Презентация по русскому языку на тему Знаки препинания при обращении и вводных словах


МОУ «СОШ с.Теликовка Духовницкого района Саратовской области»»Обобщающие уроки в 9,11 классах.Подготовила: Бармина Г.П. Цель уроков:Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Темы для повторения -Здравствуй, братец! Ну, что ты, здоров? -Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят…-Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!-Так уж сделайте такую милость, ваше сиятельство.Ты, волна моя морская, унеси беду-печаль. Распространённое обращение Ландыш милый, ландыш нежный, бе­лый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, ви­деть мог. (В. Брюсов). - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? (Пушкин). -Эй, щелкоперы, либералы проклятые! Отвечайте! (Н.Гоголь) За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! (М. Булгаков) 1. Что же ты ,……… ……… ……… , вздыхаешь тяжело?2. Простите ,….. ….., и вы ,……. ……. ……., и вы,…… …..! 3. Прости меня ,……… ……., за эту тоску и печаль.4. О ….. , ……. ……, любил ли кто тебя, как я?.. Междометие О от обращения запятой н е о т д е л я е т с я ! Добавьте обращения.1. Здравствуй, …... …… …… …….!2. ……… ……., поздравляю тебя с праздником.3. – Не спится , ……… , здесь так душно! П о т р е н и р у й т е с ь !1. За все твои страдания и битвы люблю твою Россия старину.2. Не ворчи мой кот-мурлыка в неподвижном полусне.3. Друг Дельвиг мой парнасский брат твоей я прозой был утешен.4 .Опять я ваш о юные друзья.5 . Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружи.6. Как февраль не злись как ты март не хмурься а весной пахнет.7. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.8. Привет тебе мой край родной с твоими темными лесами.9. Красуйся град Петров и стой неколебимо. ОБРАЩЕНИЕ ГИА Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. - Вот, (1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть, (3) и оба мы несчастливы. Отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая. -Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моем доме – я счастлив! Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно было, чтобы мы были все вместе. Ну что, господа, каков ответ ?Какие цифры? -Ответ:1, 2, 6, 7. -Неплохо! Тогда теперь пусть сами придумают предложения с обращениями, но не просто так, а по… Васнецов Вводные слова -Неужели вы не знаете, какие бывают вводные слова?! Главная функция- 1 Уверенность: конечно, несомненно, верно, безусловно, бесспорно, разумеется, в самом деле, действительно; 2 Неуверенность: наверное, кажется, пожалуй, не правда ли. 3 Предположение: очевидно, вероятно, видимо, по-видимому, может быть, по всей вероятности, вполне вероятно, как я думаю;4 Возможность: возможно, может быть, должно быть. ( Вам, вероятно, придется остаться дома. ) Различная степень уверенности 1)радость: к счастью, к радости, на радость, на счастье. 2) удивление : к удивлению, к изумлению, страшное дело, удивительное дело. 3) сожаление : к несчастью, по несчастью, к огорчению. 4) страх: к ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час. 5) стыд: к стыду, нечего греха таить. Нам, к сожалению, пришлось остаться дома. Вводные слова 2. Различные чувства по преданию, по словам…, по слухам, по сообщению…, говорят, по сведениям…, на взгляд, по мнению…, помнится, по утверждению…, как гласит пословица, известно, как известно, по моему мнению, по-моему. Здесь ,по словам старожилов, раньше была деревня. Вводные слова 3. Источник сообщения: Вводные слова 4. Способы оформления мысли: Словом, ,одним словом, ,другими словами, ,иными словами, ,коротко говоря, ,иначе говоря, ,короче говоря, ,если можно так сказать.Короче говоря, вам стоит прочитать эту комедию Н.Гоголя. Итак, таким образом,наконец, во-первых, во-вторых, следовательно, значит, напротив,с одной стороны,с другой стороны,однако, кроме того, например. 5 Последовательность изложения или порядок мыслей Итак, эта проблема очень актуальна. Нам , наконец, построят дорогу. Во-первых, эта комедия очень злободневна. Нам, кроме того,надо успеть к обеду. Понимаете ли, ,знаете ли, ,поверь, ,поверьте, ,представь, ,представьте себе, ,пожалуйста. - Я ,представьте себе, с Пушкиным на дружеской ноге. 1. Здесь когда-то была деревня. Здесь ,по мнению старожилов, когда-то была деревня.Нам надо прислушаться к мнению старожилов. 2. Мы пойдем в поход. Мы , может быть, пойдем в поход.Что может быть лучше дождя в жару?!3. Погода нас не подвела.Погода, к счастью, нас не подвела.К нашему счастью добавилось и несчастье. ВНИМАНИЕ! Потренируйтесь!Найдите вводные слова Мы верно уж поладим, коль рядом сядем. Видно Базаров любил птиц и животных.Мне отсюда хорошо видно.Я разумеется охотно согласился.Правду сказать Евсеич был охотник знатный. Вам придется сказать правду.7. Но может быть вы хотите знать продолжение этой истории?8. Что может быть лучше хорошей песни вечерком?9. Я думал о том, что наверное все цветы вымерзли. « -На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз… Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, я… » ( д 3, явл 6) ГИА Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Правда,(1) раньше мать говорила, (2) будто у Лешки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно,(4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды. ЕГЭ В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.  1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3  -Ну ты, конечно, знаешь, голубчик, что ответ в задании ЕГЭ - 1. -А в предыдущем задании (ГИА) в ответенадо написать цифры1,3,4. ЕГЭ Укажите вариант правильного ответа постановки запятых. 1) За дальним леском стало(1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни(3)видно(4) не очень любили это глухое место. 1)1,2,3.4 2)1,2 3)3,4 4)2,42) Как гласит народная мудрость (1) правда(2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда(4) осознают глубокий смысл этой пословицы. 1)1,2.3.4 2)1,2 3)1,3,4 4)2,4 3.) Здесь столько снега, что он (1) кажется(2) никогда не растает. Судьба всех людей (3) кажется (4) одинаковой. 1)1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4)2,4 -Ну-ка докладывайте, каков ответ! -Ответ, ваше превосходительство, простой: 1 предложение - ответ 3;2 предложение - ответ 3;3 предложение - ответ 2. Вводные предложенияРаспространенные вводные предложения чаще всего выделяют знаком тире.*Они сохраняют интонационные особенности вводных слов.Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелегко. Вставные конструкцииВставное предложение вносит пояснение (дополнение) в содержание основного предложения.Для них характерна интонация включения.Наконец он велел запрячь себе беговые дорожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора. ЕГЭ Среди предложений 3 – 8 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите его номер.  (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. В.Непомнящий Найти ответ в этом задании вам поможет следующий слайд, где сначала вы должны найти все вводные конструкции. Хлестаков: А ведь, однако ж, признайтесь, ведь и в маленьком городке можно прожить счастливо?Почтмейстер: Так точно-с.Хлестаков: По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренне, - не правда ли? Почтмейстер: Совершенно справедливо. Хлестаков: Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною. Меня, конечно, назовут странным, но уж у меня такой характер… Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?... (В сторону)Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, … знает ответ в задании ЕГЭ: цифра 6. - Молодцы! Я и не сомневался, что они найдут верный ответ!. -Придумайте, господа, предложение с вводным словом. -Ну теперь я тоже знаю, что такое обращение...И даже знаю некоторые вводные слова... «Спешу уведомить тебя, Тряпичкин, какие со мной чудеса… помогал отрокам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Думаю, теперь они ...».