«Московский Кремль»



Тема урок: Московский Кремль
Цель: Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и его архитектурными памятниками; воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за нее.
Оборудование: фотографии с изображением башен Кремля и Красной площади, план Кремля, мультимедиа, компьютеры
I Организационный момент ( настрой к уроку)
Приветствие гостей
Работа в «ПервоЛого» - игра «Собери портфель»
- Что, кроме этих предметов, нужно взять на урок?
II. Проверка д\з
Разговор мальчиков о путешествиях.
- Что такое карта?
- Какие бывают карты?
- Что обязательно показывают на картах?
- О каких городах мы говорили на предыдущих уроках?
- Как иначе называют Санкт-Петербург? Москву?
- Какие достопримечательности этих городов вы можете назвать?
2. Работа в «ПервоЛого»
-Найти лишнюю фотографию и подписать её.
( проверка работы)
III Объявление темы урока и целей.
Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
М. Лермонтов
О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
- В Москву приезжает очень много туристов, которые первым делом посещают Красную площадь и Кремль, но территория Кремля по периметру составляет около 2 –х км.
- Как вы думаете, что поможет гостям лучше ориентироваться?
- У Кремля есть план ( это уменьшенное изображение небольших участков земли)
( просмотр презентации о строительстве Кремля)
Работа по учебнику
— Что вы знаете о Кремле?
Давным – давно из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речушки неглинной и полноводной , чистой , как слеза, Москвой – рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное, охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.
Шли годы. Всё чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском появились стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной .
А вот что было дальше с Кремлём, мы узнаем из учебника
— Прочитайте текст на с. 104—105 учебника
Задайте вопросы по тексту.
Физминутка ( фигурки на доске)
Рассказ о башнях Кремля
- Всего у Кремля 20 башень и каждая имеет своё название, кроме двух, которые так и называются безымянные. Мы поговорим о некоторых из них.
- Спасская – самая известная. Чем?
- Тайницкая – имеет 2 тайника
- Царская – самая молодая ( нет и 300 лет)
- Троицкая – башня –великан высотой 80 метров
- Кутафья – самая маленькая предмостная сторожевая башня
4. Работа с компьютерами в «Openoffice»
- выбрать фото башни, подписать её, задать вопрос про Кремль.
5. Рассказ о Соборной площади ( просмотр презентации)
Обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей — Соборной площади Кремля. Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 г. Ее окружают три величавых собора — Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.
Площадь трех соборов в ее современном виде возникла в конце XV в. при великом московском князе Иване III, смелом, волевом и решительном человеке. У каждого собора свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор — домовая церковь великого князя.
В 1509 г. был закончен и Архангельский собор — самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор — это усыпальница московских князей и царей.
Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, поднимала стража мосты надо рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.

Спасская башня.
Колокольня Иван Великий.
Успенский собор.
Архангельский собор.
В 1509 г. был закончен и Архангельский собор — самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор — это усыпальница московских князей и царей.
Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда ни пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь его золотую шапку. Высок и строен Иван Великий. В былые времена путники видели его за десять верст от Москвы. Бело-золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».
Большой Кремлёвский дворец.
Троицкая башня.
Арсенал.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1,2 (с. 67-68).
(Самостоятельное выполнение.)
IV. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что получилось?
-Какие трудности встретились?