Исследовательская работа Русская свадьба
В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
-Да как же ты венчалась, няня?
-Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели
А.С.Пушкин, "Евгений Онегин"
А как женились наши прадедушки и выходили замуж наши прабабушки, как происходили свадебные обряды? Что представляла собой традиционная русская свадьба в те времена?
Во-первых, она была очень разнолика: каждая губерния, да что губерния, каждая деревня старой России имела свой неповторимый бытовой уклад, соответственно разнились и свадебные обычаи ("что город, то норов, что деревня, то обычай").
Во-вторых, свадебный обряд состоял из множества различных по характеру и функциям элементов, в которых переплетались языческие верования и христианская религия. Причём если в брак вступали девушка и парень или праздновали свадьбу вдового мужчины с девушкой, то соблюдались все обряды свадебного ритуала. Если женились вдовые или холостые мужчины на вдовых женщинах, то заключение таких браков обрядами не сопровождалось.
И, конечно же, крестьянская свадьба отличалась красотой и монументальностью.
Календарь свадеб тех времён был приведён в соответствие с земледельческим календарём – обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ периоды ("лошадям легче и людям приятнее"). Наибольшее количество браков приходилось на осень, когда уже убран урожай и "пересчитаны цыплята", от Покрова (1 октября по старому стилю) до Филиппова заговенья (14 ноября). Богатым на свадьбы был также зимний период – от Крещения до Масленицы. Весенние и летние свадьбы были исключениями: семье невесты было невыгодно, прокормив работницу зиму, отдавать её перед или во время страдной поры. Праздновались весенне-летние свадьбы скромно и считались браками "по нужде": либо женился многодетный вдовец, чтобы получить в хозяйство работницу, а детям – мать, либо выходила замуж девушка, совершившая нравственное падение, чтобы скрыть добрачную беременность, - к таким свадьбам в крестьянском обществе относились с предубеждением. В мае свадьбы не игрались никогда, иначе "молодые будут маяться всю жизнь".
Кроме того, в выборе даты свадьбы существенное значение имел церковный календарь, были отдельные дни и целые периоды, когда церковь запрещала венчание.
Действующие лица и исполнители.
Традиционная русская свадьба представляет собой целое развернутое драматизированное действо, спектакль, разыгранный действующими лицами, и состав этих действующих лиц был в основном постоянен.
Жених и невеста – без сомнения, центральные фигуры свадебного ритуала, но роль их чаще всего была пассивна, действие свадебного спектакля разворачивалось, как правило, вокруг них. Невеста своим поведением должна была выражать покорность будущему мужу и благодарность родителям за то, что они её вспоили, вскормили. На протяжении всей предсвадебной подготовки (то есть с момента сватовства и до самого отъезда в церковь на венчание) девушка должна оплакивать свою девичью жизнь в родительском доме, выражая при этом своё нерасположение к жениху – "чужому чужанину" и его родственникам "злым чужим людям". На протяжении всей свадьбы невеста несколько раз меняла одежду и головной убор, как бы подчеркивая этим изменения своего статуса: так, пока она сговоренка, то есть просватанная, ей был положен "траурный" наряд (она носила "платье похуже", низко завязывала платок, не расчёсывала волосы); в последнюю перед свадьбой неделю положен был кручинный наряд ("белая холщовая рубашка, сарафан из темной китайки, белый фартук и белый кручинный платок); в день свадьбы (княгиня молодая) и после венца и брачной ночи (молодуха) невесту одевали нарядно и во всё новое.
Именование жениха также изменялось: князь молодой – до венчания и просто молодой – после венца и брачной ночи. Смена одежды для жениха не предусматривалась, менялись только символы – цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок или полотенце на плечах. В день свадьбы жениха также одевали в новое нарядное платье.
Более активными участниками свадебного ритуала были родители и ближайшие родственники молодых, а также сваты, тысяцкий или посаженый отец, старший боярин, девушки-подружки невесты (боярки).
