ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ВВОДНЫЕ СЛОВА.


 Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. обращения.
Не являются членами предложения
На письме выделяются запятыми:Бабушка,видимо, была прекрасной рассказчицей.
Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире:
Я думаю, скоро потеплеет.
Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
Булочники - их было четверо - держались в стороне.
I. ВВОДНЫЕСЛОВА,СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
значения вводные слова примеры
1. Разная степень уверенности Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, нужно полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. Дождь, кажется, кончился.
2. Различные чувства К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др.Дождь, к счастью, закончился.
3. Источник информации По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др.По-моему, дождь кончился.
4. Порядок мыслей и их связь В первую очередь, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, к примеру, к примеру и др. Итак, дождь кончился. Вскоре, однако, сомнения рассеялись.
5. Замечания о способах оформления мыслей Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что принято называть и др.Одним словом, всё обошлось благополучно.  
6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому. Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста͵ помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. Верите ли, я все-таки сделала это.
7. Указывают оценку меры того, о чем говорится. Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.   Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали.
8. Выражают экспрессивность высказывания.   По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, нужно признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы.
Вводные предложения по форме соотносятся с предикативными единицами, но функционально – с вводными словами. Сравните: По-моему, вы не правы. Я полагаю, вы не правы. Иногда в составе вводных предложений бывают союзы, но они лишены своей связующей роли. К примеру: Он не прав и, что еще хуже, не признает этого. Как хочешь, ты не прав.
По семантике вводные конструкции выражают различные оттенки значений. Рассмотрим наиболее типичные:
№ Наименование разряда Примеры
1. Модальная оценка (достоверность /вероятность сообщений):возможно, точно, конечно, разумеется, может быть, должно быть, однозначно, надеюсь, по-видимому, безусловно Но, знать, сердечное страданье уже пришло ему невмочь. Так, видно, небом суждено.
2. Эмоциональная оценка: к счастью, на беду, страшное дело, нечего сказать, не дай бог Боюсь: брусничная вода мне не наделала б вреда. В то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный)
3. Указание на обычность сообщаемого: бывает, случается, как водится, как обычно, по обыкновению. Бывало, он еще в постелœе, ему записочки несут.
4. Источник сообщения: по слухам, по-моему, по-твоему, известно, как помнится, как говорится, на мой взгляд, с точки зрения, по сообщению, говорятНа мой взгляд, в этом рассказе автору не удалось сказать ничего нового.
5. Указание на связи и отношения между частями предложения или более широкого контекста: следовательно, значит, во-первых, наконец, кстати, как было сказано, наоборот, к примеру, итак Мария Гавриловна воспитывалась на французских романах и, следовательно, была влюблена.
6. Указание на способы выражения мыслей: иначе говоря, так сказать, в свою очередь, заметим, другими словами Вам следовало бы покинуть Нижний и два-три года, так сказать, потереться около литературы.
7. Слова, используемые для привлечения внимания собеседника:вообразите, представьте, помнишь, видишь ли, простите, прошу, пожалуйста͵ понимаете. Вообрази, я здесь одна…
Теперь вспомним ФОРМУЛИРОВКУ задания 10:В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятые при вводном слове.
Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…
2. Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники. - Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись ,(6) пойдём.
3. Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.
4. И он стал «протверживать» с такой быстротой,(1) что уже через каких-нибудь четверть часа выпаливал учителю-ключнику всё,(2) что тот задавал прочесть и вызубрить. И,(3) разумеется,(4) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(5) да ещё и ставил его в пример остальным.
5.Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно.
6. По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.
7. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца.
8. В нем,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.
9. Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.
10. Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.
11. Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала.
12. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.
13. - Да вот ещё один замечательный по этой части помещик,(1) – пытался продолжить Щепкин. Но слушатели,(2) конечно,(3) никак не могут успокоиться. Михаил Семёнович говорит,(4) а смех,(5) будто плохо погашенный огонь,(6) вспыхивает снова и снова.
14. Конечно, (1) Серому слов было не жалко, (2) только не хотел он ради их пятерки говорить столько,(3) сколько,(4) по их понятиям,(5) тянуло на пятерку. Словом,(6) школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.
15. Читая,(1) он водил по бумаге носом и,(2) словно сам с собою разговаривая,(3) тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Этакое,(4) конечно,(5) только русской поэзии дано!» «Ну,(6) такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» — решил мой разбойный пятый «Б» класс.
16. Пока вал не убрали,(1) здесь удобно прятаться. А потом,(2) наверное,(3) посадят кусты,(4) поставят спортивные снаряды.
17. Остальные книги,(1) побывав у неё,(2) исчезали. Близкие друзья её знали,(3) что стоит подарить ей какую-нибудь,(4) скажем,(5) нарядную шаль,(6) как черех день или два эта шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами,(7) которые были нужны ей самой и которые на тот момент были просто бесценны.
18. Юрий стоял не последним в ряду,(1) но всё-таки ближе к концу,(2) пятым или шестым.- Ну,(3) – язвительно проронил Сергей Павлович,(4) когда дошла очередь и до него. – Вы,(5) конечно,(6) тоже вполне здоровы и готовы лететь?
19. - Пойдёмте,(1) ребята,(2) отсюда, - сказал учитель. Мы посыпались с горы,(3) а он шёл за нами и всё оглядывался,(4) готовый,(5) видимо,(6) оборонять нас снова,(7) если змея оживёт и погонится следом.-5
20. Во-вторых,(1) у него вёлся особый счёт,(2) по которому видно было,(3) сколько барыша давали эти заказы на подаяние,(4) и этот барыш он целиком отвозил сам.
Материал для самопроверки (Вводные слова)
Проверяем!1.   3,4 (к сожалению)2.   1,2 (видно)3.   1,3,4 (правда, наверно)4.   3,4 (разумеется)5.   1,2 (например)6.   2,3 (конечно)7.   3,4 (а следовательно)8.   1,2,4,5 (казалось, по общему установившемуся мнению)9.   6 (очевидно)10. 3,4 (кроме того)11. 1,3,4 (может быть, во всяком случае)12. 2,3 (быть может)13. 2,3 (конечно)14. 1,4,5,6 (конечно, по их понятиям, словом)15. 4,5 (конечно)16. 2,3 (наверное)17. 4,5 (скажем)18. 5,6 (конечно)19. 5,6 (видимо)20. 1 (во-вторых)