Программа психологических групповых занятий по развитию проектной деятельности учащихся старшего звена.
, к
Занятие 1.
5. Упражнение «Симпозиум».
Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Внимательно его прочитайте. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т. д. Затем, каждый в своем амплуа должен изложитьПрограмма
психологических групповых занятий по развитию проектной деятельности учащихся старшего звена.
Цель программы: развитие проектной деятельности учащихся в условиях массовой школы посредством специальных психологических занятий, направленных на активизацию коммуникативных, исследовательских и практико-ориентированных навыков.
Задачи программы:
1. Формирование коммуникативного опыта учащихся, позволяющего ученику выстраивать продуктивные отношения в коллективе, выбирать тот тип деятельности. Который способствует реализации его возможностей и врожденных способностей.
2.Освоение учащимися новых способов практической и мыслительной деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы с информацией, ее исследование.
3. Формирование социальной компетенции учащихся старших классов.
Основные разделы программы:
1. Подпрограмма «Диагностическая работа». Она включает в себя диагностическое обследование, направленное на изучение интеллектуального потенциала учащихся, их мотивационной сферы, сферы интересов, а также уровня воспитанности школьников.
2. Подпрограмма «Коррекционно-развивающая работа». Проведение психологических занятий, направленных на развитие коммуникативных, исследовательских и практико-ориентированных компетенций старших школьников.
Подпрограмма «Диагностическая работа».
Эта составная часть программы включает в себя проведение психологического обследования, основанного на использовании следующего диагностического инструментария:
Когнитивная сфера:
-методика «Интеллектуальная лабильность»
-тест Р. Кеттелла.
Мотивационная сфера:
Методика «Определение мотивов учения».
Анкета по изучению уровня развития личности учащихся Капустина Н.П.. Шиловой М.И.
Методика «Карта интересов».
Подпрограмма «Коррекционно-развивающая работа».
Главное содержание работы - проведение занятий с элементами тренинга. Занятия группируются в отдельные блоки:
Занятия по развитию коммуникативных компетенций старшеклассников
Занятия по развитию исследовательских компетенций старшеклассников
Занятия по развитию практико-ориентированных компетенций старшеклассников.
Программа может быть использована для работы с учащимися 10-11 классов, рассчитана на 14 часов.
Календарно-тематическое планирование.
Содержание работы
Количество
часов
Сроки проведения
Диагностическая работа
Входная диагностика
2
Начало учебного года
Итоговая диагностика
2
Конец учебного года
Коррекционно-развивающая работа
Занятия по развитию коммуникативных навыков старшеклассников.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие3
Занятие 4
4
1
1
1
1
1 раз в неделю в течение 2 четверти
Занятия по развитию исследовательских навыков старшеклассников.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
11
1 раз в неделю
в течение 3 четверти
Занятия по развитию практико-ориентированных навыков старшеклассников.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 4 четверти
Итого:
14
Коррекционно-развивающая работа.
Занятия по развитию коммуникативных компетенций старшеклассников.
Цель занятий: развитие социально-психологической компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми; развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.
Занятие 1.
1. Упражнение «Имя и его история».
Представление участников группы, рассказ об истории своего имени.
2.Упражнение «Самопрезентация»
Ведущий предлагает каждому рассказать о себе, но за то время пока горит спичка. Рассказ состоит из ответов на следующие вопросы:
-Ваше имя, знак зодиака?
- Любимое время года, блюдо, хобби?
-Какое качество характера Вы считаете наиболее ценным для работы в команде?
3.Упражнение «Нетрадиционное приветствие»
Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем-либо приветствуют его следующим образом: кивком головы, улыбкой, глазами, посредством рукопожатия, прикосновением плеча к плечу; прикосновением спины к спине.
4. Упражнение «Цветное королевство».
Ведущий. Сейчас мы с нами отправимся в Цветное королевство, где живут очень замечательные люди. Это королевство включало в себя 4 губернии: «Солнечная», «Веснянская», «Огневская» и «Апельсиновская». Люди все говорили на одном языке, видимых границ между губерниями не было, но люди носили одежды определенного цвета, которые, как им казалось, сближают их между собой. Так, в губернии «Солнечной» все носили одежду желтого цвета, а вот в «Огневской» - красную. Какую одежду носили в «Веснянской» губернии, как Вы думаете? (Зеленого цвета.) А какой была одежда у жителей «Апельсиновской» губернии? (Оранжевого цвета.) Так вот, однажды на Цветное королевство налетел невиданный ураган, он разрушил много домов, смял пшеничные поля, но этого жители не боялись, ведь вместе они сильны и смогут все восстановить. Однако ураган был настолько силен, что перемешал все население страны, да и одежда их была настолько запачкана, что узнать цвет ее было нереально. А так как ураган сопровождался сильными, нестерпимыми для слуха звуками, то все заткнули уши берушами и, возможно, от волнения, а может, потому, что песок все еще чувствовался в воздухе, но наши жители не могли общаться с помощью речи. Итак, Вы и есть жители Цветного королевства, каждый из вас получит карточку, на которой написана ваша должность в губернии, а ее цвет означает принадлежность к той или иной губернии. Ваша задача собраться всем представителям по своим губерниям и построиться в том порядке, в котором по социальному статусу вы должны были бы стоять: король и королева вместе, рядом с королем - министр, рядом с королевой -принцесса, за министром - начальник стражи, за принцессой -фрейлина, за начальником стражи - повар, за фрейлиной - придворная модистка. Напомню, что говорить мы не можем, так как в ушах у нас беруши, и ориентироваться на цвет своей одежды нам также сложно, ведь она грязная. Готовы? Начали.
