Презентация по английскому языку на тему Реализация системно-деятельностного подхода через ролевую игру
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ РОЛЕВУЮ ИГРУ» МБОУ «СОШ №9», г. Северодвинск Учитель английского языка первой категорииКлыкова В.Н. РОЛЕВАЯ ИГРА — УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА, ИМИТИРУЮЩАЯ РЕАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ УЧАСТНИКИ ДЕЙСТВУЮТ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫПОЛНЯЕМОЙ РОЛЬЮ. ТЕХНОЛОГИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:1) Этап подготовки Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц. 2) Этап объяснения На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения. 3) Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.4) Этап анализа и обобщенияПо окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ 1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 2. Ситуация, созданная учащимися под руководством учителя должна носить коммуникативный характер. 3. Ролевая игра должна быть принята всей группой. 4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, 5. Ролевая игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. 6. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. 7. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.8. Необходимо по возможности обеспечить соответствующий реквизит ФОРМЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст сюжетная ролевая игра сказочного содержания сюжетная ролевая игра бытового содержания имитационная ролевая игра познавательного содержания имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания имитационная деловая играРолевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Наработки учителя по данной теме8 класс. Тема «Защита окружающей среды. Ролевая игра «Симпозиум ученых экологов». Учащиеся получают пакет материалов и, работая в группах, готовят доклады о загрязнении воздуха, воды, радиоактивном загрязнении, проблеме мусора в Северодвинске, изготавливают постер. 9 класс. Ролевая игра «Бюро путешествий». Играя роль турагентов, учащиеся составляют рассказ о стране, привлекательной для туристов. Их задача – убедить как можно больше туристов посетить именно эту страну. Каждой группой изготавливаются рекламный постер, буклет.10 класс. Тема «Политическое устройство англоязычных стран. Политическая партия Великобритании и США». Ролевая игра «Выборы. Голосуй за нашего кандидата». Учащиеся в группах получают план выступления кандидата. В своем выступлении он должен рассказать об истории своей партии, о ее целях и задачах и представить предвыборный плакат. Учащиеся – электорат, заслушивают всех кандидатов и затем голосуют. Выигрывает кандидат, получивший наибольшее количество голосов. 10 класс. Тема «Президенты США». Ролевая игра «Интервью с президентом». Получив информацию о каком-либо президенте, учащиеся должны составить ответы на вопросы. Затем один из учеников играет роль президента, а остальные, являясь репортерами различных СМИ, берут у него интервью.11 класс. Тема «Проблема наркомании в молодежной среде». Ролевая игра «Открытая студия». Учащиеся делятся на группы: «социологи», «врачи», «психологи», «родители» и подростки-наркоманы. Каждая группа со своей точки зрения освещает эту проблему, убеждая подростков отказаться от этой пагубной привычки. Каждая группа готовит постер. Учитель приготавливает соответствующий реквизит.