Проект Мы в ответе за тех, кого приручили


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №100»
ПРОЕКТ
«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»

Составитель: воспитатель гр.2
Афанасьева И.С.
СЫКТЫВКАР 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта……………………………………………………………………. 3
Содержание практической деятельности по реализации проекта……………………………………………………………………………………. 6
Диагностика по реализации проекта ………………………………….. 7
Используемая литература………………………………………………………17
Приложения…………………………………………………………………………….18
Отчет по реализации проекта………………………………………………47
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 3-4 лет.
Срок реализации проекта: 8 дней (с 21 по 30 апреля)
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы: Сент-Экзюпери написал в «Маленьком принце», что мы в ответе за тех, кого приручили. Это касается в отношении человека к животным, в том числе домашним. Ведь мы их называем «меньшими братьями».
Воспитание с детских лет гуманного отношения к ним – это одна из главных задач. На сегодняшний день в нашем современном обществе особенно остро стоит проблема брошенных домашних животных.
И вот даже как-то раз на прогулке мы с детьми наблюдали за стаей собак, которая в морозную холодную погоду бегала около жилого дома и выискивала себе еду, брошенную людьми с балконов. На следующий день мы наблюдали за кошкой, которая вылезала из подвала этого-же дома и так-же искала себе еду. Дети стали спрашивать: «Почему эти собаки и кошки живут на улице? У них есть дом?»
Мы предположили, что эти собаки и кошки убежали из дома, потому-что за ними плохо ухаживали, и теперь они живут на улице и сами о себе заботятся. Таким образом, возникла проблема : хорошо ли им теперь живется? А хорошо ли моему котенку (собачке)? Как нужно ухаживать за ним, чтобы он не убежал?
Цель проекта: Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к домашним питомцам.
Задачи проекта:
Развивающие :
Расширение представления о мире природы на основе ближайшего непосредственного окружения;
Развитие мышления (умение сравнивать хорошее и плохое отношение к животным);
Развитие речевого общения детей через организацию различных видов игр.
Воспитательные:
Воспитание интереса к домашним питомцам, доброжелательного отношения к ним;
Воспитание потребности оказывать помощь «братьям нашим меньшим»;
Воспитание отрицательного отношения к плохому обращению с домашними питомцами, формирование умения пожалеть;
Воспитание чувства ответственности за своих домашних питомцев.
Образовательные:
Формирование элементарных представлений о домашних питомцах;
Формирование об элементарных навыках ухода за домашними питомцами.
Предполагаемый результат: Дети получат представление о некоторых видах животных, которых люди содержат в домашних условиях, узнают о навыках ухода за домашними питомцами. Предполагается появление интереса у детей к особенностям поведения, внешнему виду животных, которых люди содержат дома.
Предварительная работа:
постановка целей и задач;
приобретение игрушек - домашние питомцы - для развивающей среды в группе (кошка, собака, черепаха, попугай, рыбки);
работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений); 
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
планы совместной образовательной деятельности;
памятки для родителей; 
приобретение диска с записями голосов животных и птиц.
Сотрудничество с семьей: Родители вместе с детьми составляют иллюстрированный рассказ о своем или о любом домашнем питомце.
Продукт проектной деятельности:
Фотоальбом «Домашний питомец»
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации)
дата воспитатели дети родители
21 апреля - Формулирование проблемы, введение детей в проектную деятельность;
- анкетирование родителей на тему «Собаки и кошки» (прил.1);
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка планов НОД;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и перессказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта. - вхождение в проблему;
- возникновение у детей чувства жалости к бездомным животным;
- пальчиковая игра «Кому – что?» (прил 9)
- заполнение анкеты на тему «Собаки и кошки» (прил.1)
II этап – основной (практический)
дата воспитатели дети родители
22 апреля - беседа по вопросам:
Каких животных люди называют домашними питомцами?
Зачем люди заводят домашних питомцев?
Какие повадки бывают у домашних питомцев?
Чем и как их кормить?
Как за ними ухаживать?
Что будет с домашним питомцем, если его выпустить на волю?
Готов ли ты взять питомца?
- рассматривание иллюстраций «Домашние питомцы»
- консультация для родителей «Знакомим ребенка с домашними животными» (прил.14) - дети называют уже известных им животных и знакомятся с неизвестными;
- дети принимают активное участие в беседе;
- дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?»;
- подвижная игра «Кто как ходит и кто как кричит». - прочитать ребенку:
стихотворение Е.Благиной «Котенок».