(Время выполнения задания не ограничено. Ждем, когда построятся все губернии. Затем идет проверка по цвету и по социальному статусу.)
Рефлексия на упражнение (пожеланию).
5.Упражнение «Башмаки».
Ведущий. Теперь, когда у нас есть четыре команды, я предлагаю вам новое задание. (Все участники снимают обувь, и ведущий, перемешав ее, раскладывает по разным углам комнаты.) Вы - одна команда, и ваша задача, взяв друг друга за руки, как можно быстрее и не размыкая рук, обуться в свою обувь. Если вдруг ваши руки разомкнутся, то вы начнете свое путешествие сначала и придется расстаться с уже найденными башмачками. (Во время выполнения задания ведущий отслеживает правильность выполнения и подбадривает участников. Упражнение закончено лишь тогда, когда все участники тренинга обуты.)
Рефлексия с опорой на карточки, которые раздаются каждой команде. Участники выбирают из списка те качества, которые соответствуют ощущениям от задания.
Карточки:
сила коллектива
лидерство
опора на других
концентрация на группе
определение общих целей
самовыражение
преодоление предрассудков
уважение
преодоление страха
победа над робостью
концентрация на себе
урегулирование спорных ситуаций
самоконтроль
важность правил
готовность к общению
честность
принятие решений
поддержка
память
сила поощрения
доверие
терпение
вера в себя
преданность группе
успех
здоровье
чувство юмора
целеустремленность
четкая коммуникация
умение решать проблемы
имеющийся опыт
Ведущий. Что вы испытали, когда выполняли данное упражнение? Какие ощущения были у вас, и совпали ли они с теми, что указаны в карточке.
Занятие 2.
1.Упражнение «Ассоциации».
Ведущий предлагает участникам группы высказать свои ассоциации на слово «Общение», это может быть образ, личностные качества или что-то другое. (Все высказывания фиксируются на 'половинке листа ватмана.) Затем ведущий подводит итог и дает определение: «Общение - это многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, содержащий информацию, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Общение может быть конструктивным и деструктивным».
Работа в подгруппах.
Группа делится на две подгруппы, и каждая описывает один из видов общения, как его понимает. В итоге работы должен получиться некий образ конструктивного и деструктивного общения. Можно использовать маркеры, цветные карандаши, листы формата А4.
(Время на выполнение задания -10 минут. Затем презентация работы подгруппы.)
2.Упражнение «Земляне и инопланетяне».
Ведущий предлагает одной группе стать землянами, а другой группе - инопланетянами. Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары.
Земляне получают задание так, чтобы его не слышали инопланетяне: установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю.
Инопланетяне также получают инструкцию наедине: они не знают языка землян, поэтому не реагируют на фразы, но могут реагировать на мимику, жесты, звуки. Как только они почув-
ствуют, что землянин, вступивший в контакт, им симпатичен, то могут с ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики, пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с какой целью.
(Упражнение проводится в течение 15-20 минут.)
Рефлексия на упражнения в парах.
Ведущий выясняет, что чувствовали участники во время вступления в контакт, удалось ли установить контакт и выяснить информацию, озвучивание полученной информации с двух сторон и выяснение того, что было наиболее сложным.
На плакате по конструктивному общению вносятся пометки, на что необходимо обратить внимание при установлении контакта, чтобы общение было конструктивным, а также вносятся пометки, что может провоцировать деструктивное общение.
3.Упражнение «Народная мудрость в пословице и поговорке».
Ведущий предлагает участникам разделиться на тройки с помощью счета: 1, 2, 3, 1, 2, 3 и т. д. Затем каждая тройка получает свою пословицу или поговорку и должна будет в течение 5 минут продумать, каким образом она ее представит участникам группы. Представлять можно только с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты, пантомима).
Каждая тройка представляет свою пословицу, а остальные участники должны ее угадать.
Варианты пословиц и поговорок:
Сделал дело - гуляй смело.
Цыплят по осени считают.
Красна изба пирогами, а человек - делами.
Что написано пером, не вырубить топором.
Делу время, а потехе час.
Один в поле не воин.
При солнышке - тепло, а при матушке - добро.
Кабы знал, где упасть, соломку бы подстелил.
- Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.
-Тише едешь - дальше будешь.
4.Упражнение «Чувствоведы».
Все участники объединяются в круг; каждый задумывает какое-либо чувство и представляет его участникам группы с помощью мимики и жестов. Остальные участники группы называют чувство, которое было задумано.
ВИНОГРАД (Притча)
Ведущий. «Как-то шли по дороге четыре человека: турок, перс, араб и грек, их свела вместе сама судьба на неопределенный промежуток времени. Где-то на середине пути они нашли динар. Этот динар и стал причиной их ссоры. Один из них захотел купить на динар ангур, но другой сказал, что динар они нашли вместе и он имеет право купить на него эйнаб. Тут в спор включился третий из странников: «Мы могли бы купить узум».
