Урок в 6 классе Обобщение по теме Имя числительное
Обобщение по теме « Имя числительное».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок – игра.
Цели:
повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рисунки,словари, колокольчик-звонок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ХОД УРОКА
I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 6 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
Для этого мы поиграем в "Третий лишний":
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)
– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.
II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
1. Домашнее задание – Блиц-опрос:
Цель: проверить знание теории.
дать определение числительного.
на какие две группы делятся числительные?
чем отличаются простые числительные от составных?
назовите разряды количественных числительных.
какие числительные склоняются, как существительные 3-его склонения?
как склоняются составные количественные числительные?
какие числительные имеют только две падежные формы?
как склоняются дробные числительные?
как склоняются порядковые числительные?
в чём особенность склонения собирательных числительных?
в каких числительных пишется Ь в середине?
каким членом предложения может быть числительное?
2. Индивидуальная работа у доски:
1) синтаксический разбор предложения
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)
2.Работа в парах: склонение числительных.
I вариант: 93 года; II вариант: 93 год
Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненное задание. Сверьте с моими ответами. Поставьте оценки. Кому удалось выполнить эту работу без ошибок? А кому придется подучить эту орфограмму?
– В чём отличие?
(I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)
III. ПЕРЕМЕНА.
Прочитайте ребусы:
Ребусы
IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.
Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.
2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.
У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!
Ответ: три (сто (2 р.), двух).
РАБОТА В ГРУППАХ:
Задание 1 группе: составить рассказ , включив в него как можно больше числительных
Задание 2 группе: найти в словарях пословицы, поговорки или фразеологизмы, в составе которых есть числительные
V. ПЕРЕМЕНА.
– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?
Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.
VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.
Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
( обозначить орфограммы)
47 + 15 =
189 – 33 =
72 : 12 =
18 Х 10 =
Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.
VII. ПЕРЕМЕНА.
– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)
2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)
3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)
УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.
Встаньте. Пот порядку номеров рассчитайтесь. (с первой парты) Запомните свой номер.
(затем учитель спрашивает у 3-4 учащихся, какой у него порядковый номер)
а) Числительные какого разряда вы использовали сейчас? Почему порядковые?
б) На каком уроке вы используете порядковые числительные? (физ-ра)
– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – поднимите правую руку вперёд, в конце – левую, если его в слове нет – обе руки поднимаем вверх.
Семьсот, одиннадцать, сорок;
шестнадцать, восемьдесят, двести;
девятьсот, девятнадцать, девяносто.
VIII. УРОК ИСТОРИИ.
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)
2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)
– Все ли слова были понятны?
Словарная работа:
Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?
IX. ПЕРЕМЕНА.
– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.
XII. УРОК БИОЛОГИИ.
Не спутай кармашки
– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат карточки для проведения тестовой работы в занимательной форме. Хорошо ли вы знаете разряды числительных? На карточках написаны числительные, на доске расположены кармашки с названиями разряда числительного .
Рефлексия
Что удалось
Над чем нужно поработать
XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
о 5
7 я
7
е 2
с 3 ж
100 л