Специальная методика дошкольного воспитания: Методика ознакомления детей с ТНР с растительным и животным миром.


Ознакомление детей с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
358140448945Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
00Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
478599543180002209802794000
3723005288925Интерес к природе:
- внешний вид животных
- внешний вид растений
- движения
- повадки
- отношения детей к ним
00Интерес к природе:
- внешний вид животных
- внешний вид растений
- движения
- повадки
- отношения детей к ним

25736559080500-78867012700Умственное воспитание:
- знания о растениях
- знания о животных
00Умственное воспитание:
- знания о растениях
- знания о животных

77851021590Познавательные способности:
- логическое мышление
- внимание
- речь
- наблюдательность
- любознательность
00Познавательные способности:
- логическое мышление
- внимание
- речь
- наблюдательность
- любознательность

202438017335500-33464525209500
1161415127000-67945127000
289877531750Нравственное воспитание
00Нравственное воспитание
154241531750Трудовое воспитание
00Трудовое воспитание

256540252730Эстетическое воспитание
00Эстетическое воспитание
4145280322580Физическое воспитание
00Физическое воспитание

176720532385ПРИРОДА
00ПРИРОДА

8680455016500
Педагог должен:
обладать запасом знаний;
понимать закономерности развития природы;
уметь объяснять связи между предметами и явлениями.
Умения педагога:
организовать уголок живой природы;
создать для растений и животных условия;
овладеть агротехническими приемами выращивания растений и содержания животных в уголке природы.
Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач:
единство воспитания и образования наглядность активность детей в познании ведущая роль воспитателя
Методы ознакомления дошкольников с природой:
наблюдение рассказ чтение
художественной
литературы беседы игры труд эксперимент
408940027876500409829036830003917315374650035159953746500369125537465002595880368300025958803746500-2362203683000-850903683000
-85090698500409829012827000-236220698500-8509012763500на занятиях ?? воспитателя ролевые на огороде
40982909715500-850909652000на экскурсиях ответы детей дидактические в саду
409829010223500-8509010160000в уголке природы с естественным в цветнике
40894009461500-850909525000на земельном участке материалом в уголке природы
-850909080500во время прогулок
3283585193040Приемы:
00Приемы:
-850909525000самостоятельное наблюдение
-2362208763000эпизодические (несколько мин.)
-23622014986000длительные (несколько дней, недель)
-4514855715показ, называние, рассматривание
предметов
00показ, называние, рассматривание
предметов
400685095885игровые
00игровые

3220085142875опыты
00опыты

2539365607695выполнение действий с предметом и их комментирование
00выполнение действий с предметом и их комментирование
21107401264920многократное инд. и хоровое проговаривание речевого материала
00многократное инд. и хоровое проговаривание речевого материала
-451484960120повторение слов, словосочетаний и предложений
00повторение слов, словосочетаний и предложений
2481580379095пояснение
00пояснение
363664578740выполнение просьб и поручений
00выполнение просьб и поручений
-447040213360совместное выполнение действий
00совместное выполнение действий
621665433070?? воспитателя о наблюдаемом объекте
00?? воспитателя о наблюдаемом объекте

Формы организации детей при ознакомлении их с природой:
занятия экскурсии прогулки работа в уголке природы работы на земельном участке
Главное - это усвоение всеми детьми программного материала. Это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях. осмотры участка
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных
игры с использованием естественного материала Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Проводятся после дневного сна.
наблюдения
дид. игры
чтение худож. произведений
беседы
рассказы
рРабота с картинками в лесу
на лугу
в саду
у водоема
Имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы. наблюдают за раст. и животными
овладевают элементарными трудов.навыкамитрудятся совместно со взрослыми, друг с другом и самостоятельно наблюдение
накопление знаний о раст. и жив.
воспитание трудолюбия
349123023749000Уголок живой природы
386207015811500295084514732000одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой!
комнатные растения животные
катушки
лужанкифизылягушка, жаба
ящерица
черепаха
волнистые попугайчики
канарейки
ежи
морские свинки
хомяки
беспозвоночные
рыбы
земноводные и пресмыкающиеся
птицы
млекопитающие

Дети могут:
подходить к животным
подходить к растениям
рассматривать животных и растения
наблюдать за животными и растениями
Земельный участок:
6292850178435005092701784350028270201778000040830517780000163766517780000391795017780000512064017780000
цветочные растения декоративные деревья и кустарники фруктовые деревья ягодные кустарники овощные растения трава
Животные на участке:
114300017716500564578517716500338391517716500104648017716500
кролики куры привлечение птиц:
искусственные гнездовьяподкормка прилетающих на участок птиц
Животные:
7613651625600040989251631950067945016319500
домашние животные (живут в хозяйстве человека):
жизнь
размножение
условия
польза дикие звери (живут в естественных условиях):
жилище
пища
Таким образом:
В процессе ознакомления детей с ТНР с окружающим миром решаются следующие задачи:
формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на:
расширение кругозора,
обогащение чувственного и практического опыта детей,
активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.
Ознакомление детей с окружающим миром происходит на:
специальных занятиях,
в разных видах детской деятельности,
во время режимных моментов,
в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.
На занятиях дети с ТНР усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.
Развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающим миром осуществляют планомерно с учетом уровня развития коммуникативных навыков детей. Материал в рамках изучения лексической темы уточняется, расширяется и закрепляется из года в год, содержание педагогической работы усложняется.
Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы с графическим изображением(цветные, черно-белые, силуэтные картинки), составлять предложения, рассказы об изучаемом объекте.
Полученные знания закрепляются в процессе различных действий детей с натуральными предметами, практических работ, опытов, наблюдений, рассматривания картин, чтения художественных произведений, бесед, моделирования проблемных жизненных ситуаций.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром создается эмоционально благоприятная среда, поддерживается речевая активность детей и стремление применять полученные знания в повседневной жизни.