нового материала» (приложение), «Самостоятельная работа студентов» (приложение), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение), Подведение итогов (приложение).

Учебно-методический комплекс состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описания хода занятия», «Опрос по предыдущему материалу» (Приложение), «Изложение нового материала» (приложение), «Самостоятельная работа студентов» (приложение), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение), Подведение итогов (приложение).
Методическая разработка
Тема занятия: "Катетеризация мочевого пузыря"
Место проведения кабинет доклинической практики.
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1.Образовательная: получить умения, практический опыт катетеризации мочевого пузыря мужчине, женщине, осуществления ухода за промежностью пациента с мочевым катетером.
2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: повышение мотивации к учебе, развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
- соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
уметь:
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок т.д.;
Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 14, ПК 7(4).7 ПК 7(4).8, ПК 7(4).9, ПК 7(4).10, ПК 7(4).11
Междисциплинарная интеграция: ПМ.01.Диагностическая деятельность (Участие медсестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах); ПМ.02. Лечебная деятельность (Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях).
Внутридисциплинарная интеграция: Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода, Оказание помощи медицинской сестре при проведении медикаментозного лечения пациента в условиях стационара
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, основные термины и понятия, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные задачи для самостоятельной работы.
Домашнее задание: Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Учебники (основная литература)
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.
2 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.
3. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.
4. http://www.mediclub.az/ru/163 5.https://disk.yandex.ru/client/disk/ПМ%2004./ПМ04.%20МДК04.03./Катетеризация%20мочевого%20пузыря
Хронокарта
№ Основные этапы занятия.
Коды формируемых компетенций Время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование новых знаний.
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение № 1)
ОК 4
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 10 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
- фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д. На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы.
4. Изложение нового материала (приложение № 2)
Цель сформировать умения катетеризации мочевого пузыря мужчине и женщине, осуществлении ухода за промежностью пациента с мочевым катетером с использованием справочной литературы 60 мин
Изложения материала
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 5мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме ситуационных заданий, с использованием справочной литературы.
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4.9, ПК 4.10,
ПК 4.11 (приложение № 3)
Цель: сформировать умения обеспечения безопасной больничной среды для пациента при сестринских вмешательствах. 145 мин. Выполнение студентами заданий в процессе решения ситуационных заданий.
Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение № 4)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 5 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний реализация
ОК 4; ОК 5 (приложение № 5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 15 мин. Закрепление материала осуществляется: путем решения тестовых заданий
7. Подведение итого (приложение №6)
20 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Домашнее задание: Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Стр. 613 – 623. Самостоятельная работа: схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению катетеризации мягким мочевым катетером»
Всего 270 мин Приложение №1
Фронтальный опрос
Что такое катетеризация мочевого пузыря?
Цели катетеризации мочевого пузыря,
Противопоказания, возможные осложнения.
Показания к катетеризации мочевого пузыря.
Возможные осложнения при катетеризации мочевого пузыря.
Причины инфицирования мочевой системы при катетеризации мочевого пузыря.
Причины травмирования и кровотечения при катетеризации мочевого пузыря.
Причины разрыва мочевого пузыря при катетеризации мочевого пузыря.
В чём заключается профилактика внутрибольничной инфекции мочевыводящих путей?
Виды катетеров.
Профилактика внутрибольничной инфекции мочевыводящих путей у пациентов с постоянным уретральным катетером.
Катетеризация мочевого пузыря мужчине.
Катетеризация мочевого пузыря женщине.
Осуществление ухода за промежностью пациента с мочевым катетером.
Приложение № 2
Катетеризация мочевого пузыря — введение катетера в мочевой пузырь с целью выведения из него мочи, промывания мочевого пузыря, введения лекарственного вещества или извлечения мочи для исследования. Катетеризация требует особой предосторожности, чтобы не внести в мочевой пузырь инфекции, так как его слизистая обладает слабой сопротивляемостью к инфекции. Катетеризация не безопасна для больного и должна проводиться только в случаях необходимости.
Цели катетеризации мочевого пузыря: освобождение мочевого пузыря от мочи, промывание мочевого пузыря
Показания:
выведение мочи при проблеме "Острая задержка мочи";
перед промыванием мочевого пузыря и введением в него лекарственных препаратов;
взятие мочи на анализ (если невозможно выполнить эту манипуляцию по общим правилам);
-у женщин после родов.