Особыми полномочиями наделялся дружко (дружка) – представитель жениха. Он был главным распорядителем на свадьбе, следил за правильным соблюдением всех обрядов и обычаев, а поэтому должен был сам их досконально знать. Кроме того, эта роль требовала умения балагурить, веселить свадьбу, требовала от дружки остроумия и находчивости.
Были и другие ритуальные участники: каравайницы – готовили обрядовый каравай, чаще всего эти роли исполняли молодые замужние женщины; каравайщики – несли перед свадебным поездом караваи; коробейники – отвозили приданое; глядельщики и смотрельщики – остальные гости свадебного торжества.
Каждому персонажу свадебного действа полагалась определённая одежда, либо же их выделял какой-нибудь ритуальный символ: полотенце, ленты, платки, цветы, зелёные ветки, венки.
Сватовство: "У вас товар – у нас купец"
После того как выбрана и одобрена родственниками невеста, родители выбирали свата и сваху, которые на этом начальном этапе свадебного обряда играли главную роль. Довольно часто сватами и свахами становились крёстные (духовные) родители жениха; но в роли сватов мог выступать и кто-нибудь из родственников: дядья, тетки, старшие братья и сёстры, старшие зятья; не исключались случаи, когда сватами становились сами родители; однако самым почётным было посылать в качестве сватов кого-либо из односельчан, шустрых на язык, которые славились умением устраивать подобные дела.
Сцена у невесты
Гости едут к нам во двор,
Господа-бояре.
Едут пир пировать,
Во столы столовать.
Сваты с женихом и его родителями едут в дом к невесте. Жених остаётся где-нибудь в укромном месте, а сваты вместе с родителями жениха входят в дом. В избе сваты кланяются хозяину хлебом, и этот хлеб кладут на стол. Хозяин говорит: "Сидайты!" После минутного молчания, сваты говорят хозяину:
- Шо ж,свату, мы до тэбы прышлы ны сыдить, а балакать и сватать дивку за нашого парубка.
- Я в цём году ны намирын отдавать, у мэны ныма ничого зроблынного, шо б свадьбу сгулять.
- Шо ж, свату, тоби йийи до вику ны дыржать, а трэба отдавать; нам вашого хлиба и достатку ны щытать, а кажется, за цого хлопца можно отдать.
- Шо ж, добри люды, я ны знаю, яка у них любовь; позвэм шо вона скажы.
Входит невеста. Отец спрашивает:
- Дочко, согласна ты, чи ни? Кажы, а людэй ны дыржы.
- Шо ж, тату и мамо, ваша воля отдавать и ны отдавать, а мини у вас до вику ны жыть.
После долгого молчания отец обращается к гостям:
- Позовить вашого молодого.
Жених входит, кланяется отцу и матери; невеста закрывает лицо, как будто стыдясь. Отец говорит жениху:
- Ну коли ты наш зять, прошу систы. А ты, дочко, як його любышь, сидай рядом.
Сваты говорят:
- Просить благословения и кланяйтысь тры раза.
Молодые кланяются и просят благословения. Родители и жениха, и невесты благословляют их.
Благоприятный исход невестиных смотрин венчает "пир хмельной": жених привозит водку, вино, брагу, а родители невесты выставляют угощения. После угощения родители жениха прощаются и говорят отцу невесты: "Ну, свату, тапэр просым до нас"
Отец и мать невесты приходят в дом к родителям жениха. Угощение происходит обыкновенно, с достаточным количеством спиртного (обычно самогона).
Венчал весь этап переговоров сговор. На сговоре, как правило, заканчивалось обсуждение приданого, окончательно уточнялись дары молодым "сторонами" – то есть заканчивалось составление рядной записи. Подводил черту под достигнутым на сговоре согласием запой, или пропой, - совместное пиршество. Невеста и жених за столом, как правило, не присутствовали, уводили их в другое помещение дома "пошептаться". В определённый момент их вызывали к гостям, и они раздавали своим будущим родственникам подарки, обычно это были собственноручно изготовленные рубахи, полотенца, платки.
