Презентация на тему: Мужская и женская народная одежда


Мужская и женская народная одежда. «По одёжке встречают…» «Всяк портной на свой раскрой». Портные – люди, которые шьют одежду. Их называли так потому, что в Древней Руси одежда называлась «порты» или «портище».Портные, в зависимости от того, что они шили, назывались:-шубниками-кафтанниками-рукавичниками-карманниками.* Как вы думаете, что шили эти люди? «Не поносишь старого – не носить и нового». Одежду шили, как правило, дома.В бедных семьях – сама хозяйка, а в более богатых – служанка.До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти не сохранилось: её донашивали, перешивали и латали до полной ветхости.МАТЕРИАЛ для одежды каждый изготавливал в своём хозяйстве. Использовали шкуры, мех, шерсть животных. Ткани из льна и конопли появились позднее. Домашнее прядение и ткачество в 9 – 13 веках уже было достаточно развито. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, они сами кроили и шили одежду.«СЕРМЯГА» - грубое неокрашенное домотканое сукно.Человека, одетого в одежду из такого сукна, называли «сермяжным». Функции народного костюма. Религиозно-магическая – одежда защитит, убережёт от порчи, сглаза, недоброго колдовства.Социальная. Каждый человек считал, что ему от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, изменение по своему желанию платья считалось обманом людей и Бога, то есть грехом.Эстетическая. Понимание красоты одежды в далёкие времена определяло не яркость и богатство отделки, а соответствие религиозному и общественному идеалу.Мемориальная. Язык костюма был обращён к традиции поминания предков ( следование их заповедям, жизненной и бытовой практике, сохранение традиций).Утилитарная (практическая).Индивидуальная. Мужской костюм. РУБАХА – основной элемент одежды. Шили из холста, без плечевых швов, с малоскошенными рукавами, ластовицами и боковыми вставками. Разрез под застёжку делали с левой стороны( косоворотка ). Носили – навыпуск, подпоясывали поясами (служил оберегом, в него прятали гребень, огниво).ПОДОПЛЁКА – подкладка из грубого холста. Выкраивали в форме прямоугольника или клина (30 см), пришивали к полочке и спинке. Праздничная рубаха Особое внимание уделялось свадебным рубахам, которые делались из не крашенного холста или из клетчатой пестряди, а позднее – из покупного ситца.Подол и низ рукавов украшали вышивкой, которая чередовалась с тканными узорами, а по краю пришивалось кружево ручного вязания шириной до 5 см красного или белого цвета. По вороту – расшивали блёстками. Штаны на «гашнике». Мужские «ПОРТЫ» или «ШТАНЫ» шились обычно неширокими, холщовыми, синего или чёрного цвета. Верх штанов собирали на «гашнике» - шнуре из суровых ниток.Праздничные штаны шили из пестрядинного или покупного полотна. Особенно нарядными считались штаны из полотна в полоску. В некоторых губерниях использовали домотканое или шерстяное полотно.В случае неуплаты податей владельцу таких нарядных портов говорили: «Франтить горазд, а податей не платишь». «Шойданник» - для лета, тулуп – для зимы. С весны до осени мужчины носили КАФТАНЫ. Наиболее распространённым по покрою был кафтан-балахон с прямыми полами и спинкой и клиньями, вставленными в боковой шов ( рис. 16)Были распространены такие кафтаны, как «шойданник» ( рис.18) или «азям» (рис.17). Зимняя мужская одежда. Для зимы из овчины мехом внутрь шили шубы, полушубки, тулупы. Шубы подпоясывали, когда выходили за пределы деревни, а в своей деревне – только в праздники.Тулупы делали без застёжки, с длинными рукавами и большим воротником, подпоясывали кушаком. Надевали тулупы зимой в дорогу поверх кафтана или шубы. У знати шубы были на собольем меху, а у людей попроще – на заячьем или собачьем. Самые бедные покрывались кожухом. Иногда под кафтан поддевался зипунРис. 10 –кафтан; Рис.15 – тулуп. Женская одежда. (Воронежская губерния). Основной вид одежды – рубаха. Её шили из 4 полотнищ: 2 – спереди, 2 – сзади, а швы располагались посередине груди, спины и по бокам. По горловине ткань собиралась под узкую «обшивку», часто переходящую в стоячий воротник высотой от 1,5 до 3 см, который застёгивался на пуговицу или завязывался тесьмой, продетой в две петли.Иногда встречался большой отложной воротник – жерелок. САРАФАН – повседневная одежда для девушки и обязательная часть венчального костюма. Дочку- в колыбельку, приданое- в коробейку. Воронежские клетчатые юбки-понёвы украшали вышитыми узорами. Особенность их декора – расшитые белой шерстью контуры тканных клеток (этот приём назывался «выложить белью»).Во многих уездах были распространены юбки из домотканого одноцветного ( синего, бордового) или полосатого материала.Праздничные юбки украшались лентами, галунами, которые назывались «обнарядкой».Поверх юбки надевался передник из сатина, ситца, атласа, украшенный вышивкой, лентами, бахромой. Передник с «грудинкой». Передник Московской губернии был неповторимый и уникальный по своему декоративному убранству. Он служил ярким и эффектным украшением праздничной одежды.