Урок. Начало раздробления Древнерусского государства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370
Урок по истории России
в 6 классе
Тема:
«Начало раздробления Древнерусского государства»
Разработала:
Арсланова О.Г.,
учитель истории
Петропавловск-Камчатский
2015-2016
НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Дата проведения: _____________
Цели: 1. Обучающая.
Объяснить закономерность феодальной раздробленности.
Дать представление об организации власти в русских княжествах.
2. Развивающая.
Продолжить развитие умения работать с исторической картой и историческими документами.
Раскрыть причины обособления княжеств и показать причины этого процесса.
3. Воспитательная.
На примерах исторической личности показать попытку восстановления единства и сплочённости Древнерусского государства.
Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.
Оборудование:
1. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, § 9.
2. Карта «Феодальная раздробленность Руси в XII-ХIII веках».
3. Атлас по истории России.
4. Рабочая тетрадь § 9 (1,2).
5. Портрет Владимира Мономаха. Шапка Мономаха. (Слайды на экране).
6. Схема «Потомки Ярослава Мудрого». (Слайд на экране).
Основные понятия и термины: феодальная раздробленность, усобицы, уделы.
Ход урока:
Орг. момент (1-2 мин.)
I. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
1. Княжеские усобицы во второй половине XI - начале XII вв.
1) Раздел земли Ярославом Мудрым.
2) «Очередной» порядок престолонаследия.
З) Наследники Ярослава Мудрого.
4) Любечский съезд князей.
2. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
3. Причины и последствия феодальной раздробленности Древнерусского государства.
1. Княжеские усобицы во второй половине XI - начале XII вв.
1) Раздел земли Ярославом Мудрым.
Проблемное задание. Учащимся ставится цель проследить процесс феодальной раздробленности на Руси и в последствии охарактеризовать основные причины этого процесса.
Учащиеся работают с картой на доске (1 ученик) и в атласах.
- найдите и покажите раздел земель Ярославом Мудрым между основными родственниками.
Изложение материала.
В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый, у него осталось пять сыновей. Между сыновьями и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил русскую землю, кроме Полоцкого княжества, так как эти земли отошли потомку старшего брата Ярослава – Изяславу Владимировичу.
Киев и Новгород достались старшему сыну – Изяславу. Он стал контролировать путь «из варяг в греки».
Черниговская земля и северо-восточная часть Муромской земли достались второму сыну – Святославу.
Переяславль и Суздальская земля достались третьему сыну – Всеволоду.
Смоленск получил Вячеслав.
Владимир-Волынский получил Игорь.
Ростовский удел среди владений Всеволода достался племяннику Ростиславу.
2) «Очередной» порядок престолонаследия.
На слайде изображена схема «Потомки князя Ярослава Мудрого». Объяснение на примере данной схемы.
Князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями, то есть были его наместниками. Когда умирал отец, его место занимал старший сын, а младшие должны были его почитать подчиняться ему как отцу. Впоследствии во главе рода поочерёдно вставали старший в каждый данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, после смерти последнего из братьев – переходил к старшему племяннику. Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его малых сородичей на одну ступень вверх. Покидая менее богатую и почётную область, князь переходил в более богатую и почётную, а на его место являлся следующий по очереди старшинства. Этот порядок был «очередным».
?- Но что происходило, если князь умирал, не дойдя до киевского престола, то есть не побывав старшим?
- Дети этого князя теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями», были лишены всех прав на великое киевское княжение и оставались навсегда на своих наследственных владениях.
Вопросы по схеме:
?- Кому княжить во Владимире-Волынском в случае смерти Вячеслава Ярославича?
? Кому княжить в Киеве после смерти Ярослава Мудрого?
?- В 1093 году умер последний из Ярославичей – Всеволод. Кому теперь княжить в Киеве?
3) Наследники Ярослава Мудрого.
Учащиеся работают с текстом учебника на с. 74-75, рассматривают иллюстрацию: «Восстание в Киеве в 1068 году: киевляне разрушают тюрьму, князь Изяслав бежит из города» (миниатюра из русской летописи) и отвечают на вопрос:
?- Кому доверял Ярослав Мудрый в последние годы жизни ведение дел?
?- Почему распался союз Ярославичей?
4) Любечский съезд князей.
Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 75-76: «Памятник в ознаменование 900-летия съезда князей в Любече» и «Сражение княжеской дружины с половцами» (миниатюра из русской летописи).
Земля русская изнемогала от княжеских раздоров и набегов половцев. В 1097 году Владимир мономах выступил с инициативой прекратить усобицы между князьями. В городе Любече князья собрались на съезд:
- Святополк Изяславич,
- Владимир Всеволодович,
- Давыд и Олег Святославичи,
- Давыд Игоревич,
- Василько Ростиславич.
Князья дали клятву – прекратить усобицы, сообща бороться против общего врага – половцев. Князья провозгласили принцип взаимоотношений: «Каждый да держит отчину свою». Это означало, что отныне каждый из них будет править самостоятельно на земле, которая досталась ему от отца. Русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Киев считался главным городом Руси, и правил там старший великий князь.