23 апреля -коммуникативная деятельность «Кошка с котятами» (прил.2);
- загадывание загадок про кошку;
- продуктивная деятельность «Котенок» (прил3 );
- чтение стихотворения А.Барто «Котенок» (прил12 ).
- рассматривание иллюстрации «Кошка с котятами»;
- пальчиковая игра «Котятки» (прил9 );
- рисование пальчиковыми красками;
- подвижная игра «Кошка и мышки» (прил7 );
- заучивание потешки «Как у нашего кота» (прил 10);
- дидактическая игра «Большой и маленький» (прил 8 ). - прочитать ребенку:
В.Сутеев «Кто сказал «МЯУ»?» (прил 13)
24 апреля - двигательная деятельность «Маша и котята»(прил4)
- папка-передвижка «Общение детей с домашними животными» (прил 15)
- заучивание потешки «Киска, киска, киска, брысь!» (прил10 )
- пальчиковая игра «Котята» (прил 9)
- знакомство с домом у кошки – квартирой (рассматривание иллюстрации, рисование карандашом коврика для кошки);
- подвижная игра «Кошка и цыплята»
(прил 7) - повторение с ребенком потешки «Киска, киска, киска, брысь!»
- прочитать ребенку:
В.Берестов «Котенок»;
В.Стоянов «Кошка» (прил12).
25 апреля - загадывание загадок про собаку; - беседа по иллюстрации «Собака с щенками» (вопросы по аналогии прил2 );
-познавательная деятельность «Собака со щенятами» (прил 5); - рассматривание иллюстрации «Собака с щенками»;
- пальчиковая игра «Шла собака через мост»(прил 9);
- знакомство с домом у собаки – конурой. Рассматривание иллюстраций, рисование карандашом;
- подвижная игра «Лохматый пес» (прил7 );
- заучивание стихотворения А.Барто «Пес» (прил 12). - прочитать ребенку:
Е.Чарушин «Собака», «Кошка» (прил 13)
Ответить на вопросы:
Где живет собака?
Где живет кошка?
- повторение с ребенком:
стихотворение «Пес».
28 апреля - анкетирование детей «Собаки и кошки» (прил 1);
- просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Просмотреть мультфильм и ответить на вопросы:
Почему Кошка осталась без дома?
Хорошо ли жилось Кошке, когда она осталась без дома?
Кто помог Кошке обрести дом?
- памятка для родителей «Почему детям необходим контакт с животными?» - активное участие в анкетировании;
- подвижная игра «Котята и Барбос» (прил7 );
- обсуждение мультфильма;
- проблемная ситуация: «Где теперь жить кошке?»
- аппликация «Наш дружный теплый дом».
- заучивание потешки «Вот собачка Жучка»;
- повторение потешки «Вот собачка Жучка» (прил 10).
29 апреля - рассматривание иллюстраций домашних питомцев – попугая и черепахи. Беседа по уходу за ними дома.
-папка-передвижка «Животное в доме. Рекомендации астрологов»(прил 16);
- загадывание загадок про черепаху и попугая (прил 11)
- самостоятельная деятельность детей с игрушками – домашние питомцы – кошка, собака, черепаха, попугай.
- подвижная игра «Собачка и воробьи» (прил7 ).
- дидактическая игра «Чьи детки?» (прил 8)
III этап – заключительный
30 апреля - Игровая деятельность «Добрая бабушка» (прил6 );
- оформление фотоальбома «Домашний питомец»;
- конструирование из строительных кубиков «Дом для всех бездомных кошек и собак»;
- рассказ о своем или о любом домашнем питомце. - фотосъемка детей со своими домашними питомцами;
- иллюстрированный рассказ про своего или про любого домашнего питомца;
- приобретение игрушек – домашние питомцы (кошка, собака, попугай, черепаха) для игровой деятельности .
