Непарные звонкие и глухие согласные
Технологическая карта урока
Непарные звонкие и глухие согласные
Учитель:
Тусеева Наталья Владимировна
Место работы:
МБОУ СОШ №177
Предмет:
Русский язык
Дата:
12 апреля 2016
Тема урока:
Непарные звонкие и глухие согласные
Предметная программа и ее автор:
«Планета знаний» Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина
Цель урока:
Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).
Дополнять предложение подходящими по смыслу словами
Тип урока:
Открытие нового знания
Форма урока
Космическое путешествие
Материально-техническое обеспечение
ИКТ, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
личностные: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда;
метапредметные: регулятивные- научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;
познавательные- научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; через обучающую игру- воспитывать интерес к русскому языку.
коммуникативные- научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
предметные: познакомятся с новой классификацией согласных звуков; научатся применять на практике новые знания. Характеристика этапов урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УДД
время
1.Самоопределение к деятельности.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.
-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Повернитесь друг к дургу, улыбнитесь гостям. Каждый из нас, улыбнувшись, передаёт добрые чувства, частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым делает мир добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
-Начинается урок, прозвенел уже звонок.
Всё ль на месте! Всё в порядке!
Книжки, ручки и тетрадки!
-Сегодня мне хочется подарить вам улыбку ещё одного человека.
Послушайте стихотворение и попробуйте угадать чью именно улыбку?
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт . (Гагарин).
Он мир подружил с удивительной сказкой, сияет улыбка, как зорька во мглеОт этой улыбки и доброй, и ласковойстановится людям теплей на Земле.
(Портрет Гагарина)
-Почему именно сегодня я решила обратить ваше внимание на этого человека? Какой праздник отмечает наша страна?
.Всё ближе, всё ближе нам небо бескрайнее,И подвигам в жизни не будет конца.Восходит над миром Созвездье Гагарина К правде и к свету стартуют сердца.
И мы берём старт нашего урока. . Руководство полётом разрешите взять на себя. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия будут наблюдать учёные-эксперты.
Красная шляпа наблюдает за эмоциями, настроением. Чёрная шляпа подмечает то, что мешает нам достичь цели. Жёлтая, наоборот, положительные моменты путешествия. Белая-это новая информация, работа со словарями. Синяя шляпа-это наши удивительные мысли, высказывания. И зелёная - творческие идеи.
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля, в нашей великой стране России и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.
А сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.
Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.
И сегодня, я надеюсь, мы совершим с вами новые открытия. Ведь наш урок ОНЗ. И первое, что мы сегодня с вами откроем, это ваши тетради.
Запишите в тетради дату и название праздника.
Ден. к?смона?тики
Объясните пропущенные орфограммы.
Психологический настрой.
Садятся.
Ответы детей
Ответы детей
Ребята надевают шляпы.
Записывают число
12 апреля
Белая шляпа:
Обращение к словарю.
Личностные:самоопределение;
регулятивные:целепологание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
5 мин
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Выдвигает проблему.
Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей. Давайте определим в какую. Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы уже знаем.
-Посмотрите на доску и назовите те планеты, которые мы уже открыли.
-А какой спутник нам предстоит открыть сегодня?
Верно. Итак, держим курс на спутник непарных согласных. А вот каких именно, вам и предстоит узнать. Посмотрите сколько здесь нас ждёт удивительных открытий. В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием непарные согласные.
-Как вы думаете, а какими должны быть космонавты? Одно из качеств космонавта-старательность. Давайте постараемся и выпишем для минутки чистописания слова-рифмы из этого стихотворения.
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Выпишите рифму
-На что нужно обратить внимание?
-У всех ли согласных есть пары по звонкости-глухости?
-Подчеркните согласные буквы, у звуков которых нет пары по звонкости-глухости.
-Как вы думаете, все ли непарные согласные по звонкости –глухости вы выписали?
-Какую цель поставим?