После всех этих церемоний невеста называлась сговоренкой, пропитой-залитой и у неё резко менялся образ жизни: она почти не выходила из дому и покидала его только в сопровождении подруг и только для того, чтобы навестить родственников, пригласить их на свадьбу. По вечерам в доме невесты собирались девушки-подружки, они шили, вышивали, вязали и пряли.
Вообще, дел перед свадьбой хватало всем: убирали и приводили в порядок дом, повозки, упряжь, делали брагу, варили пиво, гнали самогон, заготовляли водку, пекли пироги, резали телят, свиней, баранов.
Каравай
Собираются в доме жениха молодые замужние женщины делать каравай. При выпечке каравая женщины поют обрядовые песни.
Засвиты Боже из раю
Нашому караваю,
Шо б було выднесенько
Краяты дрибнесенько.
***
Заковала зозуленька у садочку,
Прыхылывшы головоньку и к лысточку:
Ой, ны буды сад зимою зылынить,
Тилькы буды из-под снигу лыст чорнить,
А як буды та литычко та тёплынькэ,
Так и буды садовынька та ряснэнька.
Заплакала дивченонька у свитлыци,
Прыхылывшы головоньку до скамныци:
Ой, чи буды так у свекра як у батька?
Ой, чи пустыть на улыцю погуляты?
Лыхый свекор погуляты та ныпустыть;
Ой, хоть пустыть молодую дай пригрустыть,
Иды, иды, дытя мое, ны барыся:
У синечки, за дверечки та й вырныся!
Увишовшы у свитлоньку поклоныся:
Ой, спасыбо, мий батеньку, погуляла,
У синечках, на дверечках постояла,
И челядына у нычи ны выдала.
Они лепят из пшеничной муки шишки, "сторожа" (ветка дерева, облепленная тестом). Затем украшают "сторожа" цветами, ягодами.
Вторым по важности свадебным обычаем являлся последний день перед венчанием, который назывался девичником, вечерухой. Подруги готовили для невесты обрядовую баню. Мыли невесту мылом, парили веником. Весь обряд в целом отождествлялся с потерей невестой целомудрия. На последнюю ночь в доме родителей с невестой оставались ночевать одна или две её подруги.
В доме жениха в последний предсвадебный вечер устраивался молодечник с застольем и пением свадебных песен, символизировавший прощание жениха с товарищами и холостой жизнью. На молодечнике помимо родственников жениха присутствовали и его друзья.
***
Хожу я гуляю
Вдоль хороводу.
Ищу, выбираю
Богатого тестя.
Розочка, роза,
Алая роза.
Я сыскал, нашел, да
Богатого тестя.
Хожу, выбираю
Богатую тёщу.
Розочка, роза,
Алая роза.
Ещё выбираю
Милую невесту.
Я сыскал, нашёл, да
Милую невесту.
Розочка, роза,
Алая роза.
Посмотрите, люди,
Посмотрите добры.
Вот как я гуляю
С милою семьёю.
Розочка, роза,
Алая роза.
В последний предсвадебный день жениху видеться с невестой не разрешалось. Жених тоже перед свадьбой ходил в баню, но без всяких обрядностей.
В этот же день чаще всего происходил отвоз приданого невесты в дом жениха. Сопровождали его родственники невесты – коробейники. Перед отправкой приданого невесту благословляли, а само приданое окропляли святой водой и укладывали на воз, при этом старались сделать воз как можно более громоздким. Как правило, без выкупа приданое не отдавали.
День свадьбы
И вот наступал день свадьбы. В этот день всё имело особое значение, особенно погода. Считалось:
- если снег и дождь на свадебный поезд, то молодые богато жить будут;
- погожий солнечный день, "красный" – жить будут красно, да бедно.
Невесту одевали в самое нарядное платье. На голову ей надевали "квитку" (венок с длинными лентами). Усаживали невесту в святой угол и ждали приезда жениха. Подружки рассаживались по лавкам и пели невесте свадебные песни.
***
Опустился тихо летний вечерок.
Шепчутся берёзки у ночных дорог.
И поют девчата и зовут куда-то.
Чей-то задушевный льётся голосок.