ДИАГНОСТИКА УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗАДАЧ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ПРОЕКТЕ
№ П/П Фамилия, имя
ребенка До реализации проекта Средний
балл После реализации проекта Средний
балл
Ответы детей на вопросы и выполнение заданий (баллы) Ответы детей на вопросы и
выполнение заданий (баллы) 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 Бир Мария 1 1 1 3 1 1 1 1,3 2 2 2 3 2 2 3 2,3
2 Быстрова Пелагея 2 1 1 2 1 1 2 1,4 2 2 2 3 2 2 3 2,3
3 Ветошкина Мария 2 1 2 3 2 2 3 2,1 3 3 3 3 3 3 3 3
4 Габова Арина 2 2 2 3 2 2 2 2,1 3 3 3 3 3 3 3 3
5 Измайлова Арина 2 2 3 2 2 2 3 2,3 3 3 3 3 3 3 3 3
6 Кочеткова Юлия 1 1 2 2 2 2 3 1,9 3 2 2 3 2 3 3 2,6
7 Ладанов Кирилл 2 1 2 1 2 2 1 1,6 3 3 3 3 3 3 3 3
8 Латкин Владислав 1 1 2 3 2 2 2 1,9 3 3 3 3 3 3 3 3
9 Литвинюк Евгений 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3
10 Мельниченко Полина 2 1 1 1 2 1 1 1,3 3 2 2 3 2 2 3 2,4
11 Меньшов Леонид 2 1 1 2 1 2 1 1,4 3 2 2 3 2 3 3 2,6
12 Осипов Тимур 1 1 2 2 1 2 2 1,6 3 3 3 3 3 3 3 3
13 Попов Тимофей 2 1 2 3 1 1 1 1,6 3 2 2 3 2 2 3 2
14 Уланов Артемий 2 1 2 2 1 2 2 1,7 2 2 2 3 2 3 3 2,4
15 Холопов Артем 2 2 1 3 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3
16 Чернега Татьяна 2 2 3 3 2 2 2 2,3 3 3 3 3 3 3 3 3
Средний балл 1,8 1,3 1,8 2,3 1 1,3 1,7 1,8 2,8 2,6 2,6 3 2,6 2,8 3 2,8
Уровни усвоения (баллы):
1 – (низкий уровень) : ребенок не выполняет задание, или выполняет его с ошибкой (например, не узнает и не называет домашних животных, не выделяет части тела, не знает особенности поведения домашних животных и т.д и т.п.)
2 - (средний уровень): ребенок затрудняется, но с помощью воспитателя выполняет задание (например, выделяет не все части тела и т.п.)
3 – (высокий уровень): ребенок самостоятельно, правильно выполняет задание .
ВОПРОСЫ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ
Узнай и назови по картинкам 2-3 вида домашних животных.
1 – узнает и показывает не более одного вида;
2- узнает 2-3 вида, но с подсказкой воспитателя;
3 – самостоятельно узнает и показывает 2-3 вида домашних животных
Какие ты знаешь части тела у животных? Покажи на картинке.
1 – показывает и называет не более 3-х частей тела (голова, хвост, лапы);
– показывает и называет более 3-х частей тела, но с помощью воспитателя;
3 – самостоятельно называет более 4-х частей тела.
3 Чем питаются домашние животные?
1 – называет не более одного «блюда»;
2 – называет 1-2 вида «блюд»;
3 – называет более 2-х видов «блюд».
Где живут домашние животные?
1 – в лесу;
– на улице;
– дома.
Живое ли это? Как догадался, что живое?
1 – не знаю;
2 – живое, но не знаю, почему…;
3 – Живое, потому-что…
Как нужно ухаживать за своим питомцем?
1 –кормить;
2- кормить, гладить;
3- кормить, гладить, играть, купать, гулять, расчесывать и т.п.
Как ты думаешь, хорошо ли живется собакам и кошкам на улице?
1 – хорошо;
2 – не знаю;
– плохо.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
В процессе реализации проекта по решению проблемы дети узнали о некоторых видах домашних питомцев, которых люди содержат дома. В ходе бесед дети узнали много нового о жизни, повадках домашних питомцев, получили знания об элементарных навыках ухода за ними, научились самостоятельно составлять небольшие рассказы о своем домашнем животном. Дети проявили интерес к продуктивным видам деятельности.
Родители воспитанников с интересом, заботой и ответственностью подошли к вопросу воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. СПб.: Детство – Пресс, 2010
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева,А.Г.Гогоберидзе,З.А.Михайлова и др.-СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»,2011.-528 с.
