Основы Православной культуры Крыма. Программа и поурочное планирование курса по выбору.
Программа курса по выбору
Основы православной культуры Крыма
Пояснительная записка
Опыт ознакомления старшеклассников с курсом по выбору "Основы православной культуры Крыма" по программе профессора Титовой Т. И., протоиерея Александра Якушечкина в общеобразовательных учебных заведениях г. Феодосии показал, что предмет вызвал интерес школьников, их родителей, педагогов и желание продолжить его дальнейшее изучение и преподавание.
Курс позволил учителям социально-гуманитарных, филологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, в основном, преподающих "Основы православной культуры Крыма", существенно расширить рамки школьных учебников; более глубоко раскрывать содержание разделов государственных программ, созвучных разделам курса "Основы православной культуры Крыма".
Применение таких форм и методов организации учебной деятельности школьников как школьная лекция, эвристическая беседа, домашнее сочинение, размышление, музыкальный лекторий, историко-культурный вечер способствовало усилению воспитательной направленности урока, установлению атмосферы сотрудничества между учителем и учеником, приобщению к истокам духовности.
Без привития любви к малой Родине невозможно воспитать чувства патриотизма, гордости за Отечество, выработать четкую гражданскую позицию. Широкое использование краеведческого материала, проведение экскурсий по историческим местам, знаменательным для истории Крыма и его православной культуры, посещение Феодосийского музея древностей, Национальной картинной галереи И.К. Айвазовского, храмов, соборов, монастырей
Феодосийского региона и Крыма способствовали развитию интереса к изучению истории малой Родины, воспитанию чувства сопричастности к актуальным проблемам прошлого и современности, активизации исследовательской деятельности учащихся.
Таким образом, в процессе преподавания курса реализуются следующие цели:
Всемерное содействие формированию и развитию целостного жизнеутверждающего мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, толерантного отношения к носителям различных верований и культур, что особенно актуально в условиях Крыма, воспитанию учащегося — будущего гражданина-патриота, настроенного на творческое созидание;
Обогащение, интеграция, актуализация знаний по истории Украины и всемирной истории, русской, украинской, зарубежной литературе, географии, курсам "Мировая художественная культура", "Человек и общество", "Человек и мир";Понимание истоков православной культуры, формирование интереса к истории Православия, осмысление их роли в жизни родного города, Крыма, влияния на современную жизнь общества в целом, а также осознание роли и места Крыма в истории Отечества;
Знакомство с основными православными понятиями и представлениями о человеке, цели его жизни, месте в обществе;
5) Раскрытие смысла и содержания православного искусства (архитектура, иконопись, музыка, литература); введение в круг основных православных праздников с определением их тесной связи с народным искусством, творчеством, традициями;
6) Актуализация проблем сохранения памятников православной культуры Крыма и возрождения духовности в гражданском обществе.
Предлагаемый проект представляет собой вариант программы, предназначенной, прежде всего, для учащихся, завершающих обучение в школе II (9 класс) и III (11 класс) ступеней. Он приемлем как вариант программы второго года обучения до выработки единой Концепции изучения курса "Основы православной культуры Крыма" в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым.
Программа углубляет и расширяет представление учащихся по таким ключевым аспектам как:
православное воззрение на место человека в мире (т. 2);
Православная церковь как Единая, Святая, Соборная и
Апостольская (т. 3);
—роль Библии в жизни современного человека (т. 5).
Более детально учащиеся знакомятся с богослужебной культурой (т. 4), книгами (т. 6), особенностями церковно-певческого искусства (т. 8), искусства колокольного звона (т. 9), иконописью (т. 10), устройством и культурой поведения в православном храме (т. 12). Считаем целесообразным выделение отдельной темой темы "Молитва" (т. 13) в связи с особой ролью, которую она играет в формировании духовной культуры и жизни индивидуума.
В условиях разрушения традиционных ценностей, негативных проявлений деидеологизации общества, глобализации в духовной сфере особенно актуальными являются вновь изучаемые темы, посвященные православной культуре межличностных взаимоотношений юношества (т. 14), раскрытию основ духовной безопасности (т. 17).
В условиях многонационального и многоконфессионального Крыма, постоянно развивающихся контактов со странами ближнего и дальнего зарубежья приобретает особое значение тема № 16 "Современная конфессиональная картина мира, России, Крыма".
Кроме традиционных, учителям рекомендуется широко применять интерактивные и личностно-ориентированные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, такие как: диалог, дискуссия, урок-путешествие, урок "открытых мыслей", семинар, диспут, музыкально-литературный праздник и др. Обязательно использование первоисточников, просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание аудиозаписей.Подведение итогов изучения курса возможно в форме защиты индивидуального, группового проекта, исследования, выполнения практического творческого задания.
На уроки, занятия целесообразно приглашать искусствоведов, научных сотрудников музеев, галерей, преподавателей музыкальных и художественных школ, представителей духовенства, психологов и других специалистов (по мере необходимости).
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Часы, выделенные на изучение тем, могут быть перераспределены по усмотрению учителя.
Список рекомендуемой литературы
1.Аверкий (Таушев), архиепископ. Семь Вселенских Соборов.—
М., СПб. 1996. - 144 с.
Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис— М., 1990.— 128 с.
Бородина А.В. Основы православной культуры. — М., Покров,
2003.- 288 с.
4.Глушак А.С. и др. Крым христианский. — Севастополь, 1996. —
148 с.
5.Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу. Изд-во
Московской Патриархии, 1998. — 48 с.
Живов В.М. Святость. Словарь. — М.: Гнозис, 1994. — 112 с.
Записки по предмету Закона Божия. — К., 1993,— 264 с.
Зеньковский В. Апологетика.— Рига, 1992. —262 с.