Противопоказания: травмы уретры, мочевого пузыря, опухоли, механическое препятствие (камни)
Возможные осложнения: инфицирование мочевого пузыря, разрыв мочевого пузыря, травмирование уретры, кровотечения.
Катетеризацию мочевого пузыря проводят с помощью уретрального катетера.
Уретральный катетер – трубка, которую вводят через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь.

Мужской металлический катетер Женский металлический катетер

Катетер Нелатона Катетеры Фаулера
Для катетеризации используют мягкие и твердые катетеры.
В настоящее время чаще используют одноразовые катетеры, хранящиеся в герметических упаковках. Их применение возможно только в сроки, указанные на упаковке. При любом механическом или химическом повреждении вакуумной упаковки использовать катетеры без предварительной стерилизации недопустимо.Катетеры могут быть латексные, силиконовые, тефлоновые, из других мягких современных материалов (мягкие), эластические (полужесткие) и металлические (жесткие).
Силиконизированный катетер из термопластичного поливинилхлорида, имеет мягкий закругленный конец и два овальных отверстия - глазка, расположенных уступом, что обеспечивает наилучший дренаж без риска обтурации катетера. Катетеры используются для непродолжительной катетеризации мочевого пузыря и (или) выпуска мочи.
Мягкие катетеры для продолжительного функционирования в полости мочевого пузыря (катетеры Фолея) имеют раздувной баллончик емкостью до 10 мл жидкости и длину - 40 см. У мужчин могут также использоваться мочевые катетеры, надеваемые на половой член по типу кондома.
Все катетеры заканчиваются слепо, пузырный конец катетера - округленный, на расстоянии 1-1,5 см от него имеется боковое овальное отверстие. Мужской металлический катетер имеет длину до 25 см, женский имеет слегка изогнутый клюв и длину - до 15 см.
Острая задержка мочи
Может возникнуть в первые дни после операций или родов, после травм. Часто острая задержка мочи возникает как психологическая реакция, ранее здорового человека, на необходимость пользоваться мочеприемником.
Прежде всего, медсестра должна попытаться вызвать мочеиспускание рефлекторно. Для этого необходимо удалить из помещения посторонних, оградить пациента ширмой, перевести пациента из горизонтального в другое удобное для него положение (по разрешению врача), открыть кран с водой, орошать теплой водой половые органы либо положить теплую грелку над лобком - эти меры могут вызвать рефлекс мочеиспускания самостоятельно.
При неэффективности этих мер по назначению врача проводят катетеризацию мочевого пузыря.
При подготовке пациента к катетеризации мочевого пузыря следует учитывать, что эта манипуляция создает значительную психологическую проблему.
Поэтому необходимо:
объяснить пациенту цель и ход манипуляции,
получить согласие на манипуляцию (если есть контакт с пациентом),
создать возможный психологический комфорт (успокоить словом, своим поведением и своими действиями при сестринском вмешательстве)
Катетеризация мочевого пузыря у женщин
Цель: выведение мочи из мочевого пузыря.
Показания:  назначение врача.
Оснащение: стерильный катетер, две пары перчаток (стерильные и нестерильные), стерильные салфетки (средние — 4 шт., малые — 2 шт.); стерильный глицерин, шприц с 10 мл изотонического раствора; антисептический раствор; емкость для сбора мочи, емкость с дез. раствором.
Алгоритм действий медицинской сестры:
Подготовка к процедуре
Собрать информацию о пациентке. Доброжелательно и уважительно представиться ей. Уточнить, как к ней обращаться. Объяснить пациентке цель и ход предстоящей процедуры. Получить ее согласие на проведение процедуры (если процедура проводится в палате, отгородить пациентку ширмой).
Подготовить оснащение
Вымыть руки (гигиенический уровень).
Надеть перчатки.
Подстелить под таз пациентки впитывающую пеленку (или клеенку и пе-ленку), подложить судно.
Помочь пациентке занять необходимое для процедуры положение: на спине с полусогнутыми разведенными ногами (поза «лягушачья нога»).
Примечание: для женщин, которые не способны развести бедра, их сгибание обеспечивает достаточно хороший доступ к уретре.
Подмыть пациентку
Снять перчатки и сбросить их в непромокаемую емкость.
Надеть стерильные перчатки.
Выполнение процедуры катетеризации мочевого пузыря у женщин
Обложить стерильными салфетками вход во влагалище.