Учащиеся делают вывод: решения Любечского съезда закрепляли не объединение, а разъединение Руси.
Учащиеся работают с картой: «Феодальная раздробленность Руси в XII-ХIII веках», (1 человек у доски, остальные - в атласах и рабочих тетрадях с. 27), находят и показывают территории, которыми стали править князья согласно решению Любечского съезда:
Владимир-Волынский закреплён был за Давыдом Игоревичем,
Червенские города – за Ростиславовичами,
Перемышль – за Володарем,
Теребовля – за Васильком.
Вывод: прекратить усобицы не удалось.
2. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Заранее подготовленные учащиеся выступают по теме «Владимир Мономах. 1113-1125», рассматривают слайды на экране. Используются фрагменты текста из энциклопедии «Правители России».
Изучается документ на с. 84-85.
?- Дайте характеристику политики Владимира Мономаха.
3. Причины и последствия феодальной раздробленности Древнерусского государства.
Учащиеся работают с картами в атласах и рабочих тетрадях на с. 27: «Киевская Русь в IX – начале XII вв.»; «Раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII вв.», подписывают земли и княжества.
Учащиеся отмечают, что Киевская Русь в IX – начале XII века была единым государством и на карте оно обозначено зелёным цветом. Русь в XII – первой четверти XIII века уже не единое государство, она раздроблена на «отчины», и на карте мы видим не единую цветовую гамму, а разную, как лоскутное одеяло.
?- Что означает термин «феодальная раздробленность»? (запись в тетради)
?- Вспомните, что послужило началу феодальной раздробленности в Западной Европе и назовите её признаки.
Учитель, обобщая суждения учащихся, делает вывод:
Феодальная раздробленность – это закономерный процесс, который не миновали государства Европы и Азии.
Причины феодальной раздробленности в Западной Европе
1) Господство натурального хозяйства.
2) Развитие феодальных отношений.
3) Создание каждым феодалом собственного аппарата власти (суд, отряд воинов, управляющие и т.д.)
?- Почему отделились друг от друга русские земли?
Учащиеся определяют основные причины, а затем отмечают их в рабочей тетради на с. 26 (2).
Причины феодальной раздробленности на Руси
1) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, который отстаивал бы их интересы.
2) В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола.
3) Князья наместники имели свой аппарат управления.
4) Оседание княжеской дружины на земле.
5) Упадок Киевской Руси из-за княжеских усобиц и половецких набегов.
6) Возвышение новых городских центров.
7) Упадок торгового пути «из варяг в греки».
8) Хозяйство в вотчине носило натуральный характер.
9) Бояре перестали нуждаться в покровительстве князя, превращались в независимых правителей своей округи.
Вместе с учителем учащиеся определяют и записывают в тетрадь:
Основные последствия феодальной раздробленности в XII – XIII веках
Положительные
Отрицательные
расцвет городов;
расцвет культуры;
развитие хозяйственной жизни;
сохранение единого языка, единой культуры и общности
постоянная борьба между феодалами;
конфликты между боярами и князьями;
дробление княжеств между наследниками;
ослабление обороноспособности Руси
Русь раздробилась на 15 самостоятельных княжеств.
Учащиеся продолжают работать с картой в атласах и рабочих тетрадях на с. 27: «Раздробленность Руси в XII–первой четверти XIII вв.», показывают самые крупные княжества и их центры.
Киевское княжество – центр Киев,
Черниговское княжество – центр Чернигов,
Северское княжество – центр Новгород-Северск,
Новгородская земля – Новгород Великий,
Галицко-Волынское княжество – центры Галич и Владимир-Волынский,
Владимиро-Суздальское княжество – центр Владимир-на-Клязьме,
Полоцкое княжество – центр Полоцк,
Смоленское княжество – центр Смоленск.
В каждом княжестве: была княжеская династия, имелось войско, осуществлялась самостоятельная внешняя политика, имелись свои меры длины и веса, чеканились свои монеты.
Могущественные князья стали именовать себя великими князьями. В крупных княжествах выделяются уделы – наследственное земельное держание младших членов княжеского рода. Эти князья были вассалами великих князей. Все отношения между князьями регулировались или обычаями, или соглашениями.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что:
Раздробленность Древнерусского государства не привела к исчезновению Русской земли как единого целого. Остались: единый язык, единая культура, единая народность, единая вера – православие, связи между русскими землями и общие законы. Центром Руси оставался Киев. В нём проживал митрополит. Православная церковь осуждала усобицы и старалась примирить князей, призывала к единству Руси.
II. Закрепление изученного материала.
1. Учащиеся повторяют понятия и термины, отвечают на вопросы.
2. Работают с картой в рабочей тетради с. 27:
- показывают направления походов русских князей в борьбе с кочевниками;
- показывают границы русских княжеств после раздробления Руси.
III. Подведение итогов урока. (5 мин.)
Домашнее задание: § 9, работать по вопросам и заданиям 1-5. Документ с.83-84. Контурная карта с. 3, задания 1,2,4,5. Рабочая тетрадь § 9 (3,5), знать даты, новые понятия и термины.
13PAGE 15
13PAGE 14515