У калитки дома я стою одна,
Видно не умолкнет песня соловья.
Над рекою льётся, в сердце отдаётся
Песня молодая про любовь мою.
Как с ним повстречались -
Никому не знать,
А любовь девичью некому узнать.
Приезжай хороший – нет тебя дороже,
Я тебя любимого не устану ждать.
***
Что ты, что ты, сине море,
Стоишь, не колыблешься?
Что ты, что ты, березонька,
Стоишь, не шатаешься?
Что ты, что ты, красна девица,
Сидишь, не рассмехнешься?
-Мне чему же рассмеяться?
Мне чему же радоваться?
Мне ночесь молодешенькой,
Мне ночесь мало спалось,
Мне спалось во сне виделось:
Что на нашей улице,
Что на нашей, на широкой,
Есть пустая хоромина,
Есть пустая, не крытая.
Углы прочь отвалилися,
Отец мать отступилися,
Род племя отказалися.
Вы подружечки, голубушки,
Посудите, пожалуйте.
Если вы не присудите,
Я сама знаю, ведаю.
Молода я догадалася,
Что пустая хоромина –
Чужа дальняя сторона;
Что пустая, не крытая –
Злодейка незнакомая.
Углы прочь отвалилися –
Богоданные родители;
По бревну раскатилися –
То чужи незнакомые.
По полу ходит гусыня –
То свекровушка-матушка;
На печи то котище лежит –
Богоданный свёкор-батюшка.
Что по лавочкам ласточки –
То деверьича-братьицы;
По окошечкам-то голуби –
То голубушки-сестрицы;
А во горнице ясен сокол –
То мой богосуженный.
Когда жених был готов ехать за невестой, его наделяли деньгами и благословляли. Сваха ходила по двору и бросала на лошадей и на людей "осыпалом" (смесью хмеля и овса). По завершении этого ритуала жених, а следом за ним и весь поезд выезжали со двора. В состав поезжан обычно входили: сам жених, дружко, сваты, родственники жениха.
Сцена у тестя
Поезд приблизился к воротам; родня молодой стоит у ворот и не пускает поезд; поднимается шум. Идёт выкуп невесты. Разговаривают представители разных сторон, обычно сваты.
- Здоровэньки булы, шо вы за люды, по шо пожалувалы?
- За невестою.
- За невестою?
Не невеста, а царица,
Да такая мастерица!
Нужен выкуп нам такой,
Что не выразить ценой.
Сват вынимает бутылку самогона и отдаёт тестевой родне, отпираются ворота, гости проходят во двор.
Возле избы они опять останавливаются. Обычно жениху устраивали испытания, от которых он мог откупиться: "На загадки идёшь, аль на золоту казну (на откуп)". Дружка подносил родне невесты пирог, вино и деньги. Свахи поют:
Да пусты, свату, в хату!
Да покы ж мы да стоятымым,
Сыру землю да топтатымым
Червонымы да чобиткамы,
Золотымы да пидковкамы?
После чего поезд жениха пускали в дом. Но и здесь, прежде чем сесть за стол, дружка должен был выкупить места для своей компании. Дружка обращается к брату невесты (или к дружке), который сидит возле неё:
- Ты чого тут сыдышь?
- Сыстру свою бырыжу.-отвечает брат.
- Она ны твоя, а наша. – говорит дружка.
- А якшо она ваша, то заплаты за ней то, шо я на ней потратыв.
- А шо ты на ней потратыв?
- Весьма багато: за годы прыбування в нашому доми она сдила и выпыла: тры бочкы капусты, чотыри вола, шесть кабанив, десять овэц, сотню гусэй, та двисти кур.
Дружка в ответ вынимает копейку, кладёт на деревянную тарелку, туда же ставит чарку вина и подносит брату. Торг продолжается до тех пор, пока дружка не предлагает брату пять, а то и десять копеек. Получив желаемое, брат выходит из-за стола, а на его место садится жених.
Молодые получали благословение от родителей невесты и, после небольшого застолья, уезжали к венцу.
