План-конспект открытого урока в 8 классе «Знаки препинания при обращении»
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе
Тема урока: Знаки препинания при обращении
Тип урока: повторение пройденного и изучение нового материала.
Цель урока: уметь правильно выделять обращения на письме.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении, познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).;
- развивать устную речь учащихся, умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитывать любовь к русскому языку, культуре.
Форма работы с учащимися: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока
Ребята, все вы талантливы!
Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь. Прежде чем начать изучение новой темы, предлагаю небольшую разминку (кроссворд), а заодно вспомним материал прошлого урока.
11. Разминка (кроссворд). Индивидуальное задание.
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? - ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. - ПОБУДИТЕЛЬНОЕ
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? -ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Знак препинания, который ставится перед союзами а, но. -ЗАПЯТАЯ
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком. - ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.-ДОПОЛНЕНИЕ
Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.- СИНТАКСИС
Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?- ТИРЕ
Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.-СКАЗУЕМОЕ
III. Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала.
- Итак, сегодня мы продолжаем говорить об обращении. Научимся правильно расставлять знаки препинания при нем. Вместо тетрадей мы воспользуемся рабочими листами, запишите число, тему урока, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы.
- Обратите внимание, эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: “Ребята, все вы талантливы!”. И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это.
- На прошлом уроке мы составляли информационный кластер (модель, схему) по определению «Обращение». Мы отметили что
* Обращением называют (Это слова или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью).
* В предложении обращение выражено (формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных).
* Обращения бывают (распространенные и нераспространенные).
- И осталось у нас одно незаполненное поле, мы заполним его после того, как узнаем, как выделяются обращения на письме.
- Перед вами предложения. Найдите в них обращения и выделите .
Друзья, я радуюсь вашим успехам. (О, )
Скажи, мой родной, какая муха тебя укусила? (, О, )
Становись на бочку и читай стихи, Машенька. (, О)
Братцы! Что он про меня сочиняет? (О! )
О Волга! Любил ли кто тебя, как я? (О О! ...)
- Обращения произносятся с особой, звательной, интонацией.
Исторический комментарий: Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.
- Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения.
- Обращение в предложении выделяется запятыми.
- Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с заглавной буквы.
- Междометие О, стоящее перед обращением, сливается с ним при произношении и не отделяется от него запятой.
- Таково правило постановки знаков препинания при обращении. Оформите правило в виде схем предложений с обращением.
IV. Выполнение упражнений.
Творческое задание.
В текстах сказок А.С.Пушкина (пары 1 ряда - «Сказка о золотом петушке», пары 2 ряда - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», пары 3 ряда - «Сказка о царе Салтане») найти и выписать по 2-3 предложения с обращениями. Сделать схемы этих предложений, указывая знаки препинания.
Индивидуальная работа.
- Заполните таблицу. Найдите в тексте обращение. Выделите его. Укажите, распространенное оно или нераспространенное. Определите, чем выражено. Расставьте знаки препинания. В качестве примера разберем предложение Друзья, я радуюсь вашим успехам!
Ах, война, что же ты сделала подлая:Стали тихими наши дворыДо свидания, мальчики! Мальчики,Постарайтесь вернуться назад.
Б.Окуджава
Мороз и солнце! день чудесный!Ещё ты дремлешь, друг прелестныйПора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
А.С.Пушкин
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня!
А.С.Пушкин
На тебя, моя душа,
век глядел бы, не дыша
Л.А. Филатов
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и исправьте ошибки своих одноклассников.
V. Рефлексия.
«Волшебное» правило.
Всем нам при общенииПоможет обращение.К людям, звёздам или птицамМожно смело обратиться.Только, друг, не забывай:Запятые расставляй.
VI. Закрепление изученного материала.
- Итак, что мы должны дополнить в кластере? как выделяются обращения на письме? в устной речи?
VII. Домашнее задание.
Параграф 36, стр. 164, упр.368 .
VIII. Итоги урока. Выставление оценок.
ОБРАЩЕНИЕ
Это слова или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью
выражаются формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных
распространенные и нераспространенные
на письме выделяется запятыми или восклицательным знаком
Заголовок 215