Урок по теме Начало раздробления Древнерусского государства 6 класс


Урок по истории России 6 кл
Учитель: Сафонова Оксана Витальевна МАОУ СОШ №36 г. Улан-Удэ

Тема: Начало раздробления Древнерусского государства
Цели-
- выяснить закономерности феодальной раздробленности,
- раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса;
-развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;
-учить выделять главное, сравнивать; ставить и решать проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях, последствиях, развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой; овладение основными понятиями темы
Метапредметные:
развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документами.
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к роли личности в истории

Тип урока - изучение нового материала.
Форма урока - проблемно-диалоговый
Оборудование: карта, раздаточный материал для работы в группах, компьютер, проектор
УМК: «История России с древнейших времен до конца XVI века» Данилов А. А., Косулина Л. Г. 6 класс. Издательство «Просвещение», 2013
Ключевые термины: раздробленность, уделы, экономика, эксплуатация.
Даты: 1068, 1097, 1113-1125

1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сафонова Оксана Витальевна. Я рада знакомству с вами. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем
Садитесь, пожалуйста

2. Актуализация опорных знаний

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древней Руси. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о данном периоде:














Задание для работы с текстом:

Выполнив задание, сверьте его выполнение с эталоном на экране.
Критерии оценки
13-15 правильных ответов – «5»
11-12 правильных ответов – «4»
8-10 правильных ответов – «3»
Молодцы, все справились с заданием успешно

3. Мотивационная беседа. Постановка проблемы.
Совместное формулирование целей и задач.
О правлении, какого князя шла речь в отрывке?
Правильно, о Ярославе Мудром.
Определяем проблему
Учащимся предлагается два высказывания
А) Из «Слова о погибели Русской земли» (начало XIII века )
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская!
Все страны покорил Бог народу христианскому... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болот на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем».
Б) Справочные сведения о развитии раздробленной Руси
Учёные-историки, опираясь на летописные упоминания и данные археологических раскопок, подсчитали число древнерусских городов. В конце XI века – до распада государства – на Руси было около 90 городов. После распада государства – к концу XII века – их число увеличилось до 224. Ещё через 50 лет – к 30-м годам XIII века – на Руси было уже 300 городов.
Как ты думаешь, какие события автор начала XIII века называет «погибелью Русской земли», сравнивая своё время со временами Владимира Мономаха?

Определяем проблему:
Раздробленность Руси – ЭТО «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»?
Мы начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название «Раздробленность»
- Давайте вспомним из истории средних веков определение раздробленности?
(это период обособления отдельных земель (княжеств) во главе с правителями (князьями).

Тема урока на слайде: Начало раздробления Древнерусского государства.
Давайте поставим цель нашего сегодняшнего урока:
(учащиеся самостоятельно определяют цели урока, после их корректировки, они появляются на слайде)
-познакомиться с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и последствия раздробленности;
-учиться анализировать исторические документы, работать с картой;
-выделять главное, определять значение событий.
Открываем новые знания
План (слайд)
1.Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
2.Любечский съезд князей.
3.Правление Владимира Мономаха.
4.Причины и последствия раздробленности.