Венчание
В церкви священник в первую очередь осведомлялся у молодых, нет ли препятствий для брака, согласны ли молодые вступить в брак. После этого священник надевал жениху и невесте обручальные кольца, которыми они троекратно обменивались, затем он давал своё благословение и трижды обводил молодых вокруг аналоя. На протяжении всей церемонии в руках жениха и невесты находились зажжённые венчальные свечки, огарки от которых сохранялись и зажигались при первых родах молодой, чтобы облегчить их. Над головами новобрачных их дружки держали венцы в виде корон – отсюда и название обряда – венчание. Завершив обряд венчания, священник читал новобрачным нравоучение, в котором наставлял ходить в церковь, соблюдать посты и праздники, почитать родителей.
После венчания молодые ехали в дом жениха.
Свадебный пир
Свадебный пир являлся неотъемлемой частью свадебного обряда. Его помогали устраивать односельчане: совместно, всем миром делали брагу, варили пиво, пекли пироги и собирали продукты для свадебного пиршества. У ворот дома родственники и гости жениха раскладывали огонь, через который проводили новобрачных. Во время шествия жениха и невесты по двору их обсыпали "осыпалом", родственники приветствовали их словами: "Дай Бог вам совет да любовь!" Родители жениха встречали новобрачных с иконой и хлебом-солью, и благословляли их. Благословленные молодые кланялись родителям в ноги (считалось – если поклон сделан разом, то жить будут дружно). Молодые и гости усаживались за праздничные столы, и свадебный пир начинался. Существовал обычай, который сохранился до наших дней, одаривать молодых подарками или деньгами, класть на поклон. Сами молодые гостей не одаривают, но сердечно благодарят их и подносят каждому по рюмке вина или водки.
На второй день свадьбы был широко распространен обряд «поиска ярки»: родственники молодой приходили в её новый дом и заявляли о пропаже дочери. Начинались поиски, и если они оканчивались неудачей, то молодой муж сам выводил новобрачную к гостям. Те сначала признавали её за свою, но после осмотра находили в ней изменения, отказывались от своих прав и возвращали её мужу. После этого всех гостей приглашали к столу, который носил название поклонного, или поцелуйного, или княжного обеда. Застолье перемежалось обрядовыми играми и забавами. Широко было распространено ряженье: рядились в разных зверей, одевались цыганами, солдатами; женщины облачались в мужскую одежду, мужчины – в женскую. Ряженые сопровождали молодых во время их посещения родителей новобрачной. В этот же день устраивали хозяйственные испытания молодой жене. Молодая должна была растопить печь, мести пол, ходить по воду, готовить; гости же ей всячески мешали: закрывали печную трубу, бросали на пол мусор вперемешку с деньгами, разливали воду, опрокидывали тесто, отвлекали её, испытывая терпение. Свекровь при этом поучала: «Мыты, мыты, а смитнык на улыцю ны выкыдуй». Раздо
садованная молодая иногда восклицала: «Да покэ вы будытэ шутыть надо мною?», на что гости ей отвечали: «Тры года лапоть над молодою смиется». Избавить свою молодую жену от этих испытаний мог только муж, если вовремя угощал всех водкою.
Первыми пир покидают новобрачные, они благодарят всех собравшихся за то, что те почтили своим присутствием их торжество.
Песни невесте и жениху.
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за темного, дремучего,
Тут летает стадо серых гусей,
Серых маленьких утиц,
Как второе белых лебедей.
Не умела лебедушка
По мелким ручьям да плавати,
По-гусиному да кикати
Лебядиным тонким голосом.
Еще начали серы гуси
Как белу- то лебедь щипати,
Что бела-то лебедь кикати:-
-Не щиплете вы, серы гуси
Серы маленькие утицы,
Не сама я к вам залетала
Не своею я охотою;
Злой великой неволею
Занесли да ветры буйные
Злы погодушки великие.
Не умела (имя невесты)
На головушке управити,
Злой свекровушке уладити.
Еще начали чужи люди,
Богоданные родители
Журить, бранить (имя невесты).