Однако и у четвертого спутника были планы на этот динар: «Мы приобретем стафил». Так спор перерос в драку, каждый считал, что он знает лучше, на что потратить динар, однако доводы были неубедительны. Каждый старался настоять на своем, и в ход пошли кулаки.
Возможно, все так и продолжалось бы, если бы на их пути не появился старец. Старец выслушал каждого из них и стал объяснять им, что все говорят об одном и том же, но на своем языке. А как вы считаете, каким образом можно было бы разрешить их спор?».
(Варианты аудитории.)
После того как будут выслушаны предложенные варианты, ведущий рассказывает окончание притчи: «Старец сказал, что проще всего было бы пойти на рынок и показать то, что хотел купить каждый из странников на свой динар. Однако путники все еще продолжали выражать недовольство в адрес друг друга. Тогда старец дал каждому по веточке и попросил их нарисовать то, что они хотели бы приобрести на рынке на найденный динар. Каково же было их изумление, когда они увидели на пыльной дороге изображение четырех гроздей винограда. Странники хотели поблагодарить старца, но он уже исчез».
Рефлексия на притчу.
5.Игра «Путешествие на воздушном шаре».
Ведущий. Надеюсь, что эта притча поможет вам в следующем задании. Мы отправляемся с вами в путешествие на воздушных шарах, но для начала необходимо разделиться на команды, для этого необходимо рассчитаться на груши, яблоки, сливы и абрикосы. Все яблоки объединяются в одну команду, сливы - во вторую, груши - в третью, и абрикосы - в четвертую. Теперь, когда у нас есть команды, я предлагаю вам расположиться поудобнее, закрыть глаза и послушать одну историю.
Вводная настройка.
Как хорошо быть в кругу друзей. Команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже и не разглядеть лиц провожающих вас близких, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки -и вы летите под облаками, поднимаясь все выше и выше. Вы летите над городами, лесами, полями, ветер силен, и вот уже вы над океаном. Океан не спокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уносит вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и она стремительно приближается. Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрым взглядом. Он кружит над вами, вздымается над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите, что кто-то царапает обшивку вашего шара когтями, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто- то из вас стреляет в орла, но вот незадача - вы спугнули орла, он медленно парит вниз, как и ваш воздушный шар. Под вами океан, шар все ниже и ниже, конечно, корзина может держаться на воде, но сколько времени? А если начнется шторм, то что будет с вами? Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, но и до них надо еще добраться. Есть шанс спастись. Вам необходимо освободиться от не самых нужных вещей, и тогда у вас будет шанс добраться до ближайшего острова. Что же выбросить? Ведь какие-то вещи могут быть полезны на острове. И сколько еще придется жить на острове, обитаем ли он? О климате в этих широтах вам также ничего не известно: сейчас тепло, но что будет ночью? Итак, откройте глаза, сейчас каждый из вас запишет список вещей, которые есть на борту шара. Именно их вам придется последовательно выкидывать из корзины, чтобы добраться до острова. Первым номером отметьте то, что считаете необходимым бросить за борт в первую очередь, и т. д. (Индивидуальная работа -10 минут.)
Список вещей:
Миски, ложки, кружки.
Ракетница с сигнальными ракетами.
Подборка полезных книг про все на свете.
Консервы мясные.
Топоры, ножи, шило, лопата.
Канистра с питьевой водой.
Бинт, вата, перекись водорода, зеленка.
Винтовка с запасом патронов.
Шоколад.
Золото, бриллианты.
Большая собака.
Рыболовные снасти.
Зеркало, мыло, шампунь, зубная щетка, расческа.
Теплая одежда.
Соль, сахар, набор специй и витаминов.
Медицинский спирт - 1 фляга (0,5 литра).
Канистра бензина (50 литров).
Компас.
(После того как каждый участник определил, что же необходимо выбросить за борт, вся команда коллегиально обсуждает и решает, что же они оставят в корзине. Время на обсуждение - 20 минут. Затем список передают ведущему, предварительно подписав название команды.)
Рефлексия.
Необходимо обсудить ход дискуссии: вклад каждого участника в обсуждение. Кто проявлял инициативу, кто оказывал влияние на ситуацию, кто спасал вас? Какие личностные качества проявлялись в этом путешествии у членов вашей команды? Что помогло сделать ваше общение конструктивным?
6..Упражнение «Поход во внутренний мир».
Каждому участнику предлагается нарисовать то, что он чувствует по итогам сегодняшнего занятия. Время на работу - 10 минут. Затем рисунки выкладывают в круг, и желающим предлагается озвучить то, что они чувствуют, какие мысли их посетили к окончанию занятия.
Ведущий благодарит всех за работу.
Занятие 3.
1. Упражнение «Аббревиатура имени»
Представление участников занятия по имени, в котором каждая буква соответствует определенной черте характера.
2.Упражнение «Трамвайчик».
Все сидят в кругу, количество стульев на один больше, чем участников. Первый - ведущий - говорит: «А я еду». (Пересаживается на свободный стул.)
Второй, кто находится за ведущим: «А я рядом». (Пересаживается на свободный стул.)
Третий: «А я зайцем». (Пересаживается следом.)