Киево-Печерский патерик. — Любое издание
Кин М. Мир христианства. — Харьков, 2003. — 240 с.
Кин М. Религии мира. — Харьков, 2003. — 240 с.
Круглый год. - М., 1989.- 496 с.
Основы православной культуры Крыма. — Симферополь, 2004.- 320 с.
Православие как оно есть (Православие. Еретики. Черная магия). — Запорожье, 1994.— 322 с.
Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. —Брест, 1994. —110 с.
Учебник богослужения.— М., 1993.— 236 с.
Что необходимо знать каждой девочке. — М., Даниловский благовестник, 2000. — 256 с.
Что необходимо знать каждому мальчику. — М., Даниловский благовестник, 1998. — 224 с.
19.Цветков А. П. Религиоведение. — Симферополь, 2004.
Календарно-тематическое планирование уроков курса
"Основы православной культуры Крыма"
в 10 классе
№п/пДата план. Дата факт Кол-во часов Тема урока Содержание урока
1 Введение. Россия – наша Родина. Моя Родина – Крым.
Россия, Крым = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика.
2 Культура и религия в Крыму Человек и культура. Своеобразие русской культуры. Российские традиции. Взаимосвязь культуры и религии. Религия – источник русской культуры.
Основные термины и понятия: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.
3 Человек и Бог в Православии
Что значит быть православным человеком. Бог – Творец всей вселенной. Дары Бога человеку. Человек – образ и подобие Бога. Среди всех живых существ только человек обладает разумом и творческой способностью.
4 Православная молитва
Возникновение молитвы. Суть молитвы. Появление первых апостолов. Апостолы – последователи Христа. Благодать и святость. Как люди становятся святыми.
5 1 Понятие о Православной Церкви как Годиной, Святой, Соборной и Апостольской Представления о Соборах. Символ веры. Понятие о Священном Писании и Священном Предании. Святость и святые в Православии.
6-7 2 Понятие о богослужении и богослужебной культуре Порядок церковного богослужения. Суточный, недельный, годовой круг их происхождение. Отражение богослужебного круга Православной Церкви в жизни общества.
8 1 Библия и ее роль в жизни современного человека Место Библии в мировой истории, философии, культуре. Библейские мотивы в произведениях украинских, русских, крымских писателей, ученых. Декалог и заповеди блаженств — идеал и морально-нравственная, правовая основа современного общества.
9-10 2 Понятие о богослужебных книгах Типикон, Часослов, Минеи, "Жития святых", Киево-Печерский патерик. Традиции семейного чтения богослужебных книг. Свт. Димитрий Ростовский. Свт. Петр Могила.
11-13 3 Церковно-славянский язык как хранитель и источник духовной лексики, язык специального назначения Основные сведения о церковно-славянской азбуке, знаках препинания, надстрочных знаках, цифрах. Особенности чтения и письма. Духовная лексика в русском и украинском языке, в творчестве великих русских и украинских писателей.
14-16 3 Церковно-певческое искусство Церковное пение как составная часть богослужения. Осмогласные церковные распевы (знаменный, постовой, столповой). Партесное пение. Певческая капелла. Церковное творче¬ство великих русских и украинских композиторов. "Таврический благовест". Народные жанры. Постовые песни. Духов¬ные стихи, канты, их известные исполнители.
17 1 Колокольный звон в церковно-общественной жизни Из истории колокольного дела. Знаменитые колокола. Виды колокольных звонов. Благовест, его особенности. Трезвон, перезвон, перебор, другие виды звонов. Влияние колокольно¬го звона на музыкальную культуру Украины, России, Крыма.
18-19 2 Икона и иконопись Изобразительные законы и художественные средства право¬славного иконописного искусства. Типы икон. Иконографи¬ческие сюжеты. Великие иконописцы. Создание икон как особый духовный вид творчества. Особо почитаемые иконы Украины, Крыма. Фрески и мозаики.
20-21 2 Православные храмы и монастыри Крыма Роль храма и монастыря в церковно-общественной жизни. Основные архитектурные стили: русско-византийский, барокко, классицизм, ампир и др. Восстановление храмов и монастырей, современное храмовое зодчество в Крыму.
22-23 2 Вы посещаете храм... Строение храма. Храмовая утварь: символика и предназна¬чение. Облачения священнослужителей. Правила поведения в храме.
24 1 Молитва Молитва как особое психологическое, духовное и душевное состояние человека. "Отче наш" как образец молитвы.
25-26 2 Православная культура межличностных отношений юношества Культура общения. Черты характера, необходимые для пол¬ноценного общения. Нравственные основы взаимоотноше¬ний юношей и девушек. Мужественность и женственность. Духовные, нравственные и психологические основы сдержан¬ности чувств и переживаний. Духовная природа любви. Не¬обходимость глубокой проверки своих чувств.
27-28 2 Православная культура семьи и семейных отношений Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака.
Венчание и Крещение как Таинства Церкви. Основные фун¬кции семьи — рождение и воспитание детей. Необходимость душевного, умственного и физического труда в создании се-мьи и сохранении благополучного семейного климата. Традиции семейного досуга. Соотношение духовных и материальных потребностей. Самобытность каждого дома.
29-30 2 Современная конфессиональная карта мира, России, Крыма Государство и религия в России на современном этапе. Толерантность, веротерпимость, приоритет общечеловеческих ценностей как основа межнациональных отношений в Крыму.
31-32 2 Основы духовной безопасности Современные деструктивные культы, тоталитарные секты, оккультные занятия и причины их распространения. Телевидение, музыка, кинематограф, компьютер, компьютерные игры и духовное здоровье молодежи.
33 1 Культурно-исторические судьбы Крыма 34 1 Итоговое занятие