Рабочая программа учебного курса по истории Средних веков в рамках ФГОС для 6 класса
Тематическое планирование по истории средних веков для 6 класса
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Понятия и персоналии
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
дата
Дом. Зад.
предметные
метапредметные
личностные
Регулятив.
Коммуник.
Познавательн.
1
Введение
1
Урок изучения нового материала
Средние века, медиевистика, хроники, этнография
Понятие «средние века», Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков
Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Что такое средние века»?
Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников.
Формирование устойчивого познавательного интереса
Введение. Стр.6-8
2
Новый Рим
1
комбинированный
Император Константин. Синклит, Царьград, монастырь, Византия.
Обучающиеся смогут показывать на карте территорию Византийской империи, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей
Обучающиеся смогут самостоятельно планировать свою деятельность на уроке при решении проблемных вопросов «Какую роль играла Византийская империя в средневековом мире»? «Чем объяснялся выбор Константином места для своей новой столицы»?
Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы, и в ходе урока, в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи.
Обучающиеся учатся сравнивать и находить отличия между жизнью в Западной и Восточной части Римской империи. Объяснять причины могущества христианской церкви в Византии
Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи.
§1
3
Расцвет Византии
1
комбинированный
Император Юстиниан. Историк Прокопий кесарийский. Гражданское право, базилик, неф, мозаика,
составлять исторический портрет императора Юстиниана. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика.
Рассказывать о культуре Византии, представлять описание Выдающихся памятников
Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (император Юстиниан I его заслуги в возвышении Византии)
При работе в парах по учебнику (п. Византия после Юстиниана) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь при показе на карте территорий, потерянных Византией после смерти Юстиниана.
Обучающиеся работая в парах с текстами учебника, смогут анализировать описание византийских церквей и выделять их главные отличительные особенности.
Выразить свое отношение к деятельности императора Юстиниана. Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи
§2, по выбору творческое задание стр. 26 «Экскурсия по Константинополю», №6 стр. 27
4
Варвары-завоеватели
1
комбинированный
Аларих, Аттила. Вандалы, франки, гунны, великое переселение народов.
На пороге средневековья. Великое переселение народов, падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.
Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя
Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос, «Какие важные процессы происходили в Западной Европе во время подъема и расцвета Византии?» Сравнивать уровень развития разных варварских племен, а также учатся координировать свою позицию с позициями одноклассников.
Обучающиеся научатся показывать на карте направление перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют)
Обучающиеся смогут оценить уровень развития варваров-завоевателей
§3
5
Возникновение и распространение ислама
1
Урок изучения нового материала
Бедуины, Мекка, Кааба, хиджра, Коран, Аллах, мусульманин, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, шииты, сунниты. Пророк Мухаммад.
Арабы в VI-XI веках. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама.
Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщая товарищу о его ошибках
Обучающиеся научатся показывать на карте территории, населенные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат
Обучающиеся учатся толерантно относится к религиозным чувствам представителей разных конфессий.
§4, работа с документами
6
Мир ислама
1
проблемный
Джихад, эмиры, эмират, медресе
Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при планировании работы на уроке.
Формирование умений давать устный отзыв на ответ одноклассников при работе с историческими текстами.
Обучающиеся научатся показывать на карте территории, завоеванные арабами. Характеризовать положение и особенности развития различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.
Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям мусульманского мира. Освоение общекультурного наследия при формулировании вывода о том, какую роль внес мусульманский мир в историю других народов.
§5
7
Рождение королевства франков
1
Урок изучения нового материала
Хлодвиг из рода Меровея. Салическая правда. Карл Мартелл. Майордом. Пипин Короткий.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда»
Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемных вопросов: «Каким образом Хлодвигу удалось укрепить свою власть»? «Почему ослабла власть последних Меровингов»?
Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог.
Обучающиеся научатся объяснять причины принятия христианства Хлодвигом. Оценивать значение военной реформы Карла Мартелла. Делать выводы о том, какую пользу франкам и папам приносил союз между ними.
Формирование представлений о важности законов в жизни каждого человека и государства. О том, как законы могут влиять на качество жизни человека. Формирование представлений об объединяющей силе религии как части института власти.
§6, работа с документами. Задание №3 стр. 53
8
Император Карл
1
Урок изучения нового материала
Карл Великий, Алкуин.
Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (отличительные особенности деятельности Карла Великого) действия в новом учебном материале
При работе в парах по учебнику (Сильные и слабые стороны организации власти в империи Карла Великого) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Обучающиеся учатся составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Раскрывать причины распада империи Карла Великого. Сравнивать роль Церкви в Византийской империи и империи Карла Великого.
Обучающиеся смогут выразить свое отношение к деятельности Карла Великого, высказывать аргументированное суждение о значении его правления.
§7, работа с документами
9
«Люди севера»- норманны.
1
проблемный
Норманны, конунг, викинги, альтинг
Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос учителя: «Роль норманнов в европейской и всемирной истории»?
Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос «Почему набеги норманнов почти не встречали в Европе достойного отпора?»
Обучающиеся научатся показывать на карте Скандинавию, описывать ее географическое положение, каким занятиям оно способствовало, а каким - препятствовало.
Анализировать причины разного отношения викингов к народам, живущим в разных областях Европы
Выразить свое отношение к набегам викингов.
§8, §9
10
Земля и власть.
1
комбинированный
Вассал, сеньор, феодальная лестница
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальные землевладения.
Обучающиеся смогут самостоятельно принимать решения при обсуждении проблемного вопроса «почему средневековая знать считала военное дело более почетным чем хлебопашество», смогут осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при просмотре презентации « средневековый феод»
Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при обсуждении вопроса «Почему король не мог забрать все земли в свое единоличное владение»?
Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: феодал, сеньор. вассал, сословия.
Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько ценна была земля в средневековом обществе
§10
11
Вечные труженики
1
комбинированный
Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство
Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Условия жизни. Крестьянская община
Обучающиеся смогут с помощью иллюстраций сделать вывод о труде и отдыхе крестьян, и их основных занятиях, выдвигать предположение о том, какие вопросы могла решать община
Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы и в ходе урока , в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи.
Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство. Рассказывать о жизни крестьян
Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько бесправным было положение крестьянства в средние века.
§11,по желанию вопрос №3 стр.93
12
За стенами замков
1
комбинированный
Феодал, рыцарь, замок
Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни
Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия)
При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести
Обучающиеся после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстрировать его»
§12, работа с документом, вопрос №2 стр. 99, вопрос №1, 4. Стр101 вопросы и задания к главе 5
13
Империя и церковь
1
комбинированный
История образования Французского и Германского королевств. Причины возвышения церкви и духовенства. Отношение светских правителей и церкви.
Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Почему в конечном итоге папы оказались сильнее императоров»?
Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся учатся строить логическую цепь рассуждений по вопросу « что способствовало возвышению церкви и духовенства». Учатся сравнивать историю образования Французского и Германского королевств. Находить общее и различное.
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы
§13, работа с документами
14, 15
Крестовые походы
2
комбинированный
Крестовые походы, еретик, инквизиция.
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена.
Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем.
Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного.
Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманского мира.
§14, заполнение таблицы стр. 118
16
«Средневековый город»
1
комбинированный
Коммуна, цехи, мастер, подмастерье, шедевр, ратуша, романские и готические соборы.
Города- центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия, цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан.
Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемного вопроса: «почему возрождения городов в Западной Европе началось с XI века»?
Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог.
Обучающиеся научатся сравнивать и характеризовать романский и готический храмы. Описывать внешний облик города, характеризовать основные занятия горожан, образ жизни.
Раскрывать значение цеховой организации ремесленников. Объяснять причины «возрождения» городов в Западной Европе
Освоение общекультурного наследия
§15,16 Задание №2 стр.136
17
В поиска знаний
1
комбинированный
Школа, университет, схоластика
Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты
Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделение учителем ориентиры действия
Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером
Обучающиеся научатся характеризовать представление средневековых европейцев о мире, объяснять какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение терминов и понятий: школа, университет, схоластика.
Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения об особенностях обучения в средневековых школах и университетах. Освоение общекультурного наследия.
§17
18
Во главе христианского мира
1
проблемный
Ереси, еретик, инквизиция
Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют последовательность действий для поиска ответа на проблемный вопрос: почему борьба против ересей стала важной задачей Церкви в XII-XIV вв.
Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером
Обучающиеся научатся давать характеристику различным еретическим учениям, сравнивать их основные постулаты. Объяснять причины возникновения ересей.
Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о ересях и преследовании еретиков.
§18
19
Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв.
1
комбинированный
Централизация, Великая хартия вольностей, парламент
Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции
Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации (по вопросу возникновения и развития государств Западной Европы) и того, что еще не известно (централизация государств)
Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой
Обучающиеся учатся анализировать учебный материал с целью составления сравнительной характеристики развития Священной Римской Империи, Франции, Англии. Обучающиеся научатся объяснять какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие-против.
Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;
§19, работа с таблицей стр. 160
20
21
Тяжкие времена
2
комбинированный
Уот Тайлер. «Авиньонское пленение пап». Схизма. Столетняя война. Жанна д Арк. Ян Гус, гуситы
Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание Уота Тайлера. Гуситские движения в Чехии. Столетняя война; Жанна д Арк.
Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером
Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей (Жанна д Арк. Ян Гус и др.) Объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.
Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности.
Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений
§20, вопрос № 1, 3 стр. 172 самостоятельное ознакомление с содержанием §21
доклад о Кирилле и Мефодии
22
Во владениях Великого хана
1
Урок изучения нового материала
Темуджин- Чингисхан, Батый, Тамерлан.
Монгольская Держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями
Удерживают цель до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Обучающиеся научатся показывать на карте направления завоевания монголов. Объяснять понятия хан, орда. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношение власти и подданных, систему управления. Сравнивать державы Чингисхана и Тамерлана, находить общее и различное.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
§22, вопрос №2 стр. 188
23
Индия: раджи и султаны.
1
комбинированный
Раджа, Будда. Каста
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат
Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу
Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Обучающиеся научатся представлять описание характеристику памятников культуры народов Индии. Характеризовать общественное устройство, отношение власти и подданных, систему управления. Особенности религии.
Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности
§23, работа с документами.
24
Поднебесная империя и страна Сипанго
1
комбинированный
Самурай, синтоизм.
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века
Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Китая и Японии. Рассказывать о положении различных групп населения. Объяснять понятия Сёгун, самурай. Характеризовать общественное устройство Китая и Японии.
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
§24, задание №2 стр. 207
самостоятельное ознакомление с содержанием §25
25
Народы Америки в средние века
1
Урок изучения нового материала
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения
Обучающиеся научатся показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
§26
26
Европа XIV-XV вв.
1
комбинированный
Эпоха Возрождения, Ренессанс, гуманизм, гуманисты
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Византийская империя. Падение Византии
Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий
Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера
Обучающиеся учатся представлять памятники культуры эпохи раннего Возрождения. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития Европейского общества. Объяснять причины ослабления и падения Византии
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
§27
27
Итоговое повторение
1
комбинированный
Средние века в истории
Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения
Обучающиеся систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Повторения раннее пройденного
28
Итоговая контрольная работа за курс «Средние века»
1
Контрольная работа
13PAGE \* MERGEFORMAT141715
15