Разработка урока литературы на тему « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева «Кусака») для 7 класса


Староафонькинский филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Салейкино муниципального района Шенталинский
Самарской области

Разработка урока литературы на тему
« Мы в ответе за тех, кого приручили»
(по рассказу Л. Андреева «Кусака») для 7 класса

Выполнила:
Меркулова З.Х., учитель
русского языка и литературы

д.Старое Афонькино2014г.
Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»).
Эпиграфы: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...» Антуан де Сент-Экзюпери.
«Сердце в людях бывает слепое».
А. Платонов.
«Глаза без души слепы, уши – глухи» (пословица).
Цели урока: 1. Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, поэзию и музыку; анализ рассказа
«Кусака»;
2. Развитие устной и письменной речи через диалог;
3. Развитие творческих способностей;
4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки
зрения.
Оборудование: магнитофон, музыкальные пьесы П.И. Чайковского «Времена года» («Октябрь. Осенняя песня»); рисунки, открытки с изображением собак; стихотворения Э. Асадова; высказывания известных людей.
Парты в классе расставлены П-образно, чтобы дети могли видеть друг друга.
Рассказ прочитан на прошлом уроке, кроме 5 главы. Детям было дано домашнее задание: написать своё продолжение рассказа «Кусака».
Ход урока:
Оргмомент.
Объявление темы и целей урока, чтение эпиграфов.
Стадия вызова.
Учитель: Ребята, вы дома придумали свой конец рассказа «Кусака». Давайте их послушаем. (Дети читают свои домашние сочинения).
Приложение №1.
Делаем вывод: В основном дети придумали счастливый конец.
Составление «Дерева предсказаний»
Леля вернётся за Кусакой Леля не вернётся за Кусакой
Что будет дальше? Чем закончится рассказ?
Она любит
Куса-куОна добрая
Они возьмут другую собаку (породистую)
Ей мама не разрешит

(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)
У. А теперь послушаем, какое окончание рассказа у Л.Андреева.
(На фоне музыки П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня » учитель читает конец рассказа. 5 глава). Пауза. Музыка звучит громче, настраивая ребят на беседу.
У. Вот такой печальный конец рассказа « Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет? (Дети говорили о том, что она плачет, ей плохо, она снова осталась одна, она никому не нужна…)
3. Стадия осмысления.
Аналитическая работа над текстом рассказа.
У. Что она, наверное, подумала о людях? (Дети с сожалением говорят, что Кусака подумала, что люди жестоки, бессердечны, у них сердце слепое…)
У. Каким настроением проникнут рассказ Л. Андреева?
-- Что на уроке усилило грустное настроение? (Музыкальное сопровождение).-- Особенно какие строчки созвучны с этой музыкой? Почему вы так считаете?
(Музыка П.И.Чайковского созвучна осеннему пейзажу и соответствует чувству приближающегося одиночества и т.д.)
У. Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры. (Вместе с ребятами составляем на доске кластеры).
нежность
любовь
добро
Нравствен-ностьсочувствие
тепло
сердечный