Развести в стороны левой рукой (если правша) малые половые губы.
Пинцетом в правой руке взять малую салфетку, смоченную раствором антисептика и обработать ее вход в уретру движениями сверху вниз. При необходимости повторить процедуру. Поместить салфетку в лоток для использованного инструментария.
Взять вторым пинцетом катетер на расстоянии 5-6 см от бокового отверстия как пишущее перо. Наружный конец катетера держать между IV – V пальцами.
Обработать клюв катетера стерильным глицерином.
Развести 1 и 2 пальцами левой руки с помощью салфеток половые губы. Предложить пациентке сделать глубокий вдох и в этот момент ввести катетер в уретру на 3 - 4 см. Примечание: если вход в уретру хорошо не определяется – требуется консультация врача.
Опустить наружный конец катетера в емкость для сбора мочи и продолжать вводить его в уретру до появления мочи.
Поместить пинцет в лоток для использованного материала.
Наблюдать за выделением мочи. Когда моча пойдет по каплям, надавить левой рукой на переднюю брюшную стенку над лобком, одновременно извлекая катетер.
Поместить катетер в лоток для использованного материала.
Убрать пеленку и клеенку и поместить их  в мешок для использованного материала. Вылить мочу в унитаз, замерить количество при необходимости.
Снять перчатки и  поместить их в лоток для использованного материала.
Помочь пациентке занять удобное положение. Накрыть ее. Удостовериться, что она  чувствует себя нормально.
Убрать ширму, если она использовалась.
Завершение процедуры катетеризации 
Провести дезинфекцию использованного инструментария (проконтролировать заполнение канала катетера раствором) с последующей утилизацией одноразовых инструментов.
Вымыть руки
Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациентки в медицинской документации.
Катетеризация мочевого пузыря у мужчин
Цель: выведение мочи.
Показания: Острая задержка мочи, промывание мочевого пузыря, введение в него лекарственных препаратов, для взятия мочи с целью исследования.
Противопоказания: Травматические поражения и острое воспаление мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Оснащение: Стерильный резиновый катетер, пинцет в стерильном лотке, 0,02% раствор фурацилина для обработки наружного отверстия мочеиспускательного канала, перчатки, стерильный глицерин, емкость с дез. раствором.
Алгоритм действий медсестры:
Подготовка к процедуре
Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры. Получить его согласие на проведение процедуры (если процедура проводится в палате, отгородить пациента ширмой).
Подготовить оснащение
Вымыть руки (гигиенический уровень).
Надеть перчатки.
Подстелить под таз пациента впитывающую пеленку (или клеенку и пеленку), подложить судно.
Помочь пациенту занять необходимое для процедуры положение: на спине с полусогнутыми разведенными ногами (поза «лягушачья нога»).
Подмыть пациента
Снять перчатки и сбросить их в емкость с дез. раствором.
Надеть стерильные перчатки.
Выполнение процедуры катетеризации мочевого пузыря у мужчин
Положение пациента – на спине: сдвинуть крайнюю плоть и обнажить головку полового члена.
Взять между пальцами (3-4) половой член за головку, а первым и вторым раздвинуть наружное отверстие мочеиспускательного канала.
Обработать ватным шариком, смоченным раствором фурацилина головку полового члена вокруг наружного отверстия мочеиспускательного канала.
Смазать катетер стерильным вазелиновым маслом или глицерином. 
Взять пинцетом лежащий в стерильном лотке резиновый катетер, вблизи его кончика, а наружный конец катетера удерживать между 4-5 пальцами той же руки.
Ввести конец катетера в наружное отверстие мочеиспускательного канала и постепенно перехватывая катетер, продвигать его по каналу глубже, а половой член подтянуть  кверху, как бы натягивая его на катетер.
Если при продвижении катетера возникают препятствия, катетеризацию  прекратить
При появлении мочи, опустить наружный конец катетера в мочеприемник.
Извлечь катетер из уретры.
Поместить катетер в контейнер с дез. раствором.
Снять перчатки, вымыть руки.
Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской
документации.
Промывание мочевого пузыря
Промывание мочевого пузыря производится для механического удаления из него гноя, продуктов распада тканей или мелких камней, а также перед введением цистоскопа. Промывание мочевого пузыря делается с помощью мягкого катетера.
