Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] – [З].


Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [С] – [З].
Тема: дифференциация звуков [С] – [З].
Задачи:
Развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем.
Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.
Формирование произвольных дифференцированных мимических движений.
Развитие общей моторики, тонкой моторики пальцев рук.
Оборудование: картинки с изображением совят, замка, самолета, соли, зайки, слона, забора, сапог, сыра, сабли, сумки, санок, стола, самоката, салатника, заколки, самовара; картинки с изображением трех елок, четырех желтеньких кружков, трех коров, пяти шариков.1.Организационный момент.
Здравствуй, у нас с тобой гости. К нам на занятие пришли два совенка Саня и Зоя. Логопед показывает ребенку картинку с изображением совят.
Какой звук находятся в начале имени Саня? Правильно, звук [С]. А в имени Зоя, какой первый звук? Правильно, звук [З].
Сегодня мы пойдем с совятами на прогулку и будем учиться распознавать звуки [С]и [З].
2.Дыхательное упражнение.
Пошли мы с совятами в лес, а там поднялся сильный ветер и стал сдувать листочки с деревьев.
Давайте покажем, как сильно он дует!
Вдох через нос, выдох через рот плавный, длительный.
Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.
Логопед делает упражнение, руки ребенка находятся на диафрагме. Логопед контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе.
3. Давай дадим характеристику этим звукам [С]и [З].
Чем похожи эти звуки?
Чем эти звуки отличаются друг от друга?
4.Пальчиковая гимнастика.
А ты знаешь, какие ягоды любят совята? Я тебе расскажу, а ты повторяй за мной слова и движения!
«ЗА ЯГОДАМИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
5. Совята хотят научить тебя говорить на своем языке. Слушай и запоминай, со мной вместе повторяй!
Логопед произносит слоги:
СА-ЗА-СА,
ЗА-СА-ЗА,
СА-ЗА-ЗА-СА,
ЗО-СО-СО-ЗО,
СУ-ЗУ-СУ-ЗУ
Подарки для Сани и Зои.
Вдруг совенок по имени Саня увидел возле пенька сундучок. Давайте посмотрим, что в этом сундучке? Ой, а там подарки для Сани и Зои! А чтобы узнать, кому какой подарок, нам нужно определить, какой звук находится в названии картинки. Если в названии картинки есть звук [З], то это будет подарок для Зои, а если в названии картинки есть звук [С], то это подарок для Сани.
Логопед показывает ребенку картинки с изображением замка, самолета, соли, зайки, слона, забора, сапог, сыра, сабли, сумки, санок, стола, самоката, салатника, заколки, самовара.Физкультминутка «А ну, попробуй! »
Совята хотят узнать, насколько ты быстр и сообразителен. Давай встанем и покажем им, какие мы ловкие!
А ну, попробуй ка, дружок,
От совят не отставать
И заданья сложные
Быстро выполнять.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделай ты наклонов.
Сколько желтеньких кружков,
Столько сделай ты прыжков.
Сколько на лугу коров,
Столько сделай ты хлопков.
Приседайте столько раз,
Сколько шариков у нас.
Логопед читает вопросы-двустишия и показывает ребенку соответствующую картинку.
Молодец! Все задания совят выполнены!
7 .
Мы идем по лесу, а с неба светит яркое солнышко, прямо нам в лицо. Его лучи очень яркие и слепят нам глаза. Чтобы не было больно глазам, давай их зажмурим. Ой, на небо набежали тучи и закрыли наше солнышко. Тучи большие и хмурые-хмурые. Давай нахмуримся так же как тучи. Давай сдуем эти тучи. Наберем в щеки воздух, подержим и сдуем его через «трубочку». Тучи рассеялись, и погода снова наладилась, у нас хорошее настроение, давай улыбнемся.
8.Игра «Наоборот».
Давай поиграем в игру «Наоборот». Я тебе буду произносить слоги со звуком [C], а ты попробуй заменить его на звук [З].
Логопед произносит:
- слоги [Са, со, су, сы, сэ];
- слова [Соя, суп, лиса, коса, сайка].
9.Итог занятия. Оценка деятельности.
Мне очень понравилось наше с тобой занятие. Тебе понравилось занятие? Каких животных мы сегодня встретили? Кто тебе запомнился больше?
Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с прошлым занятием.
Звук [С].
Звук [З].
Выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме.
По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох.
Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции.
Ребенок характеризует положение губ, языка при нормальной артикуляции звука [С], характеризует положение губ, языка при нормальной артикуляции звука [З].
Ребенок сравнивает звуки. Находит различия: при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание; напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].
Если ребенок затрудняется в ответе, логопед помогает ему, акцентируя его внимание на положение губ, языка при произнесении звуков [С] и [З], на работу голосовых складок.
Ребенок проговаривает слова, повторяет движения за логопедом:
Пальцы правой руки дотягиваются д пальцев левой руки – по очереди «здороваются», начиная с мизинца;
Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу;
Одновременно кончики больших пальцев правой и левой руки касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Пальцы обеих рук слегка сгибаются и прикладываются друг к другу.
Ребенок повторяет за логопедом.

Ребенок выбирает соответствующие картинки.
Выполняется стоя, ноги - на ширине плеч, руки на  поясе.

Ребенок считает количество нарисованных предметов и выполняет указанное движение заданное количество раз.
По соответствующей команде ребенок зажмуривает глаза, нахмуривает брови, надувает щеки, улыбается.
Ребенок образует:
- слоги [За, зо, зу, зы, зэ];
- слова [Зоя, зуб, Лиза, коза, зайка].
Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.