Консультация для педагогов Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду
Вторая младшая группа № 9 «Лёвушка».
Воспитатель О.Г. Закутько
Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе:
1. Перед началом игры необходимо определить цель данной игры, выяснить с помощью каких задач можно достичь поставленной цели;
2. Продумать приемы и методы работы;
3. Перед проведением игры нужно выяснить, что дети знают о предстоящей теме игры. Допустим, мы планируем провести сюжетно-ролевую игру на тему: «Больница». Нам надо знать, имеют ли дети представления о больнице, знают ли, кто там работает, кто ходит и т.д. Если же у детей маленький запас знаний по данной теме, как обычно бывает во 2 младшей группе, то педагогу нужно его пополнить.
4. Перед проведением игры стоит привлечь детей в изготовлении необходимой атрибутики или макетов;
5. Выяснить чем интересуются дети данной группы, для того чтобы придумать наиболее интересную игру. Если же сюжетно-ролевая игра проводится с целью изучения нового материала, то ее содержание должно соответствовать возможностям детей;
5. В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник». Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и участником игры, как правило во 2 мл. группе это обязательно. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению;
6. В ходе сюжетно-ролевой игры воспитателю нужно задавать вопросы, обращенные к детям, которые способствуют ее обогащению и развитию;
7. Педагогическое сопровождение игр, должно строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
8. Для достижения положительного результата использовать в сюжетно-ролевых играх сюрпризные моменты т.к. детям данного возраста это особенно интересно;
9. Предметно-игровая среда дошкольного учреждения должна постоянно изменяется, тогда у детей будет поддерживаться интерес к сюжетно-ролевым играм;
10. После проведения игры надо проанализировать прошедшую игру с детьми. Выяснить, что было не так, как нужно было бы сделать правильно. Закрепить знания, которые дети извлекли из прошедшей игры;
11. После того, как прошло обсуждение игры с детьми, воспитателю стоит проанализировать игру с позиции педагога. Достигли ли при проведении игры ранее поставленной цели. Выяснить все плюсы и минусы и попытаться учесть их в дальнейшем;
12. Не нужно забывать о том, что проводить сюжетно-ролевые игры надо систематически, а не от случая к случаю, тогда успех в их проведении будет гарантирован.
В нашей группе после проведения игры под руководством воспитателя в последствии игры закрепляются по инициативе детей. Они сами распределяют между собой роли. Чаще всего в играх участвуют 2-3 детей, иногда к ним присоединяются другие дети.
Продолжительность игры не более 10 минут, затем дети переключаются на другой вид деятельности.
Цель с/р игр. Развивать у детей воображение, внимание, память, связную речь. Учить детей строить ролевые отношения между детьми. Прививать культуру поведения во время диалога, дружеские взаимоотношения, симпатию.
С/р игра. «Магазин»
Продавец – воспитатель (ребенок), покупатели – дети.
Цель. Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширять словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «овощи», «фрукты», «продукты питания» Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 23человека) на основе личных симпатий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Помогать робким, застенчивым детям включаться в общую игру.
Рассказываю, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин посуды). Ставим на витрину товар. Знакомим с работой продавцов, кассиров, грузчиков. Товар берем из игрушек малыша или лепим из пластилина. Обращаю внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Знакомлю с новыми словами: касса, чек, витрина. Дети расплачиваются за товар деньгами.
Роли и ролевые действия:
Заведующий магазином: знакомство с ролью заведующего магазина. Заведующий принимает на работу, следит за качественной работой. организует работу сотрудников магазина; делает заявки на получение товаров; обращает внимание на правильность работы продавца и кассира; беседует с покупателями.
Покупатели: перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько; расплачиваются «деньгами»; получают чек от кассира; по чеку получают товар.
Продавец: выдаёт товар по чеку; сверяет по чеку количество товаров; внимателен к покупателям.
Кассир: спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько; пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек); выдаёт чек; сдаёт сдачу.
Шофёры : доставляют определённое количество разнообразных товаров; получают заявки на получение товаров от заведующей магазина.
Рабочие: сгружают полученный товар на склад; разносят по отделам.
Развитие игры – Дети подходят к витрине и просят продать игрушку, фрукты, овощи или другие предметы, если забывают название, описывают его. Закрепляют название плодов. Покупатель выбирает товары. Продавец взвешивает и отпускает.