Четвертый: «А я с ... (называет имя одного из участников занятия)». (Пересаживается следом на свободный стул.)
Тот, чье имя названо, занимает свободный стул около номера 4.
Игра начинается снова, и первым номером будет тот, около кого есть свободный стул. Игра повторяется до 5 раз, и постепенно увеличивается темп.
3.Упражнение «Метафора».
Ведущий предлагает участникам тренинга выразить свое отношение к тому или иному высказыванию, но не с помощью слов, а перемещаясь по комнате: «да» - справа от ведущего; «нет» - слева от ведущего; «иногда» - по центру.
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Своя ноша не тянет.
Назвался груздем, полезай в кузов.
Каково дерево, таков и плод.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Мал золотник, да дорог.
Делай добро - бросай его в воду.
(Во время перемещения по подгруппам ведущий фиксирует наполняемость группы на ту или иную метафору.)
Рефлексия на упражнение (пожеланию).
Выяснить, какое высказывание вызвало наибольшее затруднение, а какое было для желающего поделиться впечатлениями наиболее приемлемо, само собой разумеющееся.
Ведущий просит участников тренинга вспомнить правила, которые они приняли в первый день их встречи.
Ведущий предлагает участникам рассчитаться на 1, 2, и все первые номера объединяются в одну команду, а вторые - в другую.
4.Упражнение «Волшебный лес».
Ведущий предлагает участникам тренинга рассчитаться на 1,2. Все первые номера - лес зайцев, а все вторые номера - лес кроликов. Обсуждение ощущений, которые возникли у участников после того, как они стали обитателями леса. Возможно, что кому-то хотелось бы перейти в другой лес, но это возможно, если есть желающие из противоположного леса.
Итак, на поляне, которая соединяет два леса, появляется ворона. «Эх, вы, живете и не знаете, что вы, кролики, - вовсе и не все кролики, а вы, зайцы, - вовсе не все зайцы. Я узнала, что здесь ночью была злая колдунья и заколдовала вас, чтобы все вы внешне были зайцами, кроликами, но скоро, очень скоро колдовство потеряет силу и откроется истина».
День из жизни леса: вам надо поговорить и решить, кто же из вас внутренний кролик, а кто - заяц. После этого выпроводить непрошенного гостя в его лес. (5-7 минут обсуждения, а затем принятое решение озвучивает один из представителей леса.) Снова наступает ночь, и ведущий раздает каждому участнику роли, которые они, познакомившись с ними, никому другому не показывают. Количество кроликов и зайцев должно быть одинаковым, но перемешано. Снова прилетела ворона: «Спите, а через два дня будет полнолуние, и все узнают правду. Но два дня - это много, сколько глупостей можно наделать». (7-10 минут обсуждения; переход того, кого выгнали из леса.)
Снова на поляне появляется ворона: «Спите, спите, все проспите, а ведь близится час откровения, и все мы узнаем правду. Узнаем, кто из вас зайцы, а кто - кролики. Решите, что же вы будете делать». (10 минут на последнее обсуждение, переход того, кого выгнали из леса, но необходимо согласие команды принять новичка из другого леса, поэтому если согласия нет, то новичок либо убеждает команду, либо ему необходимо принять какое-то решение.)
Ночь. Беспокойная ночь, ведь на небе полнолуние и утром все будет ясно.
Утро - время прозрения: все озвучивают свои роли.
Обсуждение самочувствия участников упражнения, трудностей, с которыми они столкнулись в обсуждении и при принятии решений.
Ведущий. Как часто мы верим тому, чему хотим верить, не обращая внимание на очевидные факты при общении с другими людьми. Поэтому иногда черное для нас становится белым, а белое - черным. Ну, а сейчас, когда все разногласия позади, самое время для совместного творчества. Я предлагаю вам придумать легенду о лесе и ее жителях, которую будут передавать из поколения в поколение.
(Время на работу - 15 минут. Затем легенды зачитываются, и все авторы награждаются аплодисментами.)
4.Упражнение «Веселая головоломка».
Каждая команда получает задание сложить картинку из пазлов, но во время ее сбора все участники команды не должны общаться с помощью речи. Ведущий показывает сюжет собранной картинки одной группе, а затем второй. Для упражнения берется 2 набора пазлов с одним сюжетом. Все пазлы выкладываются на один общий стол, который находится между столами, за которыми будут работать команды. По условному сигналу команды начинают подходить к общему столу, брать пазлы и затем, перенеся их на свой стол, создавать картинку. Ведущий фиксирует время и выполнение правил. Если какая-то из команд нарушит правило, то ведущий записывает им штраф 1 балл, который является показателем организованности команды. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждая команда соберет свою картинку.
Рефлексия на упражнение.
Ведущий выясняет, как работалось в команде, были ли в команде наиболее активные участники, что чувствовали, когда приближались к заветной цели.
5. Мозговой штурм.
Ведущий: Кто такой лидер, какого человека мы можем назвать лидером? Ваши варианты вы запишите на листочках, а затем сложите вот в этот волшебный мешочек. (Как только последняя записка опущена в мешок, ведущий предлагает заслушать их и высказаться по поводу того, что услышат. Возможно, у кого-то есть что сказать. Если большое количество участников согласны с высказыванием, они поднимают руку и высказывание заносится на лист ватмана.)
