Конспект урока по обучению грамоте на тему Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком.(1 класс)
Тема :Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком
Цели:
формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами;
способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса;
формировать интерес к изучению родного языка.
Ход урока
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
– Вы в течение всего учебного времени, начиная с первого сентября, упорно трудились, узнали много нового и интересного, научились читать, писать, выполнять сложные задания и упражнения, отвечать на непростые вопросы
– На адрес школы для нашего класса пришло много вопросов и заданий от героев одной сказки. Название этой сказки вы мне назовете в конце урока, когда определите всех героев этого произведения и выполните их задания.– От кого же пришло первое задание? Отгадайте загадку.
Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Уши больше головы? (Заяц.)
(На доске открыть картинку с изображением зайца.)
– Заяц прислал вопросы блиц-опроса.– Сколько всего букв в русском алфавите? (33)– Сколько из них гласных? (10)– Сколько гласных звуков вы знаете? (6)– Какие это звуки?– Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я)– В каких случаях эти гласные обозначают два звука?– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?– Где расположены эти буквы в ленте букв?– Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?– Для чего нужен “ъ”? (Для раздельного произношения согласного и гласного звуков, для обозначения твердости согласного звука.)– В чем разница между “ь” и “ъ”?– Что общего в их написании? (Пишем после согласных букв перед гласной.)– Перед какими гласными звуками пишем “ь” и “ъ”? (Е, ё, ю, я)
– Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами от Зайца. Но он прислал еще и задание: выполнить слого-звуковой анализ слов “семь”, “съем”.
Ученики выполняют работу на доске.
– За правильное выполненное задание Заяц прислал для вас букву – последнюю букву своего имени. Какая это буква? (“Ц”) минутка чистописания– Сохраните эту букву до конца урока. Она вам понадобится для выполнения последнего задания.
3. Постановка темы и цели урока.
– Кто же следующей участник нашей игры? Отгадайте загадку.
Посмотрите-ка, какая –Вся горит, как золотая.Ходит в шубке золотой,Хвост пушистый и большой. (Лисица.)
(На доске открыть картинку с изображением лисы.)
– В конверт от Лисы был вложен лист со стихотворением С.Я. Маршака.
Рано утром натощакПошли мы к букве “твердый знак”.Но не могли найти никакНи твердый знак, ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,Где эти знаки нам найти.И после размышленьяВ печать решили мы послатьТакое объявленье:
“Пропала не собака,А два печатных знака.Найти их рядом мудрено.Но может быть, однако,Словцо отыщется одно,Где будут оба знака”.
В одной из утренних газетМы через день прочли ответОт школьника ПетроваИз города Тамбова.Илья Петров ответил так:“И твердый знак, и мягкий знакНайдешь в одно мгновенье.Ты их найдешь, когда прочтешьСвое же объявленье!”Мы объявленье перечлиИ оба знака в нем нашли.И написали мы в Тамбов:“Благодарим, Илья Петров!”
– На партах у каждого из вас лежит объявление из этого стихотворения. Найдите в нем слово, в котором есть “ь” и “ъ”. ( работа в парах)
(“Объявленье”.)- запись
Слого-звуковой анализ слова “объявление”.
Один ученик работает у доски.
– Как вы думаете, есть ли в русском языке еще слова, в которых есть “ь” и “ъ”? (Объяснить, объединить, объявить, съездить и д.р.)- на доске списывание Кто догадался, каково тема нашего урока?– Тема нашего урока: “ Разделительные “ь” и “ъ””. Мы попытаемся разобраться, в каких случаях произносим слова с “ь”, а когда – “ъ”.– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?– За блестяще выполненное задание Лиса прислала вам гласную букву, которая в ее имени указывает на мягкость согласного. Какая это буква? (“И”)
4. Работа над новым материалом.
– Следующее задание для вас прислала Отгадайте загадку.
Гладишь – ласкается,Дразнишь – кусается.На цепи сидит,Дом сторожит. (Собака.)
(На доске открыть картинку с изображением собаки.)
– Собака прислала вам письмо, в котором сообщает о себе вот что: “Села кашу. Пю воду. Забила коля. Обявила каникулы.”
(Письмо от Собаки написано на доске.)
– Исправьте ошибки, допущенные в письме. Каких помощников потеряла Собака?
(Ученики устно исправляют допущенные ошибки, объясняя правописание слов. По очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы: съела, пью, съемку, колья, объявила.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов.)– Из чего состоят слоги? (Из звуков.)– На какие две большие группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные.)– Какие звуки мы относим к гласным?– По каким признакам мы относим звуки к согласным?– Для чего нужны буквы?– Чем отличается буква от звука?– Что составляют слова? (Предложения.)– Какие вы знаете предложения по интонации?– Что составляют предложения? (Речь.)– Какая бывает речь? (Письменная и устная.)– Что мы можем делать с письменной речью?– Что мы можем делать с устной речью?
Списывание . дети ведут.
– В награду за хорошее выполнение задания Собака даёт вам букву Ы.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
– Следующим участником нашей игры станет Отгадайте загадку.
Летом бродит без дорогиМежду сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (Медведь.)
(На доске открыть картинку с изображением медведя.)
– А Медведь прислал вам задание. «Вставь ъ или ь знак»
Пал..то, в..юга, сем..я, в..езд, сол.., с..едобный, здоров..е.
- составь со словом семья предложение.
Запись под диктовку.
– За выполненное задание Медведь прислал для вас букву – первую букву своего имени. Какая это буква? (“М”)
– И последний участник нашей игры Отгадайте загадку.
Ходит по дворы будильник,Разгребая лапой сор,Расправляет с шумом крыльяИ садится на забор. (Петух.)
(На доске открыть картинку с изображением петуха.)
Задание .
Собери слова: паль-ма, дру-зья, конь-ки, си-рень, объ-езд.- запиши слова со смягчающим ь знаком.
– За правильно выполненные задания Петух принес вам букву – гласную букву, которая в его имени указывает на твердость согласного звука. Какая это буква? (“У”)
– Молодцы.
– Буква “н” – последняя буква, которую прислали нам герои игры за то, что вы хорошо работали на уроке.
Составьте слово из отгаданных букв. (“Умницы”.)
– Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Петух – это герои какой сказки?
(“Заюшкина избушка”.)
– Поднимите руку те, кто читал эту сказку. Расскажите эту сказку.
8. Итог урока.
– Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?
15