КУРС РАЗВИТИЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И РЕДАКТИРОВАНИЯ»

Приложение 7
Министерство образования
Республики башкортостан
МОбУ «Башкирская гимназия-интернат»



Ресурсный курс развития


Программа «Основы журналистики и редактирования»






Выполнила
Адулина Наиля Нардисовна –
учитель высшей категории
русского языка и литературы











г. Нефтекамск
2007 год
Ресурсный курс развития
Учитель
Адулина Наиля Нардисовна
Программа «Основы журналистики и редактирования» Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует
нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в нашей программе «Основы журналистики и редактирования».
Настоящая программа рассчитана на два года:
272 часа по 4 часа в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики и редактирования адресован учащимся в возрасте 1316 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных школах.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики и редактирования через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Формы занятия, предусмотренные программой:
1) свободная творческая дискуссия;
2) ролевые игры;
3) выполнение творческих заданий;
4) активные методы формирования системы общения;
5) практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензия, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Программа ориентирована на приобретение умений правильной, точной, богатой, выразительной речи.
Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), осуществляется с опорой на знания учащимися основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.
Задачи программы
Развивающие: развитие образного и логического мышления;
развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие: формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля:
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие: формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики и редактирования являются: интерес к журналистике как профессии: желание овладеть навыками работы юного корреспондента активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
самостоятельные работы в различных жанрах журналистики
семинары-практикумы по изученной теме;
творческие конкурсы;
публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
1-й год обучения семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
самостоятельная творческая работа;
2-й год обучения проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;
- конкурс творческих работ;
- публикация в прессе или творческом альманахе учебной группы.
Конечные результаты:
умение построить устное и письменное сообщение;
умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
умение общаться с. отдельным человеком и аудиторией;
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Программой предусматривается возможность выдачи сертификата об окончании курса.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
разработки по темам;
карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
тематический материал периодической печати;
справочники;
словари;
наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации.
Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, компьютер.


Учебно-тематическое планирование по основам журналистики и редактирования

Журналистика как профессия (6 часов)
Функции журналистики – 2 часа:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объекта интереса журналиста и основной материал в его работе – 2 часа.
Требования к журналисту – 2 часа:
компетентность;
объективность; соблюдение профессиональных этических норм;
глубокие знания в области литературы, философии и др.;
владение литературным языком.

История российской журналистики (10 часов)
Журналистика ХУIII века 2 часа.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец»
Журналистика ХIХ века – 2 часа.
Формирование жанров в журналистике. А.С. Пушкин-публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика ХХ века – 2 часа.
В.И. Гиляровский репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналистской этики.
Развитие жанра фельетона И.Илъф, Е.Петров – 2 часа.
Задания. Напишите репортаж «Моя Москва».
Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста – 2 часа.

Язык журналистики (20 часов)
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов – 2 часа.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы,
архаизмы, неологизмы – 2 часа.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг – 2 часа.
Функциональные стили современного русского литературного языка:
Стилистическая маркированность языковых средств - 2 часа
Научный стиль – 2 часа.
Официально-деловой стиль – 2 часа.
Художественный стиль – 2 часа.
Публицистический стиль -2 часа.
Стилистические пласты лексики – 2 часа.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц – 2 часа.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать».

Текст как синтаксическая единица языка (18 часов)
Тема, идея текста. - 2 часа.
Текст и его особенности:
Заголовок и его связь с темой и идеей текста – 2 часа.
Опорные слова текста и их связь с темой и идеей текста – 2 часа.
Тема и микротема текста – 2 часа.
Микротема и микротекст – 1 час.
Абзац и его связь с микротемой и микротекстом. Особенности построения абзаца – 2 часа.
Микротемы текста, их связь с планом текста – 1 часа.
Средства связи предложений в тексте – 2 часа.
Цепная связь. Средства цепной связи предложений и частей текста – 2 часа.
Параллельная связь предложений и частей текста - 2 часа.