Э. Кристофере и Л. Смит утверждают, что у людей с детства есть три выраженных паттерна:
во власти;
в общении с людьми;
в решении проблем.
Когда речь идет о лидерстве, мы имеем дело с тем, что все три возможности (способности) являются для человека актуальными. Лидер - это человек, который способен влиять на окружающих с тем, чтобы эффективно добиваться своих целей. Другими словами, лидер - это успешный коммуникатор.
Занятие 4.
1.Упражнение «Здравствуй, это я».
Ведущий предлагает участникам тренинга, хаотично передвигаясь по комнате, при встрече с кем-либо произнести фразу: «Здравствуй, а я тебя помню» и выбросить наугад некое количество пальцев, не договариваясь об этом. Необходимо отследить, сколько было совпадений, и запомнить собственные ощущения, когда совпадения были и когда их не было.
2.Упражнение «Базар волшебных вещей».
Ведущий предлагает участникам занятия вспомнить о волшебных вещах, которые являются помощниками героев любой сказки. Ведущий делит участников на две команды: команда продавцов и команда покупателей. Затем он предлагает всем представить себя на восточном базаре: кто-то покупатель, а кто-то - торговец чудесами. Однако свой товар последним предстоит представлять покупателям с помощью мимики и жестов. Если ваш товар покупателя заинтересовал, то вы хлопаете друг друга по ладоням. (В комнате звучат ритмы восточного базара. В течение 5 минут идет презентация товаров и их выбор покупателями. Ведущий просит торговцев чудесами запомнить количество покупателей, которые приобрели их товар.)
Затем покупатели и торговцы меняются местами.
Рефлексия.
Ведущий выясняет, какие чувства посетили участников занятия в момент выполнения упражнения. Что они предлагали, когда были в роли торговцев чудесами, и что приобретали. Каким образом они выбирали волшебный предмет, и насколько легко было его презентовать, не используя речь.
3.Упражнения «Этюды общения».
Ведущий предлагает участникам разделиться на пары по желанию. Каждая пара в течение одной минуты разыгрывает один из заданных этюдов. В этюде две роли, поэтому на второй минуте партнеры меняются ролями. Необходимо отметить тот этюд, ту роль, которые были наиболее комфортными, а также ту роль и этюд, вызвавшие противоположные ощущения в теле, чувства. Варианты этюдов:
птица в клетке (роли: птица и клетка);
садовник и цветок;
ветер и парусник;
рыбак и рыба;
молоток и гвоздь;
качели.
Рефлексия на упражнение.
Ведущий подводит резюме: «Эти этюды напрямую связаны с позициями в общении людей. Возможно, вы уже догадались: а) позиция сверху - давление, авторитаризм; б) позиция снизу -манипулирование, поддержка, а иногда и избегание принятия решений самому; в) позиция - на равных - партнерская, взаимопонимание, демократическая. Какой этюд, по вашему мнению, соответствует первой позиции? (Варианты аудитории, так же строится опрос по остальным позициям.. Обсуждение, в каких ситуациях имеет место та или иная позиция при взаимодействии и какая позиция может быть эффективна в лидерстве.)
4.Игра «Путешествие на необитаемый остров».
Ведущий. Теперь, когда мы стали еще ближе друг другу, я предлагаю вспомнить, в каких командах вы находились во время вчерашнего путешествия на воздушном шаре. Объединитесь в эти команды.
Я напомню, что воздушный шар, на котором вы совершали путешествие, был поврежден. Благодаря совместным усилиям, своевременно принятым решениям по освобождению корзины от ненужных вещей, все смогли благополучно высадиться на остров.
Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть и опасности: ядовитые растения, парящее солнце днем и прохлада ночью, но самое трудное суровые, холодные зимы. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - нереально. В ближайшие10 лет вы не сможете вернуться к цивилизации, к привычному образу жизни. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. За такой срок люди иногда дичают, из-за раздражительности вспыхивают ссоры, драки не на жизнь, а на смерть. Как проявите вы себя в этой жизни? Вам предстоит освоить остров, организовать хозяйство и определиться с тем:
Кто будет ваш лидер и будет ли он вообще.
Наметить первоочередные дела.
Распределить обязанности.
Надеюсь, что ряд подготовленных мною пунктов вам в этом поможет, но вам необходимо обсудить каждый из них. Пункты к обсуждению:
Какие санкции вы определите за невыполнение обязанностей? - Какие законы вы примете в первую очередь?
- Как вы будете решать задачу распределения благ?
- Имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по-своему?
- Будут ли органы управления вмешиваться в частную жизнь?
- Если человек злой и вредит другим, что вы будете делать?
Какое будет наказание за совершенное преступление? Кто будет «палачом»?
Как вы будете решать вопросы планирования семьи и воспитания детей?
- Нет ли у вас сейчас обиженных, одиноких, недовольных?
-Будут ли у вас праздники, выходные дни?
Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать идеальное общество. У вас есть треть из того, что было в корзине, и я хочу вам вернуть ваши вещи. Время на работу в подгруппе - 30 минут. Итак, время пошло.
(По истечении времени команды презентуют свои проекты, проекты своего сообщежития.)
Рефлексия на игру.
