«Формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в таблицах»
Проектный замысел
1. Образовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Моргуновская средняя общеобразовательная школа» Суксунского муниципального района Пермского края
2. Тема проекта
«Формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в таблицах»
3. Участники проекта, включая представителей научного сообщества, методистов
1
Ф.И.О.
должность
Выполняемая в проекте функция
1.
Ширяева Наиля Дидаровна
Директор МОУ «Моргуновская СОШ»
Разработчик.
2
Чепурова Любовь Васильевна
Учитель МОУ «Моргуновская СОШ»
Разработчик, и участник проекта
3
Мисюрева Галина Ильинична
Учитель МОУ «Моргуновская СОШ»
Разработчик и участник проекта
4
Малинина Наталья Валентиновна
Учитель МОУ «Моргуновская СОШ»
Разработчик и участник проекта
5
Кустова Оксана Сергеевна
Учитель МОУ «Моргуновская СОШ»
Разработчик и участник проекта
3.1. Имеющийся у коллектива опыт, позволяющий реализовать проект:
«Моргуновская средняя общеобразовательная школа » является муниципальным общеобразовательным учреждением, реализующим программы начального, основного общего образования. В школе учится 93 ученика, работает 15 педагогов. Категорийность- 40 % на 1 ступени-первая категория, 67 % на 2 ступени.
Курсовая подготовка:
В 2010- Теоретико – методологические основы реализации ФГОС.
В 2010-Компетентностный характер обучения физике в современной модели образования.
В 2011- Применение современных информационно-коммуникационных технологий реализации требований ФГОС НОО.
В 2012 -Современные технологии обучения как средство реализации требований ФГОС НОО.
В 2013 – ФГОС второго поколения. Конструирование уроков деятельностной направленности.
В 2013 -Психолого – педагогические аспекты формирования УУД в условиях перехода на ФГОС.
4. Проблема, на решение которой направлен проект.
Стандарты второго поколения заявляют новый подход к образовательным результатам. Метапредметные образовательные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в т.ч. уровень сформированности информационной грамотности Опыт участия учащихся нашей школы в исследованиях PISA, мониторинга качества основного общего образования по заданию Минобрнауки России АНО «Института проблем образовательной политики «Эврика» работы свидетельствует о том, что у наших нынешних пятиклассников на выходе из начальной школы не сформировано умение читать схемы и таблицы, умение воспринимать и анализировать информацию в них, а именно это умение является признаком функциональной грамотности человека.
5. Подробный проблемный анализ ситуации, включающий описание основных подходов по решению данной проблемы, существующих в науке и практике.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями грамотность и минимальная грамотность. Функциональная грамотность (ФГ)– это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету), то есть это тот уровень грамотности, который дает возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Существуют различные формы ФГ – общая Г., компьютерная Г., информационная Г., коммуникативная Г./Наш проект направлен на развитие ИГ. Основным средством развития информационной грамотности является работа с текстом. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA, которые делят тексты на сплошные и несплошные. Сплошные тексты- это проза, стихи. Несплошные тексты- это графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты, план помещения, расписание движения транспорта, входные билеты.Объектом нашей работы являются несплошные тексты. Эффективными приемами обучения чтению несплошных текстов по мнению авторов книги для учителя «Формирование навыков функционального чтения» Ирины Логвиной, Людмилы Рожденственской, изданной в 2012 г., в г.Тарту, являются - обучение навыку просмотрового чтения, чтению с целью извлечения нужной информации, чтению с детальным пониманием содержания.
6. Ожидаемые результаты проекта:
Будут сформированы умения учащихся:
критерии
показатели
Извлекать информацию из схем и таблиц.
70% учащихся научатся извлекать информацию из схем и таблиц
Применять извлеченную информацию для решения учебных задач.
70% учащихся научатся применять извлеченную информацию для решения учебных задач.
Ожидаемые продукты для учащихся:
Программы краткосрочных курсов по выбору «Несплошные тексты».
Для диагностики сформированности умений будут разработаны:
- Лист оценки умения осуществлять поиск необходимой информации в схемах .
-Лист оценки умения осуществлять поиск необходимой информации в таблицах .
-Лист оценки умения переводить знаково-символическую информацию в текстовую.
-Лист оценки умения использовать информацию для решения учебных задач.
Будут сформированы умения педагогов:
критерии
показатели
1.Создавать учебные ситуации.
Копилка по 1 из учебных ситуаций
2.Определять способы организации учебных ситуаций.
Ожидаемые продукты для педагогов:
-Программы краткосрочных курсов для формирования у учащихся 5 класса умения работать со схемами и таблицами, умения извлекать информацию из них, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.
- Алгоритм формирования информационных умений школьников.
7. Средства реализации проекта
-Проведение семинаров-практикумов, разработка, презентация и реализация программ краткосрочных курсов, подбор средств диагностика уровня сформированности у учащихся 5 класса умения работать со схемами и таблицами, умения извлекать из них информацию, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
8. Описание актуальности и новизны проектного замысла
Новизна заключается в:
- в разработке технологии деятельности в по управлению развитием умения воспринимать и анализировать схемы и таблицы;
- в разработке инструментов диагностики уровня сформированности умения воспринимать и анализировать схемы и таблицы;
- в разработке программ краткосрочных курсов для учащихся 5 классов по русскому языку, математике,
· истории, природоведению.
