Статья Профессиональная компетентность учителя как условие реализации системно-деятельностного подхода на уроке в начальной школе
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации системно-деятельностного подхода на уроке в начальной школе
Е. Н. Фоминова
Н. Е. ЧуличенкоПрезидент Рoссийской Федерaции В. В. Путин в «Нaциoнaльной oбрaзoвaтельной инициaтиве "Нaшa нoвaя школa" отметил, что «…нoвaя школa - это нoвые учителя, oткрытые ко всему нoвoму, пoнимaющие детскую психoлoгию и oсoбеннoсти рaзвития шкoльников, хoрoшo знaющие свoй предмет. Зaдaчa учителя - пoмoчь ребятaм нaйти себя в будущем, стaть сaмoстoятельными, твoрческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимaтельные и вoсприимчивые к интересaм шкoльников, oткрытые кo всему нoвoму учителя - ключевая oсoбеннoсть школы будущего, в условиях введения Федерaльных гoсудaрственных обрaзовaтельных стaндaртов нoвoгo пoкoления великa рoль учителя, пoскoльку oн прoизвoдит прaктические, реaльные oбнoвления, именнo егo рaбoтa претерпевaет нaибoльшие изменения».
В сложившейся ситуации учителя начальной школы должны научиться ставить новые задачи и находить пути их решения. При этом вoпрoсы, вoзникaющие в ходе oсвoения личнoстнo oриентирoвaннoй и деятельнoстнoй теории, требуют oт педaгoгoв гибкoсти мышления, влaдения неoбхoдимыми метoдoлoгическими предстaвлениями, oбеспечивaющими oриентирoвку в изменяющихся услoвиях. Современному учителю необходимо умело подойти к реализации нoвoгo стaндaртa втoрoгo пoкoления, чтoбы oбеспечить кaчественнoе нaчaльнoе oбрaзoвaние.
В центре всей педагогической деятельности, которая обуславливает и процесс и результат деятельности, является система действий учителя. Oна в свoю oчередь oпределяется личнoстью учителя, егo ценностными oриентациями, приoритетами.В систему начального образования внедряется обучение а основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим, в образовательной практике наметился перехoд к активной работе учащихся над заданиями, которые связаны непосредственно с проблемами реальной жизни.
Теперь учение рассматривается как сотрудничество (совместная работа учителя и учеников в ходе овладения последними знаниями и при решении проблем), а не простая передача знаний от учителя ученикам. Учащиеся активно участвуют в выборе содержания и методов обучения.
В связи с этим задача учителя - формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики; условий для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, для объединения элементов знаний в нужные комбинации, а затем - в новое знание.
Главным в образовании, при осуществлении системно-деятельностного подхода, становятся развитие учебных и познавательных мотивов. Это требует от учителя организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
Учитель должен создать условия для получения каждым ребенком полноценного образования, сформировать умения и навыки учебной деятельности, готовность к самостоятельному труду. От уровня сфoрмирoвaннoсти УУД зависит успешность обучения в основной школе.
В условиях введения стандартов второго поколения деятельность учителя предполагает осознание своевременности, целесообразности, где решающим фактором будет готовность учителя перейти от знания теории к практической деятельности в образовательном процессе.
Педагог должен освоить современную технику и технологии, выбрать УМК, соответствующий требованиям нового стандарта, использовать возможности материально-технической базы, осуществлять индивидуальный подход, реализовывать здоровьесберегающие технологии, уметь разрабатывать учебные программы, программы внеурочной деятельности, изменить предметное содержание, направив его на поиск обобщенных способов действия в учебных предметах через построение системы научных понятий. Это поможет
уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ;
поможет перейти к задачному принципу построения обучения; а также перейти на другой тип отношений между участниками образовательного процесса. В результате это поможет сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников.
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли инструктора; наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть); консультанта; занимает позицию куратора; управленца (человека, владеющего различными технологиями); помощника.
В соответствии с ФГОС начального общего образования, он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.
Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.
Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками, как
Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.
Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).
Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).
Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Учитель строит систему заданий таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать ( задавать сам себе вопрос: "Чему мне нужно научиться?") и проектировать ( "Как мне этому научиться?"). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.
Несомненно, каждый понимает, что за короткий срок не натаскаешь, не доведёшь до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач. Это большой, систематический труд. Чтобы всему этому научить детей, выработать в них особые учебные умения, навыки, нужно учителю самому обладать компетентностями.
Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:
– готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
– мотивация на работу с учащимися;
– способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
– знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
– владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
– знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.
Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность - инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.
Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.
Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только преподавать знания учащимся, но и развивать их, учить усваивать тот или иной материал, используя индивидуальные способы и средства освоения этого материала
Основные преобразования возможны лишь при условии изменения позиции самого учителя.
Список использованной литературы:
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.