Необходимо обсудить, как проходила дискуссия в каждой команде. Кто был явным лидером в команде? Какие пункты вызвали наибольшее затруднение при принятии решений? Какие качества помогли вам принять общие решения?
5.Упражнение «Герб».
Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки раскладывают в круг и участникам занятия, по желанию, предлагается озвучить то, что они хотели бы рассказать.
6. Упражнение «Групповая скульптура».
Ведущий предлагает участникам в заключение высказать свои ощущения от занятия.
Затем предлагается создать групповую скульптуру, которая отражала бы общее настроение группы. Участникам необходимо выбрать место, где они чувствовали бы себя наиболее комфортно, и встать так, чтобы почувствовать дух группы, комфорт от того времени, которое они провели вместе, будучи участниками занятия. Можно сделать фотографию.
Занятия по развитию исследовательских навыков старшеклассников.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Hn
·е
FHlnв
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления.Рефлексия.
Занятие 2.
1.Упражнение «Имена по алфавиту».
Ведущий предлагает учащимся занятия представиться в алфавитном порядке. Ведущий называет букву алфавита, а дети, чьи имена начинаются с данной буквы, встают, и ведущий передает им по очереди игрушку-символ.
2. Упражнение «Поиск общего».
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Вариант: «тарелка-лодка», «дерево-дом», «солнце-рубашка», «самолет-ложка».
3. Упражнение «Составь предложение».
Учащимся предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Р-И-С-Н-К
4 Упражнение «Необычный доклад».
Читается текст. Теперь передайте соs
·
·
·
·, к
Занятие 1.
5. Упражнение «Симпозиум».
Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Внимательно его прочитайте. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т. д. Затем, каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления.Рефлексия.
Занятие 2.
1.Упражнение «Имена по алфавиту».
Ведущий предлагает учащимся занятия представиться в алфавитном порядке. Ведущий называет букву алфавита, а дети, чьи имена начинаются с данной буквы, встают, и ведущий передает им по очереди игрушку-символ.
2. Упражнение «Поиск общего».
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Вариант: «тарелка-лодка», «дерево-дом», «солнце-рубашка», «самолет-ложка».
3. Упражнение «Составь предложение».
Учащимся предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Р-И-С-Н-К
4 Упражнение «Необычный доклад».
Читается текст. Теперь передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.
5. Упражнение «Найди соотношение».
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существует между двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или тоже соотношение.Море-бассейн. Возрождение - победитель
1. Река-труба 1.Подъем-гора
2. Река-душ 2.Подъем-предводитель
3. Река-лужа 3. Подъем-утешитель
4. Река-вода 4. Подъем-герой
Пчела-мед
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·м
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Больница-лечение
а профессор а паук
б преподавание б треска
в обучение в сеть
г учреждение г удочка
д студент д плавание
6. Упражнение «Слово-стимул».
Учащимся предлагается в стимульном материале три слова. Учащимся нужно подобрать к ним такое четвертое слово, которое бы подходило к каждому слову-стимулу., то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход.
№
Стимульный материал
Наиболее типичные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Бурный, хрустальный, ласка
Терпение, самолет, идея
Пустая, мозг, садовая
Купить, душа, крутой
Сердце, Вася, пойти
Случайный, дом, тайный
Рыжий, морда, хитрый
Надежда, соваться, сплошной
Сразу, истоки, счастье
Море, много, особа
Собака, сила, колесо
Змей, красный, печать
фонтан
испытатель
голова
подарок
именины
свидание
лиса
огонь
находить
лень
жизнь
бумага
7. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам».
Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. ( Дверь – она закрывает и открывает выход из помещений, выключатель - он и зажигает и гасит свет).
Занятие 3.
1. Упражнение
Мозговой штурм.
Проект – это
Создайте собственный текст из трех предложений по теме проект со следующей структурой: тезис-аргумент-иллюстрация.
Тезис: Я думаю, что
Аргумент: Потому что
Иллюстрация: Например
Упражнение « Реши ситуацию»
Учащимся прочитывается следующий текст: не так давно СМИ каждый день сообщали о беспорядках в пригородах крупнейших городов Франции. Каждую ночь здесь горели машины, разбивались витрины магазинов и происходили массовые грабежи. Беспорядки постепенно распространились в Бельгию и Германию. Что же происходит, почему страдают невинные люди, кто такие эти погромщики?
Молодые жители предместий Парижа и других городов - дети эмигрантов выражают таким образом свою жизненную позицию: им недоступно хорошее образование, квалифицированная работа, нет перспектив занять достойное место в обществе. Они видят жизнь своих родителей: тяжелый труд, низкая зарплата, убогое жилье Они не смогли интегрироваться в современное общество.
Ученикам предлагается разработать проект по решению данной проблемы.
13
Занятия по развитию практико-ориентированных навыков учащихся.
Цель занятий – развивать практико-ориентированные компетенции учащихся, формировать умение планировать, орга
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Занятия по развитию практико-ориентированных навыков учащихся.
Цель занятий – развивать практико-ориентированные компетенции учащихся, формировать умение планировать, организовывать и реализовывать работу над проектом.
1.Упражнение – активатор.2. Проект «Строим башню».