жестокость
лёд
зло
Безнрав-ственностьбессердечность
холодное сердце
камень

У. Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке? (Дети высказывают свои мнения: безнравственно, бездушно, жестоко…)
У. Писатель свою позицию поясняет так : «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
-- Ребята, сейчас напишите слова- ассоциации, которые возникают у вас при слове «собака». ( Собака – друг человека, верность, большое понимание, любимый друг, преданные глаза и др.).
-- А как вы понимаете слово «душа»? У кого она бывает? (Душа – это то, что живёт внутри человека; это доброе сердце; это что-то тёплое внутри человека; это нельзя увидеть глазами, но можно почувствовать, у кого она есть; второе сердце и др.)
(По словарю Ожегова читаем значение слова «душа»). Делаем вывод: Значит, и человек, и животное чувствуют одинаково. -- Если вас бросят ваши друзья, вы что почувствуете? (Боль, горечь…) -- Л. Андреев пишет: «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака». Как вы понимаете эту метафору? (Всей душой (по фразеологическому словарю)—искренне, горячо, всем существом).
-- А когда она расцвела всей собачьей душою? (Когда её приручили).
Какой она тогда стала? (работа с текстом, читают описание собаки). -- Какое время года было тогда? (Весна). -- А какой она была до этого? (работа с текстом).
-- Какое время года было тогда? (Зима)-- Но вот наступила осень. С какой целью автор использует смену времён года в этом рассказе? Как описание природы помогает понять состояние души Кусаки?
Работа в группах. Ребята находят в тексте описание природы и пытаются понять состояние души Кусаки ( 1группа- 1 глава-зима, 2 группа- 2 глава-весна, 3 группа- 4 глава- осень).
Учащиеся высказывают свои мнения, озвучивают перед классом. Последним выступает 3 группа.
У. Что предвещает этот пейзаж? (Мрачно-трагическое настроение, беду).--И действительно это случается. А потом наступает ночь. (На фоне музыки П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня » учительница читает отрывок из 5 главы со слов «Наступила ночь…» до конца).Пауза. Музыка звучит громче.-- Какие краски использует автор? (Работа с текстом).--Какой мыслью объединены эти 2 отрывка? О чём это говорит? (Боль, тоска, печаль, холод, темнота…Это говорит о том, что Кусака снова осталась одна). -- Какова же роль пейзажа в передаче настроения Кусаки? (Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.)
-- А почему Леля не взяла собаку с собой? Что ей мешает?-- Как Леля прощается с Кусакой? (Никак. Она вообще не прощается).-- А что же Кусака? (читают по учебнику, что делает собака).
-- Как заканчивается рассказ?
-- О чём же выла собака? Как вы думаете? Что вам слышится в вое собаки?(Она плакала, ей очень больно, обидно…)
-- Почему Леля так поступила? Может помочь пейзаж. «Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным...» ) -- Как вы, ребята, понимаете слово «анемичный»? (Анемия- малокровие. Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается «удвоенный» жёлтый цвет). -- А жёлтый цвет в литературе – это цвет чего?( измены, предательства).
Автор говорит: «будто солнце было... больным», но ведь не солнце больно. Может быть Леля? (Анимизм (anima- душа) – религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения). Значит, Леля больна, у неё душа больна, а может её у ней и вовсе нет?
Читаем эпиграфы.
-- Кому можно адресовать эти слова? Как вы думаете? (Леле, её маме). -- Зоркое ли сердце у Лели, мамы? Почему так считаете? Чего они не видят?
(Не видят, как Кусака полюбила своих хозяев, как ей плохо было одной, как плохо быть брошенной. Ведь даже будучи дворняжкой, у неё сердце—чистейшей породы). --А эти люди названы в рассказе добрыми. Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке? (Безнравственно, бездушно, жестоко…)
--Действительно, в мире много жестокости. Вот и поэт Э. Асадов, спустя около полвека, пишет о безнравственном отношении людей к нашим четвероногим друзьям. (Прочитать выразительно стихотворения Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге», « Дачники»).-- Давайте поделимся своими мыслями об этих стихотворениях. Что объединяет все эти три произведения? Какие строчки наиболее близко перекликаются с рассказом «Кусака»? (работа в парах с текстами).--Что хотели нам сказать авторы этих произведений? (Нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать. Если мы их «приручили», мы за них в ответе).А сейчас посмотрите фотографии собак с указанием пород.
-- Какие породы собак бывают? А дома у вас собаки какой породы? Они хорошие? Вы их любите? -- Обязательна ли для собак порода? Можно ли любить дворняжек?-- Если мы любим своих собак, значит и они любят нас. Мы их приручили. А мы навсегда в ответе за всех, кого приручили? Нет ли среди нас безнравственных, бездушных людей? (Сейчас много бездомных собак и кошек, люди жестоко обращаются с животными, убивают их, обижают).
-- В первой книге Моисея «Бытие» сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Вывод: Значит, быть человеком--быть за всё в ответе.
Читаем снова тему урока.
-- А мы в ответе ли сейчас за всё?
4. Стадия рефлексии.
Звучит музыка.-- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение).
-- Я понял…
-- Я верю…
--Я подумал…
--Я узнал…
--Я подумала, что моя собака сейчас голодна, и мне хочется её вкусно покормить, погладить, приласкать.
--Как жаль Кусаку. Почему Леля так поступила с ней?
--Как много в мире зла.
--Моя собака тоже дворняжка, как и Кусака. Ну и что? Она тоже добрая, умная.--Я тоже иногда свою собаку обижаю…
--Как я люблю мою собаку.
--Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили.
--У Лели и у её мамы сердце слепое.
Домашнее задание: Мы сказали, что у Лели «душа» больна. А может можно «вылечить» её? Напишите письмо Леле или нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу. (Также можно написать сочинение о своей собаке).
Приложение № 1.
Когда Леля с родителями уехала, Кусака осталась одна. Она ходила по саду и ничего не замечала. Она даже забыла сторожить дачу. Собака выходила на дорогу и всё время ждала девочку Лелю. Но она не приезжала. Кусака смотрела на других собак и видела, что у них есть хозяева. Кусака вспоминала, как её ласкали, обнимали, играли с ней… Потом она бродила везде, но далеко от дома не уходила.
А когда Кусака прибежала на дачу, она увидела людей. Из сада выбежала Леля и обняла собаку. (Муськин Вячеслав, ученик 7 класса).
2. Когда Леля и Кусака вышли на шоссе, начался сильный дождь. Вдруг пронеслась какая-то незнакомая машина, и Кусака, испугавшись, рванула обратно на дачу. Леля побежала за ней, но не нашла её.
Из дома вышла мама с зонтиком.
-- Леля, поехали!
Но она молчала.
-- Леля, ты плачешь? Почему ты плачешь?-- Мама, я никуда не поеду! Кусака убежала.-- Пойдём, обойдёмся без неё!
Девочка, всхлипывая, пошла за мамой. Вдруг кто-то догнал её. Это была Кусака. Леля обрадовалась. Она уговорила маму взять собаку домой.
( Ильина Виктория, ученица 7 класса).