Конспект занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф]
муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Анжеро – Судженского городского округа
«Детский дом «Росток»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [В]-[Ф]
(Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе)
Учитель - логопед:
Коваленко И.А
Программные задачи:
Создать общую эмоционально - положительную атмосферу занятия. Оказать содействие в установлении дружеских отношений между детьми.
Закреплять умение различать сходные артикуляционно и акустически звуки «В», «Ф», соотносить образ звука и буквы.
Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа двусложных слов и предложений по условной схеме.
Развивать речевое дыхание.
Совершенствовать графические навыки.
Продолжать повышать значимость знания букв и звуков для успешного обучения в школе.
Оборудование:
индивидуальные карточки с заданиями, «клубочки» с буквами,
Карандаши
Тетрадные обложки
Здравствуйте, дорогие ребята, будущие первоклассники. Я рада видеть вас бодрыми, весёлыми и разрешите мне подарить вам частичку и моего хорошего настроения
Ритуал приветствия -
Все ребята в доме жили - Показать руками «дом» над головой
Меж собой они дружили - Подать друг другу руки
И смеялись так чудно:
Х И — ХИ — X И – хлопают в ладоши
ХА–ХА _притопывания обеими ногами поочередно
ХО-ХО-прыжки на носках.
Замечательная дружилка, правда? Вы можете подарить её всем своим друзьям.
Ребята, мы с вами знаем уже много звуков нашей речи и букв алфавита. Умеем их находить в словах, узнавать в напечатанном тексте. А наши друзья - буквы и звуки - такие шалунишки — всегда пытаются нас запутать! Вот и сегодня волшебница печь просит вашей помощи. Вы готовы ей помочь? Тогда я предлагаю вам распутать вот эти клубочки, и узнать, с какими звуками и буквами мы сегодня встретимся (дети разматывают клубочки, в которых каждый находит букву )
Назовите ваши буквы. А какие звуки в них прячутся? Произнесите их. Ребята, звуки [В] и [Ф] поссорились, все время спорят - кто из них лучше, кто нужнее? Как же нам помочь им помириться? (варианты ответов детей)
А что, если нам попробовать выполнить хитрые задания, найти спрятавшиеся в словах звуки и убедиться . что в речи важны и звук В и звук Ф . Я вам открою секрет — в конце занятия вас ждет приятный сюрприз, который вы для себя подготовите сами.
Предлагаю вам сесть за парты, будьте внимательны - место каждого обозначено на спинке стула карточкой с первой буквой его имени. (Дети рассаживаются за парты, согласно значкам с буквой имени Т-Таня, М – Максим и т. д)
Итак, первое задание: звуки - шалунишки спрятались от невнимательных ребят в слова. Но мы то их обязательно найдём! Карандашом синего цвета соедините картинки, где слышится звук «В» с букой Вэ, а зелёным карандашом соедините картинки со звуком «Ф» с букой эФ. Назовите слово, в котором два слога, три слога. Прекрасно!
В стране Звукарии живут две девочки Валя и Фая. Они всё время разбрасывают игрушки и не убирают их. А у вас в группе есть такие ребята? Помогите девочкам! Валя складывает в свой шкаф игрушки, в названии которых звук «В» слышится в начале слова, а Фая убирает игрушки, где звук «Ф» слышится в середине слова.
Вы замечательные помощники! Приступаем к выполнению следующего задания. С этой задачей смогут справиться только самые внимательные, самые зоркие ребята - необходимо на каждой полочке в магазине найти лишний предмет и обвести его, чтобы покупатели не запутались. (Вычленяют лишний предмет по принципу все начинаются на гласный звук, а один - на согласный «В» или «Ф», или наоборот, все со звуком «В» или «Ф» и один - с гласным звуком).Вы, наверное, немного устали? Давайте отдохнём: предлагается всем встать возле своих стульчиков. Произносим звук «В» на выдохе и опускаем плавно руки через стороны, на звук «Ф» - обнимаем себя, (фонетическая ритмика).
Четвёртое задание. Ребята, а какие вы знаете профессии? Оказывается, есть и такие профессии. в названии которых живут наши непоседливые звуки «В» и «Ф». Я предлагаю вам взять листок с изображением людей разных профессий и рядом с каждой картинкой в квадрат положить соответствующую букву. (Фотограф - Ф. врач - В. воспитатель - В....). Составьте предложение по одной из картинок и запишите его.
И, наконец, последнее испытание - на листочке найдите букву В (это выполняют девочки), Ф – ( выполняют мальчики) и обведите её. Найдите и обведите букву в предложенном тексте.
Ну что ж, ребята, вы грамотно и быстро справились с заданиями. Скажите, так какой же звук важнее «В» или «Ф»? Правильно - речь не может обойтись ни без одного звука. Здорово, если и звуки будут такими же дружными, как ребята в вашей группе. Вот и подошло время для обещанного сюрприза!
Вы выполняли задания на листочках, на каждом из них стоят цифры
от 1 до 5, сложите листочки по возрастанию цифр. Поглядите, ребята, да у нас получается настоящая книжка! Осталось только выбрать обложку! (Дети выбирают обложку для своей книги и скрепляем листочки с обложкой степплером). Вот теперь у каждого из вас есть выполненная своими руками книжка - помощница Волшебницы речи!
Спасибо всем! В следующий раз нас ждёт новый сюрприз и много интересных заданий. До встречи!