Учащихся необходимо разбит на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает по два листа бумаги формата А 4, ножницы, клей. Задание группам: из имеющихся материалов необходимо построить башню. Башня должна быть высокая, устойчивая, красивая. На работу дается 20 минут, рабочее место по окончанию работы должно быть убрано. Затем группы знакомят с тем, как будет оцениваться их работа. Для этого группам раздаются оценочные листы.
Оценочный лист.
Критерии
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Высота (максимально 3 балла).
Устойчивость
(максимально 3 балла).
Эстетичность
(максимально 3 балла).
Быстрота работы.
Опрятность рабочего места.
Для усиления интриги в ходе работы групп ведущий говорит, что дополнительный бонус получит группа, которая закончит работу раньше других, что соперники могут воспользоваться вашей идеей, если группа будет громко обсуждать свою работу.
Для оценки результатов работы в состав жюри приглаш
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·эдержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.
5. Упражнение «Найди соотношение».
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существует между двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или тоже соотношение.Море-бассейн. Возрождение - победитель
1. Река-труба 1.Подъем-гора
2. Река-душ 2.Подъем-предводитель
3. Река-лужа 3. Подъем-утешитель
4. Река-вода 4. Подъем-герой
Пчела-мед Больница-лечение
а профессор а паук
б преподавание б треска
в обучение в сеть
г учреждение г удочка
д студент д плавание
6. Упражнение «Слово-стимул».
Учащимся предлагается в стимульном материале три слова. Учащимся нужно подобрать к ним такое четвертое слово, которое бы подходило к каждому слову-стимулу., то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход.
№
Стимульный материал
Наиболее типичные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Бурный, хрустальный, ласка
Терпение, самолет, идея
Пустая, мозг, садовая
Купить, душа, крутой
Сердце, Вася, пойти
Случайный, дом, тайный
Рыжий, морда, хитрый
Надежда, соваться, сплошной
Сразу, истоки, счастье
Море, много, особа
Собака, сила, колесо
Змей, красный, печать
фонтан
испытатель
голова
подарок
именины
свидание
лиса
огонь
находить
лень
жизнь
бумага
7. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам».
Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета. Приведенных в качестве иллюстрации.
13
ается по одному представителю от каждой группы (лучше выбрать не самых активных участников – это повысит их статус в группе и мотивирует на более активную работу в дальнейшем). Ведущий обращает внимание участников, что критерии оценивания касаются тех требований к проекту, которые были объявлены в начале работы.
Для оценки высоты башни жюри может воспользоваться линейкой; башня считается устойчивой, если сохраняет вертикальное положение без поддержки руками. Относительно эстетических качеств оценщики должны договориться между собой, сохраняя максимальную объективность; бонус за быстроту получает группа, которая закончила работу быстрее всех; тоже касается и критерия «опрятность». Группа, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем и поощ2
·
·
·
·v
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Задачи:
-развивать у учащихся умение видеть проблемы;
-дать учащимся опыт исследования и решения проблемы данного типа;
-развивать навыки коммуникации: взаимопонимание, умения задавать уточняющие вопросы.
-формирование у детей оригинальности, гибкости и продуктивности мышления;1. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”.
Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.
2. Упражнение “Рассказ из заголовков”.
.
Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать, используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).
Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.
3.Упражнение “Композиция из предметов”.
Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в рюкзаке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.
На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.
4. Упражнение “Клипмейкеры”.
Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.
12
, к
Занятие 1.
5. Упражнение «Симпозиум».
Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Внимательно его прочитайте. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т. д. Затем, каждый в своем амплуа должен изложить
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·р учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления.Рефлексия.
Занятие 2.
1.Упражнение «Имена по алфавиту».
Ведущий предлагает учащимся занятия представиться в алфавитном порядке. Ведущий называет букву алфавита, а дети, чьи имена начинаю
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·т, к
Занятие 1.
5. Упражнение «Симпозиум».
Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Внимательно его прочитайте. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т. д. Затем, каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления.Рефлексия.
Занятие 2.
1.Упражнение «Имена по алфавиту».
Ведущий предлагает учащимся занятия представиться в алфавитном порядке. Ведущий называет букву алфавита, а дети, чьи имена начинаются с данной буквы, встают, и ведущий передает им по очереди игрушку-символ.
2. Упражнение «Поиск общего».
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Вариант: «тарелка-лодка», «дерево-дом», «солнце-рубашка», «самолет-ложка».
3. Упражнение «Составь предложение».
Учащимся предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Р-И-С-Н-К
4 Упражнение «Необычный доклад».
Читается текст. Теперь передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.
5. Упражнение «Найди соотношение».
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существует между двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или тоже соотношение.Море-бассейн. Возрождение - победитель
1. Река-труба 1.Подъем-гора
2. Река-душ 2.Подъем-предводитель
3. Река-лужа 3. Подъем-утешитель
4. Река-вода 4. Подъем-герой
Пчела-мед Больница-лечение
а профессор а паук
б преподавание б треска
в обучение в сеть
г учреждение г удочка
д студент д плавание
6. Упражнение «Слово-стимул».
Учащимся предлагается в стимульном материале три слова. Учащимся нужно подобрать к ним такое четвертое слово, которое бы подходило к каждому слову-стимулу., то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход.
