Программа Разговор о правильном питании. Внеклассное занятие по теме Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Название конкурсной работы
Классный час «Из чего варят каши и как сделать кашу вкуснее?
Автор (ФИО)
Мачтакова Ирина Александровна
Школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углублённым изучением отдельных предметов»
Адрес, электронная пачта
Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Бызова, дом 5, квартира 137;
machtakova_irina@mail.ru
Возраст учащихся
8 лет
Используемая часть программы
«Разговор о правильном питании»,
«Две недели в лагере здоровья»,
«Формула правильного питания»
«Разговор о правильном питании»
Описание системы работы по реализации выбранной части программы
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011), «Формула правильного питания» » (М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011).
«Разговор о правильном питании» входит в учебно–методический комплект первой части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для учащихся1-2 классов (7, 8,9 лет).
Цель программы: воспитание у учащихся культуры питания, осознание ими здоровья, как главной человеческой ценности.
Задачи курса «Разговор о правильном питании»
формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания;
формирование готовности соблюдения режима и правил гигиены питания;
развивать умения и навыки в выборе полезных продуктов и блюд;
расширить кругозор школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
развитие творческих способностей и кругозора детей,их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании» как первая часть программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 15 тем.
Если хочешь быть здоров.
Самые полезные продукты.
Как правильно есть.
Удивительные превращения пирожка.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.
Плох обед если хлеба нет.
Время есть булочки.
Пора ужинать.
Где найти витамины весной.
На вкус и цвет товарища нет.
Как утолить жажду.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Всякому овощу – своё время.
Праздник урожая.
Во время реализации программы «Разговор о правильном питании» используются разнообразные формы и методы, носящие игровой интерактивный характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания предлагаемые в рабочей тетради развивают творческие способности учащихся. Они могут выполняться самостоятельно или в коллективе.
Методы обучения:
фронтальный метод;
групповой или парный метод;
практический метод;
игровой метод;
познавательная игра;
соревновательный метод.
Формы обучения:
чтение и обсуждение ситуаций;
практические задания;
конкурсы (рисунков ,рассказов, блюд);
творческие задания;
праздник урожая;
мини проекты;
совместная работа с родителями.
Внеклассное мероприятие по программе «Разговор о правильном питании»
Тема: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»
Цель:
- формировать представление о каше как о традиционном русском
блюде, его пользе для здоровья,
- познакомить учащихся откуда каша на стол пришла и откуда берётся
крупа;
- изучить, что из разных круп варятся разные каши;
- развивать познавательный интерес;
- выработать умения рассуждать, анализировать;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
- учащиеся узнают название злаковых культур;
- учащиеся научатся формировать тему и задачи занятия, различать крупы и каши,
формулировать правила здорового образа жизни.
Оборудование: проектор, мультимедийная установка, виды круп, наклейки, цветные карандаши, рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г., «Нестле России».
Ход классного часа.
Вступительная часть
- Прочитайте русскую пословицу и объясните её смысл.
Щи да каша – пища наша. (Слайд 1)
(Русский народ любил щи и кашу
Лучше каши нет на свете.
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!)
- Ребята, кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?
Постановка темы и цели занятия. (Слайд 2)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о каше и для чего она нужна)
- Прочитайте на слайде тему нашего занятия. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»
- Давайте определим цели нашего занятия:
Что называют кашей.
Из чего варят каши и откуда пришла она к нам на стол.
Как сделать кашу вкуснее?
Рассказ Анны Петровны.
(Во время завтрака семья Ани ела манную кашу, и девочка поинтересовалась из чего её варят? Бабушка после завтрака обещала рассказать.)
Наступила весна. Зёрнышко упало в землю. Его поливал дождик и пригревало солнышко. Появился росток, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирал сил. В нём образовалось много зёрнышек. В них много полезных питательных веществ. В конце лета колоски собрали, обмололи – достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, из крупы можно сварить кашу!
- Отгадайте загадку. (Слайд3)
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (колосок)
- А какие колоски растут на полях? (ржи, пшеницы, гречихи, овса, ячменя, кукурузы)
- Какие крупы получают из этих зёрен?
Рожь и пшеница – манная крупа и пшеничная крупа.
Просо – пшено.
Овёс –овсяные хлопья.
