Статья Использование технологии системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и математике


Использование Технологии системно-деятельностного подхода на формирование метапредметных УУД.
Байыр А-Х.Ф.
МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака им.,Тамдын-оол Сесенмаа Саяатыевна Республика Тыва
На современном этапе основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. В данной статье раскрывается содержание, цели системно-деятельностного подхода. В практической части происходит обмен опытом работы по реализации системно-деятельностного подхода на примере заданий, направленных на формирование метапредметных УУД.
Организовать качественное усвоение учебного материала мне помогает технология системно- деятельностного подхода.
По Стандартам нового поколения идет призыв не давать готовые знания, а помочь научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие, где в деятельностном подходе в системе начального образования дети сами  ищут, думают, сотрудничают, принимаются за дело, адаптируются.
Целью деятельностного подхода является быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
К примеру можно взять предмет русский язык: чем интенсивнее ученик работает над приемами применения правила, тем больше становится возможность процесса одновременного узнавания проблемного написания и решения проблемы. Пример: безударную гласную в корне слова мы изучаем с начальных классов, но посмотрим самостоятельную работу любого среднего ученика – много ошибок именно на эту орфограмму.
При введении новых знаний использую виды диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. В своих ответах учащиеся обосновывают свой выбор.
            Можно давать задания на слуховое восприятие: Зачитываю детям словарные слова на какую-то тему, все слова трёхсложные, а одно двусложное. Анализируя, дети легко определяют лишнее, выполняя ряд заданий и ответив на поставленные вопросы.
При постановке проблемы использую прием Мозговой штурм, чтобы решить проблему учащиеся находят логическую цепочку проблемы. На этапе включения изученного в систему знаний использую индивидуальную, коллективную, групповую работу, где учащиеся выполняют творческие задания. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы.
Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой, ученики выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.     
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой, ученики выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать. 
   
Приведу примеры заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
На уроках литературного чтения ученикам предлагаю задания на сравнение: текстов, средств художественной выразительности, действий и поступков различных героев; обложек книг и их моделей. моделирование на уроках литературного чтения позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений, а также способов деятельности.
В процессе обучения грамоте я тоже часто использую моделирующую деятельность:
В процессе обучения математике часто использую такое моделирование:
Деятельностный подход дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Технология деятельностного метода универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. В нашей секции мы остановимся на этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы. Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. А значит, для включения обучающихся в активную деятельность нам, учителям, небходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы.
Хочу представить вашему вниманию фрагменты конспектов уроков, проведенных в первом классе, направленные на решение конкретных учебных задач путем деятельностного метода обучения.
По данной статье разработан урок с использованием элементов технологии деятельностного метода по учебнику Л.Д. Митюшиной Урок в 3 классе по теме: Текст. Тема текста. (Приложение ) Урок по математике …+ 6; Урок во 2 классе «Решение уравнений способом подбора»(приложение)
Хочется отметить, что практически для каждой темы и по любому предмету можно подобрать материал, с помощью которого легко организовать деятельность учащихся для формирования обще-учебных умений. Даже в первом классе это сделать нетрудно, и это не занимает много времени на уроке.