Актуальность -
Большой интерес сегодня представляет реализация контекстного подхода, когда школьникам надо решить не отдельные задачи, упражнения по предметам, а дается схема или таблица, со сформулированными к ним заданиями. Для их выполнения учащимся необходимо изучить схему или таблицу, выделить в них необходимую (для конкретной задачной ситуации) информацию, перекомбинировать имеющиеся сведения, самостоятельно интерпретировать и обобщить, получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т.д., что и требуется в современной жизни от любого человека, для решения различных практических задач. Ведь в современном обществе в выигрыше будут те, кто будет способен оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.
9.Программа деятельности.
1 этап.
Разработка проекта.
Изучение методической литературы.
Разработка нормативных документов.
Определение замысла проекта.
Определение состава команды.
Педсовет, методическое совещание.
Март- август, 2014 г.
2 этап.
Реализация проекта.
Курсовая подготовка педагогов.
Педсовет, методическое совещание.
Создание технологической карты занятия.
Разработка и апробация краткосрочных курсов.
Промежуточная и итоговая диагностика.
2014-2015 учебный
3 этап.
Завершение проекта.
Обобщение и трансляция полученного опыта.
Обучение всего педколлектива.
Ознакомление с результатами реализации проекта родителей, общественности.
Апрель –июнь 2015 г.
10.Масштаб реализации проекта.
2014 г-2015 учебный год.4 педагога, учащиеся 5- 6 классов, 17 человек. Предметы- математика, русский язык, литература, природоведение, история.
Примерный модуль формирования умения извлекать информацию из таблиц.
Номер занятия
Тема занятия.
Цель
Деятельность учащихся
1
Учимся читать таблицы.
Дать понятие о типах таблицы и структуре таблицы (столбцы, строки, ячейки)
найти отдельные части таблицы
2
Сравнительная таблица.
Научить восстанавливать недостающую информацию в тексте с пропусками на основе таблицы.
Найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, в таблице,осуществить перенос информации из несплошного текста в готовый сплошной текст.
3
Сравнительная таблица.
Научить разворачивать информацию из таблицы в самостоятельное речевое высказывание или составлять задачу
Установить характер связи частей информации, представленной в таблице. Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков информации. Использовать полученную информацию для создания нового продукта (сплошного текста).
4
Таблица «Описание объекта»
Научить восстанавливать недостающую информацию в тексте с пропусками на основе таблицы.
Найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, ,осуществить перенос информации из несплошного текста в готовый сплошной текст.
5
Таблица «Описание объекта»
Научить разворачивать информацию из таблицы в самостоятельное речевое высказывание или составлять задачу
Установить характер связи частей информации, представленной в таблице. Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков информации. Использовать полученную информацию для создания нового продукта (сплошного текста).
6
Практическая работа с разными видами таблиц.
Научить применять на практике сформированные умения работы с таблицами
Самостоятельно или с помощью учителя использовать различные стратегии извлечения информации.
7
Промежуточный мониторинг сформированности умения работать с информацией
Оценить уровень сформированности умения работать с информацией, сформированный на конкретном краткосрочном курсе.
Самостоятельно использовать различные стратегии извлечения и применения информации.
34
Итоговая метапредметная творческая работа «Сформированность умения извлекать и применять информацию из таблиц»
Оценить уровень сформированности умения извлекать информацию из таблиц»
Самостоятельно использовать различные стратегии извлечения и применения информации.
Критерии оценивания
Показатели критерия
Таблицы
1.
Чтение структуры таблицы
Наличие заголовка.
Да-1 балл
Нет-0 балл
Анализ верхней строки.
Анализ первого столбца.
Умение «читать» и понимать взаимосвязи между строками и столбцами в таблице.
2.
Извлечение информации, представленной в таблице.
Умение находить в таблице сведения и факты, заданные в явном виде.
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 3.
Умение оценивать достоверность информации в таблице.
За каждый правильный ответ – 1 балл.Нет ответа или неверный ответ -0 баллов.
Умение доказывать свою точку зрения с помощью информации из таблицы.
За каждый правильный ответ – 2 балла.Нет ответа или неверный ответ -0 баллов.
-
Количество баллов
0-6 баллов
низкий уровень
низкий
7-9 баллов
Удовлетворительный уровень
Ниже среднего
10-12 баллов
Хорошо
Средний
13-14 баллов
отлично
высокий
Примерные вопросы к таблице
Название таблицы
Название верхней строки
Название первого столбца
Что указывается во второй строке?
Сколько столбцов в таблице?
Сколько стоит детский билет в субботу?
Сколько стоит взрослый билет во вторник?
В каких единицах определяется цена билета в кинотеатр?
Аня утверждает, что детский билет в среду стоит 150 рублей. Права ли Аня?
У Вити есть 200 рублей. Хватит ли денег, если он с другом пойдет в кино во вторник? Докажите (объясните).
Сколько денег нужно взять с собой, чтобы Маша могла пойти в кино с мамой в среду?
Хватит ли Жене на покупку билетов в кино во вторник, если ему нужно купить билеты себе, маме и другу Васе, а у него есть 400 рублей. Сколько денег останется у Жени
Критерии оценивания
Показатели критерия
Таблицы
1.
Чтение структуры таблицы
Наличие заголовка.
Да-1 балл
Нет-0 балл
Анализ верхней строки.
Анализ первого столбца.
Умение «читать» и понимать взаимосвязи между строками и столбцами в таблице.
2.
Извлечение информации, представленной в таблице.
Умение находить в таблице сведения и факты, заданные в явном виде.
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 3.
Умение оценивать достоверность информации в таблице.
За каждый правильный ответ – 1 балл.Нет ответа или неверный ответ -0 баллов.
Умение доказывать свою точку зрения с помощью информации из таблицы.
За каждый правильный ответ – 2 балла.Нет ответа или неверный ответ -0 баллов.
15