Ладушки:Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет.-М.:ОЛМА_ПРЕСС Экслибрис,2004.-239 с.:ил.-(Ступеньки. Вып.1)
Стихотворения и загадки: Для детей 3-4 лет.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис,2005.-192 с.:ил.- (Ступеньки)
Успех. Игры, викторины и конкурсы: пособие для педагогов /[Н.В.Федина, О.Е.Веннецкая, Е.В.Вербовская и др.; науч.рук.ПМК «Успех» А.Г.Асмолов; рук.авт.коллектива ПМК «Успех» Н.В.Федина].-М.: Просвещение, 2013.-127 с.
http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-cherepahu.htmlhttp://detsad-kitty.ru/games/268-kartoteka-podvizhnyx-igr-dlya-vtoroj-mladshej.htmlhttp://bambinella.ru/didakticheskie-igri-3.phphttp://www.maaam.ru/ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 –Анкеты для родителей и детей «Собаки и кошки»
Приложение 2 - Коммуникативная деятельность «Кошка с котятами»
Приложение 3 – Продуктивная деятельность «Рисование «Котенок»
Приложение 4 – Двигательная деятельность «Маша и котята»
Приложение 5 – Познавательная деятельность «Собака со щенятами»
Приложение 6 – Игровая деятельность «Добрая бабушка»
Приложение 7 – Подвижные игры
Приложение 8 – Дидактические игры
Приложение 9 – Пальчиковые игры
Приложение 10 – Потешки
Приложение 11 – Загадки
Приложение 12 – Стихи
Приложение 13 – Художественная литература
Приложение 14 – Консультация для родителей «Знакомим ребенка с домашними животными»
Приложение 15 – Папка-передвижка «Общение детей с домашними животными»
Приложение 16 - Папка-передвижка «Животное в доме. Рекомендации астрологов»
Приложение 17 – Памятка для родителей «Почему детям необходим контакт с животными?»
Отчет по реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Собаки и кошки»
Кого бы вы предпочли завести из домашних животных? Если «нет», то почему?
Ребёнок погладил бездомную кошку. Ваша реакция?
Как помочь бездомным собакам и кошкам?
Кошка или щенок устроили туалет прямо на ковре? Ваши действия?
Как вы считаете, что важнее для вашего ребёнка – общение с телевизором или с домашними животными?
Как предложите ребёнку поиграть с собакой и кошкой?
Реально ли держать детёныша диких животных дома? Почему?
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Собаки и кошки»
Коко бы ты хотел иметь дома из домашних животных? Почему?
Можно ли гладить бездомную кошку, собаку?
Что бы ты сделал, если нашел бездомную кошку?
Как ты поступишь с кошкой, если она сделала что-то плохое?
Чем бы ты занялся в свободное время – посмотрел телевизор или поиграл с кошечкой?
Как бы ты поиграл с любимым щенком (котенком)?
Как ты думаешь, можно ли взять домой лисенка, медвежонка и держать их дома, как домашнее животное? Если нет. То почему?
Приложение 2
Коммуникативная деятельность «Кошка с котятами»
Задачи: Познакомить детей  с домашним питомцем -кошкой и её котятами, их отличительными особенностями: кошка большая, у нее есть голова, хвост, лапы. Котята – маленькие.  Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним.
Материалы для занятия: картина «Кошка с котятами».
Ход занятия
Воспитатель. Дети послушайте мою загадку: Мягкие лапки, а в лапках ЦАП-царапки. (Кошка)
Правильно, дети, это кошка. Посмотрите, что я вам принесла. А принесла я вам картину.
Кого вы видите на картине? (Кошку).
Да, дети, это мама кошка.
Алина, покажи, где кошка? Карим, покажи, где кошка?
Милена, кого Карим показал?  (Кошку)
А кого  вы видите рядом с кошкой? (Ее детки)
Да, это ее детки – котята. Котята - кошкины дети.
Посмотрите, дети, на маму кошку. Какая она? (большая, пушистая, красивая).
Покажите, какая она большая.
Кошка покрыта шерстью Какого цвета у нее шерсть?
Что это у кошки?  Голова.
А что вы видите на голове у кошки? (Глаза, уши, нос, рот.)
Что это у кошки? (лапы). Зачем кошке лапы? Что она ими  делает?
Есть ли у кошки хвост? Где он, покажите? Какой у нее хвост? (пушистый).
Посмотрите, что наша кошка делает? (Лежит, смотрит).
На кого смотрит кошка, за кем она наблюдает? ( За котятами).