3. Объяснение учителя. Составление схемы. Продуктивное чтение. Заполнение таблицы.
-Когда умер Ярослав Мудрый? (в 1054 г.) Перед смертью он разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные центры - трем старшим:
заполним схему:
Изяслав Святослав Всеволод
Киев Чернигов Переяславль
Первое время правили сыновья по заветам отца своего - в мире и согласии, но
обострилась ситуация на южных рубежах Руси: вторглись воинственные половецкие племена - грабители и безжалостные убийцы.
Задание: Найдите в первом пункте параграфа §9 описание половецких набегов. Дайте им свою оценку.
Союз Ярославичей распался - предположите, как это произошло. Выводы: началась бесконечная череда княжеских усобиц, в которую были втянуты сыновья, а затем и внуки Ярослава Мудрого. Враждовавшие между собой князья нередко прибегали к помощи половецких отрядов.
-Русская земля изнемогала от княжеских раздоров, от половецких набегов и состоялось в это тяжелое время историческое событие – Любечский съезд князей (иллюстрация).
Работа в группах.
Задание 1: заполнить таблицу (см. приложение) - при выполнении задания используйте текст учебника - пункт 2, а также документ на с.83-84- мы учимся анализировать событие по разным источникам. Вы стараетесь заполнить все линии анализа съезда.
Проверка выполнения (слайд)
1-дата-1097
2-инициатор-В. Мономах
3-решения-1-объединиться против половцев;
2-каждый князь будет править самостоятельно в земле, доставшейся от отца;
«каждый да держит отчину свою»
3-поддержание мира и согласия.
4-значение-закрепил разделение Русской земли на отдельные княжества;
положил начало объединению русских военных сил против половцев.
Оцените выполненное задание, сравнив с эталоном на слайде




Промежуточное оценивание.
4- Анализ исторической личности.

В 1113г. В Киеве было восстание и вокняжение Владимира Мономаха. А было ему уже 60 лет-возраст почтенный. Посмотрите, как выглядел князь (портрет). Мудрый - да, но все же пожилой человек. Так почему же старика пригласили княжить в Киев?
Ответ вы найдете в видеофрагменте и попробуете себя в роли историков, дав оценку делам князя.
В ходе работы и обсуждения в группе запишите в тетрадь ключевые фразы, слова о князе; его дела.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ссылка на фильм про Владимира Мономаха

Проверка выполнения. В тетради - запись даты 1113-1125.
Итак, каким был князь? Сделайте вывод
(Жизнь В. Мономаха-пример высокого служения своей стране. Он был великодушным, смелым, человеком с государственным умом. Мира достигал не только войнами, но и дипломатией)
-После смерти Владимира и короткого правления его сына Мстислава, раздробленность на Руси стала фактом.
Физминутка через 20 минут после начала урока
5. Работа с картой. Сравнительный анализ.
-Рассмотрите внимательно карту Руси в 11-12вв. (стр.52 и 82 в учебнике и карту «Русь 12века» на доске). Сравните их, назовите отличия.
(В 11в. Русь единое государство, в 12-распадается на княжества, теряет территории на юге и продвигается на северо-восток.)
6. Работа в группах.
Теперь рассмотрим причины и последствия феодальной раздробленности:
Организуем работу по группам с заданиями:
Каждая группа заполняет рабочие листы (см. приложение).
Задание 3: из списка причин раздробленности поставьте рядом с экономическими причинами букву Э, а рядом с политическими букву П.
1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.
2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.
4. Возвышение новых городских центров.
5. Упадок торгового пути «из варяг в греки»
6. Рост крупного землевладения.
7. Изменения в хозяйстве страны, появление эксплуатации (присвоение результатов чужого труда)



Задание 4: в списке приведены причины и последствия раздробленности, выберите только последствия раздробленности для страны (то есть к чему она привела), разделив их на положительные и отрицательные. Около положительных поставьте +, около отрицательных -

Рост экономики княжеств.+
Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.-
Более мелкими княжествами легче управлять.+
Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.+
Не прекращались усобицы между князьями.-
Обогащение культуры.+
Нападение кочевников.-
Княжества подолжали дробиться.-
Рост городов .+