1.  Предварительно устанавливают вместимость мочевого пузыря путем измерения количества мочи, выделенной за одно мочеиспускание. Положение больного на спине, с согнутыми в коленях ногами, разведенными бедрами и приподнятым тазом. Эту процедуру можно проводить в урологическом кресле.
2.  Промывают мочевой пузырь подготовленными мягкими стерильными емкостями с дезинфицирующим раствором: борной кислоты (2%-ный), перманганата калия (1:10 000), оксицианистой ртути (1:10 000).
3.  Вводят катетер и, спустив мочу, соединяют его со стерильной удлинительной трубкой подвешенной на высоте более метра над плоскостью, на которой лежит тело пациента, емкостью с дезинфицирующим раствором. Промывают мочевой пузырь до появления прозрачной жидкости и заполняют мочевой пузырь наполовину раствором и катетер удаляют.
4. После промывания больной должен находиться в постели 30-60 мин.
5. Если промывание производят лекарственными веществами, то его делают ежедневно или через день (в зависимости от состояния больного и клинического течения заболевания). Общее число промываний обычно 12-14.
В случае, если длительное нахождение катетера приводит к воспалению мочеиспускательного канала, промывание катетера может быть болезненным. Тогда перед введением дезинфицирующего раствора можно ввести в мочевой пузырь немного (5-10 миллилитров) 0,25-0,5 % раствора новокаина, катетер на 1-2 минуты пережимают, а затем производят промывание.
Промывание мочевого пузыря при разовой процедуре выполняется следующим образом:
6.  поставить между бедрами пациента лоток со стерильными салфетками, лоток для использованного материала, емкость для мочи;
7.  ввести конец катетера в отверстие мочеиспускательного канала и постепенно, перехватывая катетер, продвигать его по каналу;
8.  слить мочу в лоток и удалить катетер из мочеиспускательного канала.
9.  присоединить шприц (с иглой или без нее - в зависимости от вида катетера) к воздуховоду;
10.  ввести воздух в объеме, указанном на упаковке катетера (для фиксации катетера в уретре);
11. присоединить к катетеру емкость для сбора мочи;
12. набрать в шприц Жане раствор антисептика в объеме, равном объему выпущенной мочи;
13. присоединить шприц к катетеру и ввести раствор под давлением поршня;
14. отсоединить шприц от катетера; жидкость должна свободно вытекать через катетер в лоток;
15. повторить промывание мочевого пузыря 5-6 раз;
16. выпустить воздух из баллончика через воздуховод с помощью шприца;
17. удалить катетер из мочеиспускательного канала;
18. утилизировать использованный катетер;
19. снять перчатки, вымыть руки. http://www.mediclub.az/ru/163
Уход за постоянным мочевым катетером
Необходимое оснащение: спирт этиловый 70 % - 10 мл, антисептическое средство для обработки рук, дезинфицирующее средство, ёмкость для воды, ёмкость для дезинфекции, мыло, полотенце, адсорбирующая пелёнка, стерильные ватные шарики, стерильные марлевые салфетки, нестерильные перчатки.
Алгоритм ухода за постоянным мочевым катетером
I. Подготовка к процедуре:
1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обеспечить конфиденциальность процедуры.
3. Опустить изголовье кровати.
4. Помочь пациенту занять положение на спине с согнутыми в коленях и разведёнными ногами, предварительно положив под ягодицы пациента (пациентки) адсорбирующую пелёнку.
5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
6. Надеть перчатки.
II. Выполнение процедуры.
1. Вымыть промежность водой с жидким мылом и просушить полотенцем.
2. Вымыть марлевой салфеткой, а затем высушить проксимальный участок катетера на расстоянии 10 см.
3. Осмотреть область уретры вокруг катетера: убедиться, что моча не подтекает.
4. Осмотреть кожу промежности идентифицируя признаки инфекции (гиперемия, отёчность, мацерация кожи, гнойное отделяемое).
5. Убедиться, что трубка катетера приклеена пластырем к бедру и не натянута.
6. Убедиться, что дренажный мешок прикреплён к кровати ниже её плоскости.
7. Снять с кровати пелёнку (клеёнку с пелёнкой) и поместить её в ёмкость для дезинфекции.
III. Окончание процедуры.
1. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал.
2. Снять перчатки, поместить их в ёмкость для дезинфекции.