Гречиха –гречневая крупа
Ячмень –ячневая крупа
Кукуруза – кукурузная крупа.
- Ребята, посмотрите на разнообразие круп? (показ коллекции круп)
- Какие каши можно сварить из этих круп?
Закрепление полученных знаний.
- Выполните задание № 2, на с. 28 (взаимопроверка).
- Откуда же к нам пришла каша?
(Каша пришла к нам с поля. Это растительный продукт.)
Физкультминутка.
Мы немножечко устали,
А теперь все дружно встали.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку! (Выполняют музыкальную зарядку «Солнышко лучистое»)
Историческая справка. (Слайд 4)
- Ребята, что же обозначает слово каша, и как её приготовить?
Рассказ учителя:
В давние времена кашей называли блюда. Приготовленные не только из круп, но и из других измельчённых продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп. Которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп – от целых до дроблённых различным образом.
Каша - кушанье из крупы на молоке или воде - была любимым блюдом славян. Каша - одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово каша в древнем его значении, означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу.
Слово КАША (с ударением на второй слог) по-еврейски означает «густА, твердА» (такая, что в ней ЛОЖКА стоит). Когда человек голоден, он хочет кашку по гуще.
В русской кухне каши делились по консистенции на три основных вида - кашицы (жидкие), размазни (вязкие) и собственно каши (крутые, рассыпчатые). Больше всего любили в России рассыпчатые каши, но охотно ели и кашицы, заменявшие суп. Менее популярны были размазни, считая их испорченными кашами.
В старину был праздник каши. Было это на Акулину-гречишницу (26 июня). В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай. Кашу варили, и всех - всех угощали. Она так и называлась «Мирская каша»!
На Руси каша составляла необходимую принадлежность свадебного пира, рождественских праздников, родин, крестин и похоронного обряда. Каша – это главная еда русского человека. Не зря в пословицах говориться:
Каша – кормилица наша.
Русского мужика без каши не накормишь.
Знаешь ли ты? (Слайд 5)
- Ребята, почему же русский народ так ценил кашу? (Рассказ подготовленных учащихся. Совместная работа с родителями.)
1. Известно, что в гречневой каше очень много растительного белка. Помимо этого, гречка очень богата на различные микроэлементы. Такие, как:
Железо (хороший цвет лица);
Калий (Нормальное кровяное давление);
Кальций (Крепкие кости и здоровые зубы);
Магний (Нормальный вес тела, хорошее настроение) и т.д.
2. В «геркулесовой» (овсяной) каше множество различных антиоксидантов, которые способны вывести из организма человека вредные вещества и токсины. Подобное очищение очень необходимо каждому. К тому же, овсянка, благодаря своему составу, прекрасно борется со стрессами и депрессиями. Не зря многие употребляют эту полезную кашу каждое утро.
3. Манная каша способна вывести жир и слизь из организма человека. Она очень хорошо влияет на крепость костей и силу мышц.
4. Перловая каша, это каша из ячменя. Эти злаки содержат в себе огромное количество витаминов и минералов.
5. Пшеничная каша содержит в себе очень мало калорий. Поэтому она прекрасно подойдёт тем, кто сидит на диете и борется с лишним весом. В неё входят такие минералы:
Серебро;
Цинк;
Фосфор;
Цирконий;
Железо.
Плюс бета-каротин, а также витамины В1, В2 и РР. Каша богата на белок, крахмалы и растительные жиры.
6. Кукурузная каша очень полезна и питательна. В ней содержится множество витаминов (провитамин А, В1, В2, С, РР), а также полезных минералов. Кукурузная каша прекрасно понижает уровень холестерина в крови, нормализует обмен веществ и укрепляет иммунитет.
6. Пшенная каша – богатый источник калия. А он, в свою очередь, помогает человеку справляться с различными нарушениями сердечной деятельности.
- Ребята, какой можно сделать вывод из этого материала?
(Каша – это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья.)
Игра «Юный кулинар» (Слайд 6)
- Ребята, сейчас вы в парах составите алгоритм приготовления каши.
- А какой именно вы выберите сами. (Дети вытягивают название каши.)
- Молодцы, вы с заданием справились.
- А можно ли сделать кашу вкуснее?
- Что можно в неё добавить? (Добавить ягоды, фрукты, мёд, овощи, сухофрукты, масло.)