Эта игра чаще всего переходит в игру
Семья Закрепляем умения строить диалог между детьми. Цели: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья»; закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать интерес к игре; продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. Распределение ролей между детьми. Уточнить занятия каждого члена семьи.
Материалы: куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)
Ход игры:
Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких.
= Мама стирает, гладит бельё, кормит дочку, укладывает спать, прибирает в комнате. Папа ходит в магазин, делает покупки, помогает маме.
Дети учатся выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
Эта игра взаимосвязана с игрой
День рождение куклы Маши.
Цели:
· познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития;
продолжать обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр; обогащать словарный запас; воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.
Оборудование: чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители).
Ход игры:
У куклы Маши сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Маше, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Маше вкусную сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает детям помочь Маше красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай.
Дети собираются на день рождения.
При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др. У куклы Маши день рождения. Прием гостей. Накрываем стол. Поздравления. Концерт для куклы Маши.
Эта игра способствует обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Выставка машин. Дети приносят из дома новые машины и выставляют их в гараж, рассматривают и закрепляют названия машин.
Немного поиграв с нею, предложить построить для неё гараж, чтобы она отдохнула.
Сюжетно-ролевая игра "Шофёры"
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли и ролевые действия:
Шофёр: ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.
Пассажир: покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.
Бензозаправщик: заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек.
Милиционер: регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру.
Водитель др. машины: перевозит груз, рулит, ведёт машину.
Гараж Цель. Учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы .
- Теперь мы стали строителями, строим гараж для машин. Строить гараж будем из кирпичиков, кубиков и брусков.
После того как дети построили стены, ворота, дети катают машины через ворота
Затем предложить детям из пластин выложить дорогу, мост, горку.
= Закрепляли с детьми названия деталей строительного материала, выделять части, делать перекрытие для машин. Развивать самостоятельность замысла, договариваться с детьми, выполнять постройки согласованно.
Все эти игры соответствуют возрасту детей, игры заканчивались иногда организованно, иногда неожиданно, что соответствует возрасту детей.
Уровень развития игровой деятельности средний.
Главной функцией в руководстве играми является планирование и организация предметно-игровой среды. Особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка.
Необходимо снабдить ребенка инструментарием, материалами, обеспечить ему поддержку и руководство, а также пробудить и поддержать интерес, чтобы повысить возможности ребенка приобретать знания.
Для этого нужно проанализировать игры с группой, хвалить интересные находки, выдумку и фантазию, комментировать поведение детей, обогащать сюжет игры. Постепенно с/р игра перейдет в творческую.
Например с/р игра «Гараж» в дальнейшем может постепенно перейти в с/р игру «Автопарк».
Для этого необходимо выяснить, что такое автопарк, как он используется. Появляются идеи для решения проблемы. Записать отдельные ключевые слова из произнесенных детьми и получается схема-карта, в которой вырисовываются знания детей об автопарке.
Там ночуют машины Механики
Автопарк Автобусы
Сломанные машины ремонт транспорта
Машины Слесаря.
Эту схему можно дополнить картинками, иллюстрациями. Чтобы расширить представления и обогатить знания детей можно провести экскурсию на стоянку машин, провести с детьми беседу об экскурсии, выслушать впечатления детей, просмотреть дидактический материал.
После этого с детьми составляется другая схема об автопарке, в которую включается новая информация, полученная в ходе поиска:
Машины Слесаря.
Менеджеры
Там ночуют машины Механики
Автопарк Автобусы
Сломанные машины Ремонт машин
Бензобак
Бензин Правила безопасности Проверка тормозов
Мытье машин Посмотреть под капот
Затем подбирается необходимый для игры материал, принести из дома, привлечь родителей, изготовить своими руками.
При организации игрового пространства важно максимально задействовать все идеи детей, так картонная коробка может превратиться в бензоколонку, а обычный строительный материал в гараж или мойку для машин. Между детьми распределяются роли механика, мойщика машин, менеджера, служащего бензозаправки, клиентов, слесарей, шоферов. В процессе игры дети могут меняться ролями.
Игровые действия станут разнообразными, развивается содержание игры, игра дополнится атрибутами, вводятся новые элементы. Можно привлечь к игре родителей- таксистов, которые могут рассказать о своей работе, тоже поделиться опытом, знаниями, составить карту города.
Так игра из сюжетно-ролевой переходит в творческую игру, которое похоже на путешествие по городу и знакомство с профессиями.
13PAGE 15
13PAGE 14615
Сюжетно-ролевые игры