Урок по истории для 6 класса «Предпосылки объединения русских земель»

Урок по истории для 6 класса
«Предпосылки объединения русских земель»


Пашкова Надежда Александровна учитель
истории и обществознания.
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с..Кинель-Черкассы
Самарская обл.

Форма урока: технология критического мышления
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: Раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель.
Задачи:
1.образовательная - в ходе урока сформировать представление о предпосылках и причинах объединения русских земель, о политической системе XIII в. , сформулировать причины возвышения Москвы.

2. развивающая- продолжать развивать умения и навыки работы с историческими источниками, делать самостоятельные выводы, составлять схемы и уметь выделять главное в тексте.

3.воспитательная- воспитывать чувство патриотизма, гордости за Россию, гражданскую позицию в вопросе выбора.

Оборудование:
1.технические средства: проектор, экран, компьютер.
2. раздаточный материал: инструктивные карточки, исторические тексты, схема политической системы, материалы по соотношению групп населения и причин объединения
3.вспомогательный материал: корзинка, фишки, прутики.

Ход урока.

Стадия вызова.

1. Какой период времени изучаем?
2. Когда я произношу фразу «Русь в XIII в», что приходит на память?
(ответы «собираются» в корзину при помощи фишек)

Вывод: Земли опустошены, упадок хозяйства и культуры. Забыты ремесла. Русь потеряла свою политическую и экономическую независимость.

3. Что делать в этой ситуации? (ответы «собираются» в корзину при помощи фишек)
4. Подтверждаем выводы ( ученик ломает по одному прутику, но весь пучок сломать не удалось)
Вопрос: Что олицетворяют сломанные прутья? Весь пучок?.

5.Какая главная задача стояла перед Русью в это время?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы «собираются» в корзину при помощи фишек) выбирается наиболее удачный

Стадия осмысления

Конец XIII в является периодом наивысшего дробления Руси.
Попытаемся это доказать, разбирая политическую систему – т.е. как в ситуации глубоко дробления складываются отношения между князьями.

Выполняем задание 1 по инструктивной карточке..

Проверка выполнения работы учащихся.

1.Какая часть схемы доказывает, что Русь находится в стадии наивысшего дробления?
2.В этом положении Русь может противостоять Орде?

3.А была ли возможность объединится?

Выполняем задание 2 по инструктивной карточке. Проверка выполнения работы учащихся.

Вывод. Таким образом к XIV в.сложились предпосылки к объединению русских земель. И все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе- хотели объединится.

1.Но как это сделать? (ответы «собираются» в корзину при помощи фишек)

Работа по карте: 2..Как вы думаете, какие русские земли могли возглавить объединение? Ответы учащихся.

Дополнение учителя: Казалось, больше шансов у Галицко-Волынского княжества – меньше пострадало, не так зависело от Орды, имело связи со странами Европы.
Такой же шанс имела Новгородская земля – от золотоордынцев не пострадала, отстояла свою независимость от шведов и немцев, экономически хорошо развита, является крупным торговым центром.

Но жизнь распорядилась иначе. Одним из центров который готов был возглавить объединение - стала Москва.
Физминутка. Встать, если слова принадлежат к теме Руси, присесть, если не принадлежат.
1.феодальная раздробленность, 2.иероглифы, 3.вотчина, 4. пирамиды, 5князь, 6. фараон, 7.бояре, 8. вече , 9.бамбук, 10. Москва. 11. Золотая Орда.

Летописец удивлялся: « И почему было Москве царством быти.
И хто то знал, что Москве государством слыти.

Выполняем задание 3 по инструктивной карточке. Проверка выполнения работы учащихся.

Москва - это летопись России, ее судьба.

Стихотворение о Москве.

Какова роль Москвы в объединении русских земель , узнаем на следующем уроке.

Стадия рефлексии:

Продолжите предложение – Сегодня на уроке

Домашнее задание: & 17. п1,2.

Подводятся итоги, выставляются оценки.









.