Стилистические фигуры речи и синтаксические средства выразительности (21 час)
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония и другие – 3 часа.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие – 3 часа.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
Синтаксические средства выразительности:
Именительный представления и его роль в тексте – 1 час.
Риторические вопросы и восклицания – 1 час.
Вопросно-ответная форма письменной и устной речи, их роль в тексте – 1 час.
Использование риторических вопросов и восклицаний в текстах различных стилей и типов речи – 1 час.
Синтаксический параллелизм – 1 час.
Полный и неполный параллелизм и их роль в тексте – 1 час.
Парцелляция и ее роль в тексте – 1 час.
Инверсия. Роль инверсии в тексте – 1 час.
Однородные члены предложения, их роль в тексте. Градация – 1 час.
Парное соединение однородных членов предложения – 1 час.
Антонимия в использовании однородных членов предложения – 1 час.
Роль рядов однородных членов в тексте – 1 час.
Обособленные члены предложения и их роль в тексте – 2 часа.
Вводные слова, их роль в тексте - 1 час.


Коммуникативная целесообразность речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность (6 часов)

Речевой этикет (10 часов)


Композиция материала (21 час)
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение -1 час.
Основные структурные связи в повествовании:
прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Повествование (6 часов):
Композиционные особенности повествования – 2 часа.
Средства выразительности в повествовании. Композиционный стык -2 часа.
Роль диалога в повествовании 2 часа.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Описание как тип речи (4 часа):
Композиция описания. Роль тропов в тексте типа «описание» - 2 часа.
Описание в текстах различных стилей речи – 2 часа.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Рассуждение (10 часов):
Тезис и его связь с темой и идеей текста – 2 часа.
Аргументы, их классификация – 2 часа.
Смысловая цельность рассуждения – 2 часа.
Рассуждение на литературную тему – 2 часа.
Рецензия на сочинение – рассуждение -2 часа.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

Жанры журналистики (13 часов)
Заметка один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение -2 часа .
Отличие заметки от корреспонденции -.
Интервью особенности
жанра, его виды: интервью-монолог;
интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью;
анкета – 2 часа. Статья роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные.
Отличительные черты:
целеустремленность и доходчивость, логичность аргументация, точность словоупотребления; яркость литературного изложения – 2 часа.
Обзор печати особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу – 2 часа.
Репортаж наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный – 2 часа. Очерк близость к малым формам художественной литературы рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа, документальность воспроизведения материала – 2 часа.
Очерки событийные и путевые – 1 час. Фельетон острая, злободневная критика, особые приемы изложения – 2 часа.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора.
Напишите: Заметку «Мой сверстник в XХ1 веке»: репортаж спортивного соревнования; хронику «События дня».
Путевые заметки «Наше путешествие». Возьмите интервью у преподавателя. Напишите очерк о друге.

Основы литературного редактирования (18 часов)
  Основы стихосложения -2 часа.
Стихи или не стихи - как узнать? -1 час.
Замысел – 1 час.
Поэтические средства – 3 часа.
Техника стиха – 1 час.
Проза. Основные ошибки начинающих прозаиков – 2 часа.
Законы реалистичной прозы – 3 часа.
Детектив. Разновидности. Правила – 3 часа.
Фантастика и «фэнтэзи» - 2 часа. 

Основы редактирования газеты (15 часов)
Качества, необходимые редактору – 1 час.
Тематическая модель газеты – 2 часа.
Планирование. Рубрики – 2 часа.
Редактирование материалов – 2 часа.
Макет газетной полосы – 1 час.
Газетный дизайн – 2 часа.
Корректура – 1 час.
Реклама в газете – 1 час.
Бюджет газеты – 1 час.
Работа с читателями. Обратная связь- 2 часа.
 