Был ли распад Руси окончательным и полным?
Раздробленность Руси – ЭТО «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»?: возвращение к проблеме урока.
Посмотрите еще раз на карту, вглядитесь в княжества - самое большое - Новгородское в северо-восточном углу русских земель; Киевское - на юге; Галицко-Волынское - в юго-западной части.
7. Формулирование выводов.
-Итак, Русь в середине 12 в раскололась на 15 самостоятельных княжеств. В каждом - своя династия, свое войско, деньги, меры длины и веса. В пределах крупных княжеств выделялись уделы. В 13в. княжеств стало 50, а в 14в. - 250 (это все из-за разрастания династии Рюриковичей).
Но раздробленность не означала «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ», конец существования Древнерусского государства. Единство страны сохранилось, т. к. общими остались язык, церковь, система обороны, культура, идея государства, «Русская правда». Древняя Русь не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство, но имелись как положительные, так и отрицательные последствия.
-Сравним наши выводы с авторскими.
8. Рефлексия.
-Как вы думаете, нам удалось решить задачи урока? Давайте обратимся к плану все ли пункты изучены и понятны?
Итак, наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо и плодотворно работали. У каждой группы на столах цветные лепестки ромашки, каждый цвет означает вашу оценку уроку и своей работе на нем. Обсудите в группе, какого цвета лепесток вы выберите, напишите на нем ваши впечатления от урока и пожелания своим одноклассникам.
Один представитель от группы вывешивает свой лепесток на доску.
Спасибо за хорошую работу на уроке.

9. Подведение итогов. Выставление оценок
10. Домашнее задание в дифференцированной форме на выбор
1 - с.83 вопросы 1-5 устно
2 - выполнить работу по контурной карте (раскрасить разными цветами и подписать наиболее крупные земли и княжества, на которые распалась Русь в середине 12века).
3 - составить рассказ на тему: «Была ли раздробленность неизбежной?»



























Группа №1
Лист с заданиями для работы в группах.
Задание 1
Задача: заполнить таблицу «Любеческий съезд князей» - при выполнении задания используйте текст учебника - пункт 2, а также документ после параграфа. Мы учимся анализировать событие по разным источникам. Вы стараетесь заполнить все линии анализа съезда.
Дата проведения съезда


Инициатор созыва съезда


Решения съезда





Значение съезда





Задание 2
Анализ исторической личности: Владимир Мономах
Факты и мнения: просмотр видеофрагмента
Задание 3:
из списка причин раздробленности выберите экономические и политические, поставив рядом с экономическими букву Э, а рядом с политическими букву П.
Используйте материал п.4 §9
1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.
2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.
4. Возвышение новых городских центров.
5. Упадок торгового пути «из варяг в греки»
6. Рост крупного землевладения.
7. Изменения в хозяйстве страны, появление эксплуатации (присвоение результатов чужого труда)
Задание 4
в списке приведены последствия раздробленности для страны (то есть к чему она привела), разделите их на положительные и отрицательные. Около положительных поставьте +, около отрицательных –

Рост экономики княжеств.
Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.
Более мелкими княжествами легче управлять.
Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.
Не прекращались усобицы между князьями.
Обогащение культуры.
Нападение кочевников.
Княжества продолжали дробиться.
Рост городов.

Лист самооценки_______________________________

№ п/п
Деятельность учащегося
Критерии самооценки
Самооценка
Критерии оценки одноклассника
Оценка одноклассника (Ф. И.)

1
Формулировка проблемы, темы урока, целей урока
Ясам смог определить тему, цель урока-2 балла.
Я смог определить только тему урока 1 балл.
Я не смог определить тему, цель урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении темы урока, цели урока - 1 балл.
Не принимал участие в определении темы урока, цели урока 0 баллов.



2
Что я буду делать для достижения цели.
Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.
Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл.
Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов.



3
Заполнение таблицы «Любеческий съезд русских князей»
Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.


Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.



4

Работа в группе для оценки деятельности Владимира Мономаха

Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.


Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.



5
Задание 3а
Сделал все в тетради сам 2 балла.
Сделал больше половины сам – 1 балл
Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился с заданием 1 балл.
Не справился с заданием 0 баллов.


6
Задание 3б
Сделал все в тетради сам 2 балла.
Сделал больше половины сам – 1 балл
Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился с заданием 1 балл.
Не справился с заданием 0 баллов


7
Выполнение теста
Сделал все в тетради сам 2 балла.
Сделал больше половины сам – 1 балл
Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился с заданием 1 балл.
Не справился с заданием 0 баллов


8
Выбор домашнего задания
4 балла – выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера.


Не оценивается


Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
Рисунок 3