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики: для профилактики внутрибольничной инфекции у пациента с постоянным мочевым катетером: следить, чтобы система катетер – мочеприёмник была замкнутой, разъединять её только в случае необходимости промывания катетера. Промывать катетер только при подозрении на его закупорку. При необходимости промывания катетера соблюдать правила асептики. Осторожно отсоединять мочеприёмник, избегая загрязнения соединительной трубки. Кратность проведения процедуры не менее 2-х раз в день.
Уход за внешним мочевым катетером
Необходимое оснащение: катетер типа «кондом», антисептический раствор – 2 разовых дозы, ёмкость для воды, ёмкость для дезинфекции, полотенце, адсорбирующая пелёнка, нестерильные перчатки, ёмкость для сбора выделяемой мочи с канюлей, застёжка – «липучка» или резинка, марлевые салфетки.
Алгоритм ухода за внешним мочевым катетером
I. Подготовка к процедуре:
1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обеспечить конфиденциальность процедуры.
3. Опустить изголовье кровати.
4. Помочь пациенту расположиться в полулежачем положении или на спине, положив предварительно под ягодицы пациента (пациентки) адсорбирующую пелёнку.
5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
6. Надеть перчатки.
II. Выполнение процедуры.
1. Положить ёмкость для сбора выделяемой мочи на кровать так, чтобы канюля лежала на кровати, свисала петлёй с матраса и прикреплялась к самой кровати.
2. Вымыть и осушить половой член пациента.
3. Использованный материал поместить в ёмкость для дезинфекции.
4. Взять половой член одной рукой, другой рукой надеть катетер типа «кондом» на половой член, раскатывая вверх и оставляя 2,5-5 см открытого пространства до дистального конца пениса для прикрепления к системе дренирования.
5. Придерживая катетер «кондом» одной рукой, надеть застёжку-«липучку» или резинку на верхнюю часть резинового катетера, но не на сам половой член, так, чтобы она прилегала плотно, но не туго.
6. Присоединить конец катетера к дренирующей трубке.
7. Расположить дренирующую трубку так, чтобы она была свободной, не натягивая её.
8. Проверять безопасность, надёжность расположения катетера на половом члене; каждые 4 часа.
9. Снимать катетер типа «кондом» на полчаса во время ежедневной ванны или каждые 24 часа.
III. Окончание процедуры.
1. Удобно расположить пациента. Поднять боковые поручни.
2. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал.
3. Снять перчатки, поместить их в ёмкость для дезинфекции.
4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Приложение № 3
Задача № 1
Пациентка 38 лет, находится в эндокринологическом отделении с врачебным диагнозом: диффузно-токсический зоб. При сестринском обследовании сестра получила следующие данные: жалобы на общую слабость, потливость, плохой сон, раздражительность, изменение глаз и увеличение шеи в объеме.
Объективно: сознание ясное, положение активное, на вопросы отвечает быстро и правильно, серьезно обеспокоена внешним видом : пучеглазие, увеличение щитовидной железы. Кожные покровы влажные, теплые, ЧДД- 24 в 1 минуту, Рs-100 п. в. в 1 минуту, АД- 140\80 мм рт. ст. Т˚ - 36,8˚.
Задания:
1. Проведите первичную оценку состояния пациента, определите проблемы пациента, запланируйте независимые сестринские вмешательства, осуществите запланированный уход, проведите текущую и итоговую оценку.
2. Продемонстрируйте общение с пациентом при проведении беседы о необходимости соблюдения палатного режима.
3. Окажите медицинскую услугу (выполните сестринскую манипуляцию): продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.
Эталон ответа
1.Нарушены потребности: спать и отдыхать, быть здоровым, избегать опасности, общаться, работать
Проблемы пациента
настоящие: изменение внешнего вида (пучеглазие, увеличение шеи), слабость, потливость, плохой сон, раздражительность
Потенциальные - риск развития тиреотоксического криза
Из данных проблем приоритетной является изменение внешнего вида больного: пучеглазие, увеличение шеи
2.Приоритетная проблема - изменение внешнего вида
Краткосрочная Цель: пациент продемонстрирует знание о своем заболевании через неделю
Долгосрочная Цель: пациент адаптируется к своей болезни и ощутит себя полноценным
членом общества к моменту выписки
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План Мотивация
1.М\с обеспечит физический и психический покой Для комфортного состояния пациента
2.М\с проведет беседу с пациентом о заболевании Для психологической поддержки пациента
3.М\с познакомит пациента с другим больным имеющим аналогичное заболевание, но адаптированного к своему заболеванию Для психологической поддержки пациента
4.М\с поведет беседу с родственниками о заболевании ихарактере передач Для психологической поддержки пациента
5.М\с обеспечит популярной литературой поданному заболеванию Для улучшения общего самочувствия
6.М\с проведет беседу с пациентом о необходимости строгого выполнения назначений лечащего врача Для быстрейшего выздоровления пациента
7.М\с будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного (кожные покровы, Ps, ЧДД, АД,
поведение, физические отправления) Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
8.М\с будет выполнять назначения врача
Оценка: пациент активно обсуждает проблемы, связанные с качеством своей жизни,
выражает уверенность в продолжение жизни. Цель достигнута.