№
Стимульный материал
Наиболее типичные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Бурный, хрустальный, ласка
Терпение, самолет, идея
Пустая, мозг, садовая
Купить, душа, крутой
Сердце, Вася, пойти
Случайный, дом, тайный
Рыжий, морда, хитрый
Надежда, соваться, сплошной
Сразу, истоки, счастье
Море, много, особа
Собака, сила, колесо
Змей, красный, печать
фонтан
испытатель
голова
подарок
именины
свидание
лиса
огонь
находить
лень
жизнь
бумага
7. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам».
Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. ( Дверь – она закрывает и открывает выход из помещений, выключатель - он и зажигает и гасит свет).
Занятие 3.
1. Упражнение
Создайте собственный текст из трех предложений по теме проект со следующей структурой: тезис-аргумент-иллюстрация.
Тезис: Я думаю, что
Аргумент: Потому что
Иллюстрация: Например
Упражнение « Реши ситуацию»
Учащимся прочитывается следующий текст: не так давно СМИ каждый день сообщали о беспорядках в пригородах крупнейших городов Франции. Каждую ночь здесь горели машины, разбивались витрины магазинов и происходили массовые грабежи. Беспорядки постепенно распространились в Бельгию и Германию. Что же происходит, почему страдают невинные люди, кто такие эти погромщики?
Молодые жители предместий Парижа и других городов - дети эмигрантов выражают таким образом свою жизненную позицию: им недоступно хорошее образование, квалифицированная работа, нет перспектив занять достойное место в обществе. Они видят жизнь своих родителей: тяжелый труд, низкая зарплата, убогое жилье Они не смогли интегрироваться в современное общество.
Ученикам предлагается разработать проект по решению данной проблемы.
13
2. Проект «Строим башню».
Учащихся необходимо разбит на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает по два листа бумаги формата А 4, ножницы, клей. Задание группам: из имеющихся материалов необходимо построить башню. Башня должна быть высокая, устойчивая, красивая. На работу дается 20 минут, рабочее место по окончанию работы должно быть убрано. Затем группы знакомят с тем, как будет оцениваться их работа. Для этого группам раздаются оценочные листы.
Оценочный лист.
Критерии
Группа 1
Группа 2
Группа 3
В
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·“Программа
психологических групповых занятий по развитию проектной деятельности учащихся старшего звена.
Цель программы: развитие проектной деятельности учащихся в условиях массовой школы посредством специальных психологических занятий, направленных на активизацию коммуникативных, исследовательских и практико-ориентированных навыков.
Задачи программы:
1. Формирование коммуникативного опыта учащихся, позволяющего ученику выстраивать продуктивные отношения в коллективе, выбирать тот тип деятельности, который способствует реализации его возможностей и врожденных способностей.
2.Освоение учащимися новых способов практической и мыслительной деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы с информацией, ее исследование.
3. Формирование социальной компетенции учащихся старших классов.
Основные разделы программы:
1. Подпрограмма «Диагностическая работа». Она включает в себя диагностическое обследование, направленное на изучение интеллектуального потенциала учащихся, их мотивационной сферы, сферы интересов, а также уровня воспитанности школьников.
2. Подпрограмма «Коррекционно-развивающая работа». Проведение психологических занятий, направленных на развитие коммуникативных, исследовательских и практико-ориентированных компетенций старших школьников.
Подпрограмма «Диагностическая работа».
Эта составная часть программы включает в себя проведение психологического обследования, основанного на использовании следующего диагностического инструментария:
Когнитивная сфера:
-методика «Интеллектуальная лабильность»
-тест Р. Кеттелла.
Мотивационная сфера:
Методика «Определение мотивов учения».
Анкета по изучению уровня развития личности учащихся Капустина Н.П.. Шиловой М.И.
Методика «Карта интересов».
Подпрограмма «Коррекционно-развивающая работа».
Главное содержание работы - проведение занятий с элементами тренинга. Занятия группируются в отдельные блоки:
Занятия по развитию коммуникативных компетенций старшеклассников
Занятия по развитию исследовательских компетенций старшеклассников
Занятия по развитию практико-ориентированных компетенций старшеклассников.
Программа может быть использована для работы с учащимися 10-11 классов, рассчитана на 14 часов.
Календарно-тематическое планирование.
Содержание работы
Количество
часов
Сроки проведения
Диагностическая работа
Входнтся с данной буквы, встают, и ведущий передает им по очереди игрушку-символ.
2. Упражнение «Поиск общего».
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Вариант: «тарелка-лодка», «дерево-дом», «солнце-рубашка», «самолет-ложка».
3. Упражнение «Составь предложение».
Учащимся предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Р-И-С-Н-К
4 Упражнение «Необычный доклад».
Читается текст. Теперь передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.
5. Упражнение «Найди соотношение».
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существует между двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или тоже соотношение.Море-бассейн. Возрождение - победитель
1. Река-труба 1.Подъем-гора
2. Река-душ 2.Подъем-предводитель
3. Река-лужа 3. Подъем-утешитель
4. Река-вода 4. Подъем-герой
Пчела-мед ая диагностика
2
Начало учебного года
Итоговая диагностика
2
Конец учебного года
Коррекционно-развивающая работа
Занятия по развитию коммуникативных навыков старшеклассников.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
4
1
1
1
1
1 раз в недел