Конспект урока по русскому языку на тему «Обобщение по теме «Имя числительное». Урок-сказка.
Открытый урок русского языка. Урок-сказка для 6 класса.
(Добрынина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская СШ» г. Шенкурск).
Тема урока: «Обобщение по теме «Имя числительное».
Тип урока: нетрадиционный урок закрепления, повторения пройденного материала “урок-сказка”.
Цель урока: (Ставит для себя учитель)
Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя Числительное». (Имя числительное как часть речи, простые и составные числительные, мягкий знак на конце и в середине числительных, разряды количественных числительных, числительные, обозначающие целые числа, количественные, порядковые числительные, склонение числительных. Работа над орфографической зоркостью. Развитие кругозора учащихся).
Задачи:
1. развивающая – развить логическое мышление, память, внимание;
2. воспитательная – воспитывать доброту, уважение к героям сказки, развивать интерес к предметам математика, литература и русский язык.
Цели урока: (ФОРМУЛИРУЮТ ДЕТИ).
Подготовиться к контрольной работе (повторить, обобщить, закрепить изученный материал).
Наглядные пособия и оборудования к уроку: Ноутбук, медиапроектор, раздаточный материал (набор карточек в именном конверте), телеграмма, карточки для рефлексии (грибы), корзинка, оценочные таблицы, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I.Слово учителя. Эмоциональный настрой. (Учитель включает отрывок из музыкального сопровождения передачи «В гостях у сказки»).
- Ребята, вы знаете, что это за музыкальное произведение? (ответы детей).
- Как вы думаете, сегодня будет обычный урок? (ответы детей, предположения).
- Правильно, сегодня мы попадём в сказку.
II. Определение темы урока, постановка цели. (Загадку читает учитель или один из подготовленных учеников). (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 2)
Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Смотря чего, не нам же знать.
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый, второй,
Сто тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь.. (имя числительное).
- Молодцы! Все отгадали загадку. А скажите, что мы изучили о числительном? (ответы детей).
- Как вы думаете, мы всё изучили? (ответы детей).
- Ну, а раз всё изучили, значит, вы определите тему. (ответы детей).
- Верно. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 3)
- Вы уже знаете, что после изучения темы мы обобщаем и повторяем материал. А кто готов поставить цель? (ответы детей: Подготовиться к контрольной работе (повторить, обобщить, закрепить изученный материал).
- Молодцы, я тоже так думаю. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 4)
III. Повторение, обобщение, закрепление материала.
- Поскольку урок сказочный, нам нужно познакомиться с героями.
Знакомьтесь: в городе Числограде живут Его величество Имя Числительное и царевна Нуллия. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙДЫ 5,6)
(ДАЛЕЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАРЕЗКУ ПЕСЕНКИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА: «Днём во втором часу заблудилась принцесса в лесу» ИЛИ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ СИТУАЦИЮ).
- Нам пришла телеграмма, что в сказочном лесу заблудилась царевна Нуллия. Она пошла за грибами, сбилась с дороги и не может попасть домой. Помогите ей. Давайте пойдём вместе с ней по тропинке и посмотрим, как помочь принцессе добраться до Числограда.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 7)
- Идёт царевна по лесной дорожке, а лес всё темнее, под ногами болото чавкает, страшно стало Нуллии. Как же через болото перейти? А тут как раз водяной захотел посмотреть, кто его покой нарушает.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 8)
- Обещал он помочь Нуллии, но только в том случае, если она правильно задания выполнит. Поможем царевне, ребята?
ЗАДАНИЕ 1.
- У вас на столах лежат конверты с вашими фамилиями. Достаньте карточки, оценочные таблицы, возьмите карточку под № 1. Выполните задания.
Карточка №1. Продолжите предложения:
1. Все числительные по значению делятся на _________________________________2. Среди количеств. числительных выделяются________________________________
3. Количеств. числительные по составу бывают________________________________
4. Числитель дроби представляет собой_______________________числительное, знаменатель – ________________________________
- Проверим. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 9)
- У кого всё верно, поставьте себе плюсики за первое задание в оценочную таблицу.
- Но ведь в сказках принято выполнять три задания, правда? Поэтому для Нуллии и для вас второе задание. Водяной просит сформулировать правило.
ЗАДАНИЕ 2.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 10)
- Нужен смельчак. Кто сформулирует правило по слайду?
(ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА СПРАШИВАЮ СЛАБЫХ УЧЕНИКОВ, 2-3 ЧЕЛОВЕКА, Т.К. С ПОДОБНЫМИ ЗАДАНИЯМИ СПРАВИТЬСЯ ЛЕГКО; ОБЫЧНО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ СЛАБЫХ УЧЕНИКОВ Я ПРОШУ ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛО ТАК: ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ДО 40 – Ь на конце, ПОСЛЕ 40- Ь в середине).
- Молодцы, поставьте себе плюсик в оценочный лист в графу дополнительное задание. А я вам ещё раз напомню:
Мягкий знак на конце и в середине числительных:
Пятьдесят и двадцать пять-
Где же мягкий знак писать,
На конце иль в середине,
Кто подскажет мне опять?
Цифра сорок разъяснит
И всё быстро объяснит.
