Презентация для воспитателей, психологов, учителей Психологическое здоровье педагога
Психологическое здоровье педагога Подготовил:педагог-психолог высшей категорииНиколаева Н.А. Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней.(Устав Всемирной организации здравоохранения) Психологическое здоровье Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Признаки психического здоровья Первый признак – это позитивное настроение. В котором находится человек. Основу составляют:полное спокойствие (когда человек отдыхает);Уверенность в своих силах (характерно если перед человеком стоит ясная и конкретная рабочая цель);Вдохновение (состояние в процессе творчества) Второй признак Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и т.д. Критерии психического здоровья психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности; способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность;полноценность семейной жизни,способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи,критический подход к обстоятельствам жизни; автономность личности, самоактуализация, уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид);независимость и естественность поведения;чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;самообладание и способность радоваться. Показатель психического здоровья Это способность управлять своей психикой Такое умение вырабатывается Своим состоянием и поведением,несмотря на различные отрицательные воздействия Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Основные эффекты в результате саморегуляции - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Естественные приемы регуляции организма – смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов, фотографий, других приятных для человека вещей; Естественные приемы регуляции организма - мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ,САМОВОЗДЕЙСТВИЯ * связанные с управлением дыханием; * связанные с управлением тонусом мышц, движением; * связанные с воздействием слова. * связанные с использованием образов Цвет
Если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом Если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии – смело используйте красный цвет; Желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой; При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет; Цвет Если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте; Голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков Если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения используйте оказывает большое влияние на область чувств. синий цвет Фиолетовый цвет Утренние и вечерние игры-формулы Формула 1. Уверенность в себе.«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу, все умею и ничего не боюсь»Формула 2. Любовь к ученикам.«Я Люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с ними».Формула 3. «На работу»«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Я горжусь тем, что делаю на работе» Игры – формулы в течение дня Формула 1. Спокойствие и стабильность.«Я спокоен и стабилен. Я уверен в себе»Формула 2. Уменьшение напряжения «На протяжение всего дня я сохраняю самоуправление всех моих действий для достижения наибольшего результата в моей работе. Во всех обстоятельствах я сохраняю выдержку и самообладание даже в самых волнующих ситуациях. Я своим поведение показываю ученикам образец духовной силы и выдержки»Формула 3. Любовь к работе.«Моя работа наполняет мою жизнь радостью побед и большим смыслом»