1.Студент объясняет пациенту правила соблюдения палатного режима.
3.Студент демонстрирует технику катетеризации мочевого пузыря у женщины
Задача № 2
Пациент 36 лет, находится в нефрологическом отделении с врачебным диагнозом: хроническая почечная недостаточность. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на резкую слабость, утомляемость, сухость во рту, тошноту, периодическую рвоту, сниженный аппетит, плохой сон.
Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, отеки на ногах, ЧДД -24 в минуту, Ps -96 ударов в минуту, ритмичный, слабого наполнения и напряжения, АД -160 \ 90 мм рт. ст., рост 166 см, вес 58 кг.
Задания:
1. Проведите первичную оценку состояния пациента, определите проблемы пациента, запланируйте независимые сестринские вмешательства, осуществите запланированный уход, проведите текущую и итоговую оценку.
2. Продемонстрируйте общение с пациентом при обучении его соблюдению диеты № 7.
3. Окажите медицинскую услугу (выполните сестринскую манипуляцию): продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря у мужчины.
Эталон ответа
1.Нарушены потребности : есть, выделять, спать, отдыхать, одеваться и раздеваться, быть
здоровым, избегать опасности, двигаться, общаться, работать
Проблемы пациента:
Настоящие: резкая слабость, сухость во рту, тошнота, рвота, сниженный аппетит, плохой
сон, периферические отеки.
Потенциальные: депрессия, связанная с тяжелым заболеванием, ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений.
2.Приоритетная проблема пациента - резкая слабость
Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости к концу первой недели
Долгосрочная цель: при сохраняющейся слабости пациентка будет адаптирована к жизни
в домашних условиях к моменту выписки
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План Мотивация
1.М\с обеспечит физический и психический покой для создания комфорта
2.М\с обеспечит соблюдение строгого постельного режима для улучшения общего самочувствия и увеличения диуреза
3.М\с обеспечит полноценное, дробное, легкоусвояемое питание с ограничением соли и жидкости в соответствии с диетой N 7 для повышения защитных сил организма
4.М\с обеспечит определение водного баланса для контроля за выделительной функцией почек
5.М\с обеспечит индивидуальными средствами ухода (судно, утка) для создания комфортного состояния
6.М\с обеспечит уход за кожей, слизистыми (обтирание, подмывание, смена постельного и нательного белья)
6.Для профилактики вторичной инфекции м\с обеспечит помощь пациенту в удовлетворении основных жизненных потребностей для улучшения самочувствия
7.М\с будет наблюдать для ранней диагностики и оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений за своевременными физиологическими оправлениями, регулярностью стула, количеством и цветом мочи. Обеспечит наблюдение за состоянием пациента (Ps, ЧДД, АД)
8.М\с обеспечит прием лекарственных препаратов по назначению врача
9.М\с проведет беседу с пациенткой о рациональном образе жизни при данном заболевании
Оценка: пациент отметит значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знания о соблюдении режима, диеты, личной гигиены.
1.Студент демонстрирует процесс обучения пациента, как правильно питаться в соответствии с диетой № 7.