Книга как продукт книжного дела (68 часов) Организационно-творческая деятельность редактора. Книга как СМИ. Редактор и автор. Этика работы редактора. Классификация и типология книг. Издательский процесс (основные этапы). Традиции древних книжников (от начала русской книжности до первых печатных книг) Виды текстового оригинала. Работа редактора над текстовым оригиналом. Первые печатные книги. Иван Федоров – редактор (не издательская деятельность!). Виды издательских планов. Редакторская подготовка книг в 17 веке. Тематическое планирование в издательстве. Редакторская подготовка книг в петровскую эпоху. Основные виды редакторской оценки текста. Разработка основ редактирования в 18 веке. Редакторская деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова. Рецензирование и виды рецензий. Новиков – издатель и редактор. Составление постраничных замечаний к рукописи. Разработка основ рецензирования в критических работах Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова. Работа редактора над планом-проспектом книги. Карамзин – редактор и критик. Книжный маркетинг. Развитие рецензирования в России в 19 веке. Реклама и продвижение книги. Значение редакторского опыта на примере классика (Толстой или Короленко или) Современные методы распространения книг. Редактор в альманахе, журнале и книге в начале 19 века. Методы изучения книжного рынка. Формирование и развитие советской издательской системы (1917 – 1986 гг) Редактор и издатель. Важнейшие проблемы книгоиздательской отрасли и пути их разрешения. Особенности редакторской подготовки книг разных типов (детская лит., худож. и т.д.). Координация выпуска литературы на современном этапе.
Типы издательств в России (по типу собственности и т.д.).
 

Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении (12 часов)
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидения, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.
 
Основы журналистики – практика (32 часа)
 
Качества, необходимые журналисту -2 часа.
Откуда берутся темы? Тема найдена, что дальше? – 2 часа
Как писать материал? Этапы работы над журналистским материалом – 2 часа.
Факт и художественное слово – 2 часа.
Общее понятие о газетных жанрах – 2 часа.
Заголовок. Лид – 2 часа.
Информация, заметка – 2 часа.
Интервью: человек и проблема – 2 часа.
Репортаж - король жанров – 2 часа.
Аналитические жанры – 2 часа.
Зарисовка, очерк: публицистика или беллетристика? – 2 часа
Рецензия на концерт, спектакль – 2 часа.
Пресс-конференция. Круглый стол – 2 часа.
Как делается газета. Работа в команде – 2 часа.
Журналистская этика – 2 часа.
 Правовое регулирование деятельности СМИ – 2 часа. 
 
Резервные уроки – 2 часа
 
Всего 272 часа




































































12. Программа «Основы редактирования. 10 11 классы» (сост. Т.М. Пахнова). Программно-методические материалы: Русский язык. 10 11 классы (М.: Дрофа, 1998).
Программа предназначена для углубленного изучения русского языка в 10 11-м классах (как программа одного из курсов по выбору).
Программа рассчитана на 1 час в неделю.


1


Ниже приведены темы, входящие в состав основных направлений























Программа «Основы редактирования»

Синтаксические языковые средства текста.
1) Прочитай теорию на стр. 8.
упр.4. Письменно сопоставь предложения, которые даны в упражнении.
2) Прочитай теорию на стр. 9.
Выпиши из упр. 5 два предложения с различным соединением однородных членов предложения. Обозначь однородные члены. Сделай вывод об особенностях использования автором рядов однородных членов в этом тексте.
3) Прочитай теорию на стр. 11.
Упр. 10. Запиши текст в тетрадь, обозначь грамматические основы, укажи вид сказуемых. Письменно поясни роль параллелизма в этом тексте.
4) Упр. 15. Выпишите из текста восклицательные и вопросительные предложения.
Определите роль этих риторических восклицаний и риторических вопросов.