-Если целей мы достигнем, то вас ждёт подарок.
Отвечают на вопросы учителя.
Планету гласных, спутники ударные и безударные,
Планету согласных звуков, спутники-мягкие, твёрдые, звонкие – глухие, парные.
Спутник непарные согласные звуки.
Дети осуществляют выбор этапа урока.
Восток, смог, капель, апрель
Правописание парных согласных.
Отвечают на вопрос учителя.
Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).
Дополнять предложение подходящими по смыслу словами.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: самостоятельное выделение и формирование позновательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
регулятивные: целеполагание, прогнозирование; формирование проблемы.
5 мин
3. Поиск решения.
Открытие нового знания.
Работает по теме.
Объясняет новый материал.
– Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока. Итак, словарная разминка.
Дополните предложение недостающими словами.
Работа с Интерактивной доской.
Нам встретился пояс астероидов.
О Н Р А Д
Образуйте родственные слова. Кто такой Юрий Гагарин?
Подъём на учебную гору.Работа в группах.
- Найдите «лишнее» в каждой группе. Занесите в таблицу. Объясните свой выбор.
л,м,н,х,р,й
(глухой)
с,з,в,ф,ц,т,д
(непарный)
о,а,у,и,ч,е
(согласный)
щ, ц, ж, ш
(мягкий)
Проверить свои результаты в таблице, вы можете на страницах учебника.
- Что общего у этих букв? Почему они объединились?
- Чем отличаются?
-На какие группы можно их разделить?
С.42-правила
Записывают словарные слова: город, первый класс, в русской деревне,
народ,
народный герой.
Регулятивные:планирование, прогнозирование своих действий.
Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, поиск решения проблемы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.
10 мин
4. Физ.минутка
Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём. Свободна минутка. Дарим рукопожатия и обнимаемся.
Выполняют физические упражнения.
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.
2 мин.
5. Первичное закрепление по внешней речи.
Работа в парах.
Организует работу с учебником.
- Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Контролирует выполнение работы. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
-Ребята, к нам в команду просится Стёпка. С.42 упр.2
-Как вы думаете, Стёпка сможет стать космонавтом?
Почему?
-Что интересного вы заметили в диалоге?
Находят проверяемые слова.
-Восстанавливают пары.
-6 пар
-Работают в парах, считаю т количество звуков. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
- Внимательно слушают.
Регулятивные: контроль,оценка, коррекция.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Позновательные:
моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.
10 мин
6.Самостоятельная работа с сомопроверкой.
Организует самостоятельную работу с тетрадью.
Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.
– Ребята, мы облетели всю территорию Спутника. Пора возвращаться домой. Выполнили ли мы намеченный план? (ответы детей)
– Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание: вставить слова и подчеркнуть буквы непарных звонких и глухих согласных.
Знаете ли вы, что первыми в космос полетели ____________?
Сначала в космической ракете __________________ Лайка. Потом
Белка и Стрелка.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: собаки, полетела.
Проверка: назовите непарные согласные.
– Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!
А в качестве подарка фрагмент о народном герое.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Работают сомостоятельно, один ученик у интерактивной доски.
Регулятивные:
-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.
-формирование умения планировать свою деятельность.
-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
15мин
8.Подведение итога урока.
Рефлексия деятельности.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.
– Итак, обсудим наш полёт.– Цель достигнута?
- Послушаем мнение шляп.
Время мчится, нельзя отставать,Вместе выйдем на старт обязательно!Каждый может штурманом статьИли даже изобретателем!Чтобы жизнь недаром прошла,Чтоб твое запомнили имя,Пусть открытия и делаБудут добрыми, а не злыми!
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные:самоконтроль, установливать связь между целью и её результатом;
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
5 мин
9.Информация о домашнем задании.
-Нарисовать планету непарных согласных.
Слово учителя:
Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда.,
Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!
Предлагают творческие задания.
Познавательные:
построение самостоятельного процесса поиска.
1 мин
15