- Как вы понимаете пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?
(Если положить очень много масла, каша будет очень жирной. Это не полезно.)
Закрепление полученных знаний.
- Ребята, выполните задание № 4 в тетрадях на с. 29. (Выбери и наклей добавки для каш.)
-С каким вкусом получилась твоя каша? (Учащиеся проговаривают свои варианты.)
Приятного аппетита.
Запомни! Полезно есть на завтрак каши.
Итог занятия
Рефлексия (Слайд 7)
- Ребята, выберите и закончите предложения:
Я сегодня узнал.
Мне было интересно.
Я сегодня понял, что ..
- Ребята, откуда к нам на стол пришла каша?
- Какое значение она играет для человека?
- Как сделать кашу вкуснее?
- Что вы должны были запомнить?
Домашнее задание (Слайд 8)
Приготовить кашу на завтрак вместе с родителями, не забывая, о разных вкусах.
Найти сказки где встречается слово каша и прочитать их.
(Русская народная сказка «Каша из топора», Братья Грим «Горшочек каши»)
Приложение 1.
Поле с колосьями.
Рожь и пшеница – манная крупа Просо – пшено.
и пшеничная крупа.
Овёс – овсяные хлопья. Гречиха – гречневая крупа.
Кукуруза – кукурузная крупа.
Приятного аппетита.
Запомни! Полезно есть на завтрак каши.
Как сделать кашу вкусной?
Участие родителей в реализации конкурсной работы
Без поддержки родителей невозможно было реализовать программу «Разговор о правильном питании». Поэтому перед внедрением программы с родителями была проведена беседа, на которой были озвучены её цели и задачи.
Родители учащихся активно участвовали в реализации программы. Они организовывали встречи с людьми разных профессий: пекарь, повар, врач, тренер спортивных секций, учитель физкультуры. На праздниках угощали полезными блюдами, делились рецептами, давали советы, помогали детям выполнять проекты и домашние задания.
Родители своим примером помогают овладеть навыками здорового правильного питания. Оно направлено на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Оценка эффективности конкурсной работы
При изучении программы «Разговор о правильном питании» учащиеся получили информацию о правильном питании, какие правила питания нужно соблюдать, чтобы быть здоровым, какие продукты самые полезные и где найти витамины, о правилах поведения во время еды.
Если хочешь быть здоровым не только закаляйся, но и правильно питайся.
Учащиеся и родители изменили отношение к режиму, гигиене и продуктам питания. Ребята под контролем родителей начали соблюдать режим питания, научились уважать труд людей, которые готовят пищу, мыть руки и продукты перед едой, познакомились с секретами, которые делают вкуснее самые обычные блюда.
Можно сделать вывод, что данная программа оказалась эффективной в проблеме оздоровления питания младших школьников.
Дополнительные источники информации
1. Методическое пособие. Разговор о правильном питании. М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г. – 80с.
2. Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании. М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г. – 72с.
3. 135 уроков здоровья, или Школа доктора природы. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко- М.: ВАКО, 2013 г. – 288с.
4. Интернет ресурсы.
5. Программа «Разговор о правильном питании» [Электронный ресурс], Режим доступа:http://www.prav-pit.ru
Заявка-анкета на участие
В региональном этапе Всероссийского методического конкурса
«Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации
Программы «Разговор о правильном питании»
от Нижнекамского муниципального района РТ
Сведения о конкурсанте:
Мачтакова Ирина Александровна
8 декабря 1970 года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, учитель начальных классов
Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Кайманова, дом 4
8555-
Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Бызова, дом 5, квартира 137, 8-917-920-66-14
Нижнекамское педагогическое училище Татарской АССР, 01 сентября 1988года, специальность 2001 Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы – учитель начальных классов, диплом НТ №576722, выдан 30 июня 1990года.
Стаж работы в системе образования- 25 лет, в данной должности – 25 лет.
--------------
Курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по теме: «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО» ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», 72 часа, Удостоверение № 770400002327, Регистрационный номер 2280, выдано 21 мая 2015года.
Решение муниципального Оргкомитета о выдвижении данного участника на Конкурс, заверенное подписью председателя Оргкомитета и печатью муниципального органа образования.
Рисунок 1C:\Users\user\Desktop\здоровое питание\поле.jpgXerox Phaser 3122