Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Яровская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
На тему «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Вонтлый В.А.
Цель деятельности учителя Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.
Тип урока Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Метапредметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Экран, компьютер, мультимедийный пректорНаглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия Обращение
Организационная структура урока
Этапы
урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Форма организации взаимодействия Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала Вступительное слово учителя:
Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи… Недаром же хорошую речь называют музыкальной. (К. Станиславский.)
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения с обращениями в сказках А.С. Пушкина. (Работа проводилась 4 творческими группами.) Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Групповая Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других Устные ответы
Выявление места и причины затруднений Эвристическая беседа, рассказ учителя - Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего зависит обращение к человеку?
- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «Без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно , когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» и мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство – обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.
- Какие добрые слова вы знаете?
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации Групповая, индивидуальная Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самопроверке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Физкультминутка Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать
Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила -Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах – фотографии по теме заданной ситуации).
- Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях.
1. Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания.
2. На каждой перемене случаются баталии между мальчишками
3. Разговор с мамой даже у маленького человечка вызывает массу положительных эмоций
4. Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды
5. Родным человеком в школе является и ее директор. Ведь именно ей приходится думать и переживать, буквально о каждом из вас

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Фронтальная, индивидуальная Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Устные ответы. Вопросы для уточнения информации
Работа с учебными пособиями – проверка знаков препинания по схемам -А теперь проверим, правильно ли мы расставили знаки препинания Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимопроверки Творческая практическая деятельность Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон.
Почтальон: У меня сегодня много
Писем в сумке на боку.
Из Анапы, Таганрога, Краснодара и Боку.
(письма по группамОтвечают на вопросы, выполняют упражнения Групповая Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Устные ответы. Письменные работы
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Выполнение разноуровневых обучающих упражнений Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса
Выполняют упражнения Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание - Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на вопросы:
1. Где может стоять обращение: в начале, середине или конце предложения?
2. Сколько слов может включать обращение?
3. Какую форму имеет обращение?
4. В какой речи чаще всего употребляются обращения?
-А теперь заучим стихотворение об обращении.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопросам -Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из карточек на вашем столе и покажите мне.
Урок понравился –улыбающееся лицо
Нет – грустное лицо
Определяют свое эмоциональное состояние не уроке. Индивидуальная Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Домашнее задание § 22
Упражнение 303 или
выписать из басен Крылова 6-8 предложений с обращением.
Записывают домашнее задание