Как девица стала плакати:
- Не журите вы, чужи люди,
Богоданные родители,
Не сама я к вам во двор пришла,
Что завел меня сам млад князь
На своих он добрых конях,
На добрых, на ступчивых.
***
Что сказали: не грозен (имя жениха)?
Что сказали: не страшен?
Он грозен, грозен, немилостив,
Что гроза его великая –
Красота его неизреченная.
Он ходил, гулял по улице;
Заходил он ко тестю во двор,
Что ко тещи на новы сени,
Со новых сеней во горницу,
Во горницу за завесу
Души красной девицы,
Ко княгине первобрачной,
Ко невесте нареченной.
Брал ее за правую за руку,
Поломал у ей злачен перстень,
С дорогой модной ставочкой.
Тут девица испужалася,
Душа красна перепалася:
- Уж я как скажу батюшке?
Уж как я скажу матушке?
- Уж ты так скажи батюшке,
Уж ты так скажи матушке:
Я брала свои золоты ключи,
Отмыкала окованы сундуки,
Вынимала черно плисово сукно.
Я кроила (имя жениха) кафтан,
Чтобы ему не долог был,
Чтобы ему не короток был.
По подолу был раструбистый,
По середке пережимистый,
По под пазушкам перехватистый;
Чтобы он легко на коничка скакал,
Хорошенько разъезживал.
***
«Сосеночка»
Стойка, стойка, сосеночка,
Стойка, не качайся.
Лидае лида да,
Лидае ля-а-ли,
Стойка, не качайся.
Если скучно тебе будет,
Пойди, разгуляйся.
Лидае лида да,
Лидае ля-а-ли,
Стойка не качайся.
Вышла (имя невесты) за ворота,
В луга и болота.
Как по этим по лужочкам (имя жениха) едет.
Едет сударь распрекрасный,
Как солнышко светит.
Ну, а (имя невесты) красавица
Розой расцветает.
Стойка, стойка, сосеночка,
Стойка, не качайся.
***
« Во горнице, во новой »
Во горнице, во новой
Стоит столик дубовый.
Стоит столик дубовый,
Да ножки точеные.
Подай балалайку, подай балалайку,
Подай балалаечку сюда!
Как за этим за столом
Три невестки говорят.
Три невестки сидят,
Про (имя жениха) говорят.
Подай балалайку, подай балалайку,
Подай балалаечку сюда!
У (имя жениха) Кудряша
Нету денег ни шиша.
Походочка хороша.
Во горнице, во новой
Стоит столик дубовый.
***
При долинушке калинушка стоит.
На калине соловейко сидит.
Ой люли, ой люли, люли,
На калине соловейко сидит.
На калине соловейко сидит.
Парень девку уговаривает.
Ой люли, ой люли, люли,
Парень девку уговаривает.
Парень девку уговаривает,
Сладким словом заговаривает.
Ой люли, ой люли, люли,
Сладким словом заговаривает.
Сладким словом заговаривает.
Поцелуй-ка добра молодца меня.
Ой люли, ой люли, люли,
Поцелуй-ка добра молодца меня.
При долинушке калинушка стоит.
Парень девку уговаривает.
Местные "полудиалекты" в речи жителей с.Криничное
С точки зрения использования лексика делится в зависимости от сферы употребления. Различают лексику ограниченного употребления, которая ограничивается территорией или рамками социальной группы. Но существует ещё такая разновидность лексики как просторечие. Оно не относится ни к одной из групп, потому что распространяется повсюду и всё то, что не соответствует нормам литературного языка, называется местными "полудиалектами". Нашему местному "полудиалекту" свойственно смешение двух языков: русского и украинского. Наблюдаются в устной речи различные фонетические процессы, которые не имеют ограничений. Можно встретить различное произношение слов: сыло (село). Здесь наблюдается произношение твёрдых согласных вместо мягких. Ярко выражен в произношении согласный (г) – фрикативный. В лексике встречаются собственно лексические архаизмы (очи) и лексико-фонетические архаизмы (одэжа, норов). Не все подобные произношения признаются правильными.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 215