3.Студент демонстрирует технику катетеризации мочевого пузыря у мужчины
Критерии оценки решения ситуационных задач

«5» (отлично) – студент правильно и полно проводит первичную оценку состояния, самостоятельно выявляет удовлетворение каких потребностей нарушено, определяет проблемы пациента, ставит цели и планирует сестринские вмешательства с их обоснованием, проводит текущую и итоговую оценку
«4» (хорошо) – студент правильно проводит первичную оценку состояния, выявляет удовлетворение каких потребностей нарушено, определяет проблемы пациента, ставит цели и планирует сестринские вмешательства с их обоснованием, проводит текущую и итоговую оценку. Допускаются отдельные незначительные затруднения при ответе; обоснование и итоговая оценка проводится с дополнительными комментариями преподавателя;
«3» (удовлетворительно) – студент правильно, но неполно проводит первичную оценку состояния пациента. Выявление удовлетворение каких потребностей нарушено, определение проблемы пациента возможен при наводящих вопросах педагога. Ставит цели и планирует сестринские вмешательства без обоснования, проводит текущую и итоговую оценку с наводящими вопросами педагога; Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации
«2» (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий,
Приложение №4
ФизминуткаУпражнение 1. И.п. – руки за голову. 1-2 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 3-4 – и.п. – выдох (8-10 повторов)
Упражнение 2. И.п. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо, руки в стороны, 4 – и.п. (8-10 повторов)
Упражнение 3. И.п. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – и.п., 3-4 – то же влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – и.п., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – и.п. (4-6 повторов)
Упражнение 4
И.п. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 16-32 счёта)
Упражнение 5
И.п. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку вперед, поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку вперед, поворот головы влево, 4 – и.п. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной осанки и сохранять в течении 5-6 секунд.
Приложение № 5
Тестовые задания
Инструкция: выбрать один правильный ответ
К показаниям для катетеризации относятся все, кроме
1) острая задержка мочи
2) промывание мочевого пузыря
3) взятие мочи на бактериологическое исследование
4) введение лекарственных средств
5) травма мочевого пузыря
Катетер перед введением в мочеиспускательный канал обрабатывают
1) растительным маслом
2) стерильным глицерином
3) раствором перекиси водорода
4) стерильной водой
Для катетеризации мочевого пузыря медицинская сестра имеет право использовать катетер
1) любой
2) мягкий
3) полужесткий
4) жесткий
При проведении катетеризации мужчин, катетер вводят на глубину (в см)
1) 15-20-25
2) 10-12
3) 3-4
4) 1-2
При катетеризации у женщин катетер вводят на глубину (в см)
1) 15-20
2) 6-8
3) 3-5
4) 15-20
Перед введением катетера в мочеиспускательный канал медицинская сестра проводит
1) массаж живота
2) туалет наружных половых органов и обработку наружного отверстия мочеиспускательного канала
3) бритье
4) надавливание ребром ладони на дно мочевого пузыря
Для туалета наружных половых органов используются антисептические растворы, кроме
1) слабый раствор перманганата калия
2) 0,02% раствор фурацилина
3) 2% раствор гидрокарбоната натрия
4) 3 раствора перекиси водорода
Для промывания мочевого пузыря используют раствор фурацилина, подогретый до температуры
1) 40˚-45˚
2) 38˚-40˚
3) 25˚-28˚
4) 16˚-18˚
Для обработки наружного отверстия мочеиспускательного канала мужчины, перед катетеризацией используют
1) крепкий раствор перманганата калия
2) 0,02% раствор фурацилина
3) раствор самаровки 3%
4) стерильную воду
Выберите длину мочеиспускательного канала у женщин:
1) 18-20 см
2) 3-5 см
3) 8-10 см
4) 10-12 см
Катетеризацию мочевого пузыря металлическим катетером у мужчин проводит:
1) медицинская сестра
2) старшая медицинская сестра
3) врач
4) заведующий отделением
Противопоказанием для катетеризации мочевого пузыря является:
1) травма мочеиспускательного канала
2) острая задержка мочи
3) промывание мочевого пузыря
4) взятие мочи на исследование
№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1 5 5 3 9 2
2 2 6 2 10 2
3 2 7 4 11 3
4 1 8 2 12 1
Эталоны ответов:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов
Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов
Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов
Оценка «2» (неудовлетворительно) - 69% правильных ответов
Критерии оценки выполнения практических манипуляций

«5» (отлично) – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;
«4» (хорошо) – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
«3» (удовлетворительно) – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;
«2» (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
При получении студентом неудовлетворительной оценки по одному из заданий, итоговая оценка не выставляется.
При выполнении студентом всех заданий итоговая оценка складывается как среднее арифметическое. По результату выполненный заданий выносится решение - вид деятельности освоен (не освоен) с занесением в оценочную ведомость.