Конспект урока Мы в ответе за тех, кого приручили


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК»
Разработка открытого воспитательного мероприятия
на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
по рассказу Л. Андреева «Кусака».
Выполнила: Зотова Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного образования 1 категории
клуба юного собаковода «Четыре лапы».
Цели:
Определить роль образа Кусаки и людей в раскрытии идеи рассказа.
На примере рассказа показать безответственность людей по отношению к животному.
План урока:
Выявление первоначального восприятия.
Анализ эпизодов:
«Как Кусака окончательно потеряла доверие к людям»
«Кусака обретает друзей»
«Счастливая жизнь собаки»
«Предчувствие беды»
«Несчастье Кусаки»
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Выявление первоначального восприятия:
-Какое впечатление произвел на вас рассказ? (жалость к Кусаке, презрение к людям, бросившим собаку)
- Какой эпизод вам понравился больше? Почему?
Тема нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Как вы понимаете слово «нравственность»? (духовность, духовные качества человека)
- Давайте составим план рассказа. Что у нас получится? (1. Несчастная жизнь собаки. 2. Кусака обретает друзей. 3. Счастливая пора Кусаки. 4. Предчувствие беды. 5. Страдания Кусаки.)II. Анализ эпизодов:
«Как Кусака окончательно потеряла доверие к людям» (На доску вывешиваются иллюстрации)
- Какие картины вы представляете, читая 1ый абзац 1 главы? Сколько их? (3-4 картины; 1. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки…; 2. Ребята бросают в Кусаку камнями и палками; 3. Взрослые весело улюлюкают и страшно, пронзительно свистят; 4. От страха мчится на край поселка и прячется в глубине большого сада.
-Один раз Кусаку приласкали…При каких обстоятельствах это произошло? ( пропойца – мужик, возвращаясь из кабака, решил приласкать Кусаку, но пока она решалась подойти, он вспомнил все плохое и пнул ее в бок, она завизжала и убежала). Прочитайте этот эпизод вслух.
- Как автор показывает недоверие Кусаки к людям? ( от слов «С тех пор собака не доверяла людям…до «…набрасывалась на них и пыталась укусить).
2.) Анализ эпизода «Кусака обретает друзей»
- Что изменилось с приходом весны? (приехали из города дачники)
- Как меняется настроение? С помощью каких слов? Найдите эпизод и прочитайте вслух.
- Перескажите при каких обстоятельствах состоялось знакомство собаки с людьми ( В саду она увидела девочку Лелю, на которую набросилась и ухватила за платье).
- Почему собака укусила Лелю? (теперь для Кусаки любой человек – олицетворение зла).
- Почему собака, которая боялась людей, осталась ночью возле дома? Зачитайте этот эпизод.
- Как зарождалась дружба между людьми и собакой? (люди ее подкармливали хлебом, сначала она боялась, затем привыкла, с каждым днем подходила на шаг ближе, люди назвали ее «своей собакой», а потом дали кличку.- Какую роль сыграла ласка людей в жизни Кусаки? ( «у нее отняли непримиримую злобу, она вздрагивала при прикосновении ласкающей руки, и ей было больно от непривычной ласки, словно от удара).
3.) Анализ эпизода «Счастливая пора Кусаки»
- Как изменила Кусаку дружба с людьми?
- Как теперь к ней стали относиться люди?
Зачитайте эпизоды в 3ей главе.
4.) Анализ «Предчувствие беды»
- Прочитайте начало 4 главы. Какие чувства вызывает это предложение? (чувство горечи, увядания, холода, грусти, тоски, предчувствие плохого).
-Зачем автор создает эти чувства? (т. к. с собакой случится плохое – она останется одна)
Далее следует диалог Лёли с мамой. Прочитайте выразительно.
- С какой целью приведен этот диалог? (это самый напряженный момент в рассказе, решается судьба Кусаки)
- Как относится Лёля к Кусаке? (говорила, что любит ее)
- Как ведет себя Леля перед отъездом? («она сидела, обхватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя»)
5.) Анализ эпизода «Несчастье Кусаки»
- Выразительно прочитайте в 5 главе эпизод со слов: «Наступила ночь…»
- Какие чувства вызывает этот эпизод? (чувство страха, горя, обиды, за брошенную, обманутую собаку, предательство со стороны людей, безответственность, безразличие, сожаление к собаке).- Как можно было поступить с собакой? (забрать домой)
- Что бы вы предприняли в данной ситуации?
- Подумайте, когда собака была несчастней до или после дружбы с людьми? (после, т. к. сначала она чувствовала ласку, заботу о себе, полюбила своих хозяев, доверилась им, хотя ей было очень нелегко это сделать, а они ее предали).
- Какова идея рассказа? (собаку бросили, она осталась одна).
III. Подведение итогов.
- Какие чувства вызывает у вас рассказ? (чувство страха за дальнейшую жизнь Кусаки, чувство заботы, любви к животным).
- Можно ли назвать дачников безнравственными людьми? Почему?
IV. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к рассказу.