Передник с «грудинкой» надевался через голову, состоял из двух частей: -небольшого куска ткани прямоугольной формы – «грудинки»;-пришитого к нему прямого полотнища.Держался передник на лямках, а сзади завязывался на тесёмки. Плечевая одежда: нагрудник, шушунчик, шушпан( рис. 13;15); сукман( рис.17); кохта(рис.21); корсетка (одежда без рукавов рис. 20). Украшения, аксессуары. Верхняя одежда: зипун, полушубок, душегрея (короткая одежда на лямках, иногда отороченная мехом с застёжкой впереди); телогрея( короткая одежда с воротником и рукавами без меховой отделки).Непременные аксессуары: пояс-покрома (носили с праздничной одеждой).Украшения: -монисто – из бисера;-косники – для кос(сл.14; рис.14).-подмахорники и гайтаны – поясные наспинные украшения.* Рукавицы – у богатых людей на дорогом меху из бархата, шёлка, украшались вышивкой; у бедных – варежки из толстой шерсти. Образцы женской одежды. Детская одежда. «Два сапога – пара и оба на левую ногу». Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли-поршни. Делали и простые башмаки – чоботы.В основном шили сапоги (для холодного времени утеплялись войлоком).Сапоги надевались на онучи – куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. Зимние онучи делали из меха и назывались шкарпетками. Сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму в процессе носки.Валеная обувь – валенки, катанки – появились в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Стоили они очень дорого.ЛАПТИ – плелись из коры ивы, берёзы, дуба, вяза (1пара – 3-4 деревца). Лапти имели малый срок службы: а) зимой пронашивались за 10 дней; б) после оттепели – за 4 дня; в) летом, в страдную пору – за 3 дня.«В дорогу идти – пять пар лаптей плести».Стоили лапти – не более 5 копеек, а сапоги – несколько рублей. Образцы обуви. По возрасту и убор. Девочки до 12 лет носили повязки.Затем надевали венец. Украшения. В косу девочки вплетали гарусные нити или накосники.Повзрослевшие девушки украшали волосы лентой. Это означало, что её можно сватать (рис. В).«Честной» колпак (рис. А) свидетельствовал о том, что девушка стала невестой и скоро наденет венок, называемый «девичья красота» ( рис. Б), (из искусственных цветов). Свадебные хлопоты. В некоторых губерниях свадебным убором служил кокошник .В других губерниях надевали венец невесты (или свадебный венец). В Воронежской губернии в числе наиболее распространённых был головной убор, состоявший из сороки и позатыльника. Сверху его часто покрывали красным ситцевым платком с набивным рисунком.Костюм дополнялся рогатой кичкой. Головные уборы Московской губернии. Кокошники трапециевидной формы с плоским верхом, сделанные из бархата и украшенные золотым шитьём, блёстками, фольгой.Платок существовал в качестве самостоятельного головного убора (фабрики по производству платков: фабрика Котова, фабрика Гучкова).Платок был дорогим подарком. Его дарили на свадьбу, на рождение ребёнка, на крестины.Рис. 14. Портрет крестьянки, художник И. П. Аргунов, 1784 год. Мужские головные уборы. 14 век. Шапки, напоминающие колпак. Зимой – малахаи – овчинные треухи.15 век. Стали носить тюфьи – маленькие круглые шапочки. Колпак – распространённый головной убор (богатые шили их из белого атласа и украшали жемчугом). Зимой колпак подбивался мехом.17 век. Появился науруз – разновидность колпака, шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами или кистями.Распространены были и мурмолки – шапки с плоской, расшитой книзу тульей.Горлатные шапки – были исключительной принадлежностью князей и бояр.Бедный люд – шапка из сукна или войлока. Зимой, подшитые недорогим мехом. «ПО СЕНЬКЕ И ШАПКА.» Причёски. Мужчины в 14 веке, чтобы придать солидность своей внешности стали носить окладистые бороды. Бритьё бороды и усов запрещалось законом. Волосы постригали очень коротко. И вскоре возникла мода на причёску «под горшок». К 16 веку в Москве уже было Несколько парикмахерских. Они располагались под прямо открытым небом. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой парикмахерской. Если же на стрижку не было денег, то можно было постричься и дома – горшков в каждом хозяйстве было достаточно.Девичья причёска – это коса (однокоска), которую перед венчанием на девичнике или после бани расплетали и не заплетали до самого венчания. Перед венчанием волосы заплетали уже в две косы. Закладывая их так. Чтобы образовались «рога», подражающие рогам животных. Прощание с косой было для невесты прощанием со свободой, с родительским домом. Замужней женщине необходимо было скрывать свои волосы. Появиться с непокрытой головой – опростоволоситься – значило опозориться.Молодые девушки до замужества могли ходить с распущенными волосами. Волосы поддерживал венец – узкая металлическая или матерчатая полоска, которая, охватывая лоб, сзади крепилась на затылке. Венец расшивался бусами, бисером. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга, которые спускались вдоль щёк. В косы девушки вплетали ленты или золотые нити. Практическая часть. ЗАДАНИЕ: ПОДБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.