Она магическая цифра,
И мне весело твердит:
Кто передо мной идёт,
Мягкий знак в конце несёт.
А кто после - делай так: Ставь в середину мягкий знак.
ЗАДАНИЕ № 3.
- Выполните ещё одно задание. Записи делайте в карточке №2, не забудьте подчеркнуть вариант (или обведите в овал).
·(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 11)
Карточка №2 Запишите числительные:
1 вариант: с ь на конце, 2 вариант: с ь в середине.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверим. Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте, всё ли верно. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 12) У кого всё верно, поставьте плюсики в таблицу.
- Вот какие все молодцы, помогли царевне справиться с заданиями. Перекинулся через болото волшебный мостик, и Нуллия пошла дальше.
Шла-шла, устала. А вы не устали? (ответы детей).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 13)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
- Молодцы, можно присесть за парты. Идёт царевна дальше. А лес всё гуще и темнее. Боится Нуллия. Но вдруг видит в чаще избушку, а в избушке старушку. И, конечно, вы уже догадались, кого она встретила. (ответы детей).
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 14)
- Да, вы правы, Баба-Яга преградила путь царевне. Не хочет ей дорогу показать, пока та задания не выполнит. А задания сложные! Плачет Нуллия.
Но ведь мы ей поможем? Разве друга в беде оставляют? (ответы детей).
ЗАДАНИЕ 4. Карточка № 3.
- Кто расскажет правило? Кто хочет дополнительный плюсик? Когда мы употребляем ОБА, когда ОБЕ? (спрашиваю по желанию 1-2-3 чел.).
Карточка № 3. Вставьте вместо точек числительные оба, обе в нужном падеже.
а) У _______________сестёр были одинаковые платья.
б) По ________________ берегам реки был сосновый бор.
в) ___________ дочерей и ____________ сыновей родители послали учиться в город.
г) Склоны _____________оврагов размыты дождями.
д) Девочка крепко держала куклу __________________ руками.
е) В __________________ случаях ответ был неверным.
- Проверим. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 15). Поставьте плюсики, у кого нет ошибок.
- Справилась царевна с нашей помощью с первым заданием, а у Бабы-Яги второе готово, ещё сложнее первого. Вы не очень любите такие задания. Что за задание будет, кто догадался? (ответы детей).
ЗАДАНИЕ 5. Карточка № 4. (ПОКА ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ, МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ НЕГРОМКУЮ МУЗЫКУ, ПОДХОДЯЩУЮ ДЛЯ СИТУАЦИИ).
Карточка № 4. Склонение числительных.
Склоняем числительные (семьсот, сто)
И. п._________________________________
Р. п.__________________________________
Д. п.___________________________________
В. п.____________________________________
Т. п._____________________________________
П. п.________________________________________
- Проверяем. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 16). Не забываем о плюсиках в таблице.
(ДАЛЕЕ, ЕСЛИ ПОЗВОЛЯЕТ ВРЕМЯ, БАБА-ЯГА ПРЕДЛАГАЕТ ЕЩЁ ОДНО, ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ).
ЗАДАНИЕ 6. (КАРТОЧКА №5)
Карточка № 5. Запишите ответы на вопросы, используя числительные (НЕ ЦИФРАМИ ЗАПИСЫВАЕМ!!!)
1. Сколько лет жили старик со старухой в сказке «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?___________________________________________2. Сколько богатырей было в сказке «О мёртвой царевне»?_____________3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?_________________4. Сколько было мушкетёров в названии романа А.Дюма?_______________5. Сколько было месяцев в известной сказке Маршака? ___________________
(30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев)
- Проверим. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 17). Поставьте плюсики.
- Показала Баба-Яга путь царевне. Идёт Нуллия дальше. И вдруг лес начал редеть, вот и знакомая дорожка. Обрадовалась Царевна, шагу прибавила.
- Пока она торопится побыстрее выйти из леса, мы с вами
ЗАПИШЕМ Д/З: (ОНО БУДЕТ В ЭЛЕКТРОННЫХ ДНЕВНИКАХ)
Подготовиться к контрольной работе, ответить на контрольные вопросы на стр. (в зависимости от УМК).
VI. ИТОГИ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ.
- А теперь подсчитаем свои плюсики (дополнительные плюсы за правила пока не учитываем).
(ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ВРЕМЕНИ ХВАТИЛО НА ВСЕ 6 ЗАДАНИЙ; если времени не хватило – корректируем нормы оценки).
-5 плюсов- «5», 4 плюса – «4», 3 плюса – «3». Теперь добавим плюсы за правила (те, кто отвечал).
-ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК В ОЦЕНОЧНУЮ ТАБЛИЦУ. СЛОЖИТЕ ВАШИ ТАБЛИЦЫ И КАРТОЧКИ В КОНВЕРТЫ.
Рефлексия: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 18).
Чтобы царевна Нуллия не вернулась домой с пустыми руками, поможем ей
собрать грибы. Оцените своё эмоциональное состояние на уроке:
1)Мне было комфортно, я доволен работой.
2)Я хотел бы получить оценку получше.
3)Мне было некомфортно.
1) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 2) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 3) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сложите грибы в корзинку, я передам Нуллии.
СПАСИБО ЗА УРОК (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙД 18).