Тема и идея текста.
5) Найди информацию о теме и идее текста в толковом словаре. Запиши в свою тетрадь.
упр.5 . Определи тему и идею этого текста и запиши в тетрадь.
6) упр. 8. Определи тему и идею этого текста и запиши в тетрадь.
Определи, на что указывает заголовок: на тему или на идею текста.
7) Упр.15. Найди в тексте ключевые (повторяющиеся) слова.
Определи тему и идею этого текста и запиши в тетрадь.
На что указывает заголовок: на тему или на идею текста.
8) упр.12 (1)(письм.)
9) упр. 14(1) Спиши, определи идею этого текста.

Типы речи. Рассуждение.
10) Найди информацию о рассуждении как типе речи.
Напиши, что такое тезис.
Упр. 15. Выпиши из этого текста тезис,
в виде плана запиши аргументы, выпиши вывод.
11) Упр. 16. Дай письменный ответ на второе задание.
12) Проверь себя. Упр.17.
Напиши небольшое рассуждение на одну из предложенных тем.

Тема и микротема текста.
13) Найди информацию о микротеме и микротексте (упр.59).
Упр. 57. Выпиши первый микротекст и определи его микротему.
14) Прочитай теорию на стр. 32.
упр. 61. Запиши в виде плана микротемы этого текста.
15) Прочитай теорию на стр. 33.
Упр.63. Дай письменный ответ на задание.
16) Упр. 64. Письменное задание в конце упражнения.

Средства связи предложений в тексте.
Цепная связь.
17) Прочитай теорию на стр. 36.
Упр. 67 (письм.)
18) Упр. 70. Устно определи средства связи предложений.
Выполни письменно упр.71.
19) Повтори теорию на стр.36, 39. Выполни упр. 81(письменно).
20) Домашнее сочинение на одну из тем в упр. 82 и 83.

Средства связи предложений в тексте.
Параллельная связь.
21) Прочитай теорию на стр. 42.
Определи характер связи предложений в упр. 85.
22) Прочитай теорию на стр. 42.
Выпиши примеры анафоры и эпифоры из упр.85 и 87.
23) Упр. 91. Определи тему, идею текста.
Раскрой отношение автора к изображаемому.
Проанализируй виды связи предложений в тексте.
24)Прочитай теорию на стр. 45.
Выполни письменно 2 задание к упр. 93 или 95 (по своему выбору).
25) Почитай теорию на стр. 47. Устно выполни упр. 99.
Выпиши из упр. 100 предложения, связанные композиционным стыком.
26)Упр. 102 (письменно).
27) Напиши рассуждение по данному началу (упр.101).
Используй различные средства связи предложений.
28) Упр.109. Определите тему, идею текста.
Охарактеризуйте средства художественной выразительности, использованные в стихотворении.
29) Изложение. Упр.113.
30) Сочинение. Упр.114.
Синтаксические средства выразительности речи
Инверсия. Риторические вопросы. Именительный представления. Обращение.
31) Прочитай теорию на стр. 32.
Упр. 119.Поясни средства выразительности речи.
32) Прочитай теорию на стр. 53.
Упр.120(устно), 211(письменно).
33) Прочитай теорию на стр. 56.
Упр. 127.
34) Прочитай теорию на стр. 61.
Упр.140(устно), 142(письменно)
35) Сочинение. Упр.144.
36) Прочитай теорию на стр.62(упр.146),63.
Упр. 150(письменно)
37) (По желанию ученика). Упр. 153. Охарактеризуй синтаксические средства выразительности. Или упр.156.

Рассуждение на литературную тему
38) Упр. 174. Прочти сочинение. Проследи за особенностью развития мысли.
Отметь синтаксические средства выразительности в сочинении(письменно).
39) Упр.175. Прочти сочинение и рецензию на него.
Напиши, чему ты научился на примере этого сочинения и рассуждения.
40). Напиши рецензию на сочинение на стр. 83-85.
Используй план рецензии на сочинение(стр.190).

Сочинение-описание
41) Прочти сочинение на стр. 100.
Какую особенность сочинения-описания ты можешь отметить?
Напиши рецензию на это сочинение.
42) Сочинение. Упр. 205(1).



















13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515