Сколько котят у  мамы кошки ? (Много).
Какие  котята? (Маленькие, пушистые).
Покажите ,какие они маленькие.
Правильно, мама кошка большая, а котятки маленькие, но они на нее похожи, также как и  вы похожи на своих мам.
Мама кошка как зовет своих котят?  (Мяу – Мяу)
                                                                                                           
Приложение 3
Продуктивная деятельность «Рисование «Котенок»»
                             
Задачи:  формировать положительный эмоциональный настрой, развивать внимание, воображение, зрительное восприятие, познакомить с новым способом рисования - соединением нескольких знакомых приемов.
Материал:  Магнитола, диск с записью музыки, игрушка - котенок; краски для рисования пальцами, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия:
-Дети, сегодня к нам в гости пришел котенок. Посмотрите, какой он мягкий, беленький. Давайте поздороваемся с ним и улыбнемся друг другу (Дети рассматривают игрушку, здороваются, и улыбаются друг другу). Когда человеку грустно, он берет котенка, гладит его, разговаривает с ним, а котенок урчит и мурлычет от удовольствия. Сейчас и мы представим себя такими котятами, веселыми и озорным (звучит музыка). Ложитесь на коврик, покатайтесь с животика на спинку, поднимите ножки и поиграйте, как с клубочком… почешите за ухом. Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и весело-весело поиграйте с ним. Ложитесь на бочок, свернитесь клубочком- кошечка поиграла и легла отдохнуть. Молодцы. Закройте глаза. Снится котенку сон: он сидит у печки,  потрескивают  дрова, пахнет теплым молоком и хлебом. Котенок принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно, приятно. Мама-кошечка нежно лижет его ушки, лоб, нос, щеки, приговаривает:  «Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают. Ты все понимаешь,  много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя». Мама щурит глаза, а котеночек ровно, спокойно дышит. Вдох-выдох, вдох-выдох. Кошка гладит котеночку лапки, животик, спинку. Как хорошо дома. Уснул котенок, растянулся во сне. Сладко улыбается,
потягивается. « Мур-мур, Мур-мур-р-р»
- Эй, котик, вставай, хватит спать. Ты бодрый, тебя ждут твои друзья.
 Подойдите, пожалуйста, к столам (на них лежат краски, листы бумаги).
Загадываю загадки: «Глазище, усище, хвостище, моет всех чище»
Дети: Это кошка.
- Правильно, дети. Котенок, ты почему загрустил?
– Мне скучно одному, поиграть не с кем. Вот если бы дети нарисовали мне друзей…
- Дети, давайте поможем котенку, ведь без друзей действительно грустно. Дети, а у вас есть друзья? (Дети рассказывают о своих друзьях). Котенок ,посиди у меня на стульчике и посмотри, как дети рисуют тебе друзей.
-Какие части тела есть у котенка? (ответы детей)
Применяется прием складывания ладони и примакивания (это туловище котенка), поочередно приемы примакивания остальных частей: кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик.
Дети рисуют котенка. По окончании работы вместе с игрушечным котенком рассматриваем рисунки (анализируем). Котенок благодарит за новых друзей.
- А теперь все дружно поиграем в хоровод «Раздувайся пузырь».
Приложение 4
Двигательная деятельность «Маша и котята».
   Задачи:
1.Развивать интерес к занятию по физическому воспитанию.
2.Создавать условия проявления самостоятельности, активности.
3.Вызывать положительные эмоции при выполнении физических упражнений, развивать умение расслабляться.
   Подготовительная часть.
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. И была у нее кошка Мурка. А у Мурки родилось много маленьких котят: и черные, и белые, и рыжие, и серые, и даже в полоску. Сегодня я буду Машей (надевает бант на голову), а вы будете моими маленькими котятами. (Детям можно нарисовать носик и усики.)
Воспитатель: Вставайте все за мной мои котята, и мы пойдем с вами играть.
Ходьба в  колонне по одному.
Воспитатель: А какие ушки у моих котят? (Дети поднимают руки вверх в ходьбе.)
Воспитатель: А какие лапки у моих котят? (Дети поднимают колени в ходьбе.)
Воспитатель: А еще котята любили прятаться.
Бег в колонне по одному и по сигналу “Спрятались”, приседают.
Построение в круг.
ОРУ:
1 “Котята умываются” И.п.: ос, руки на пояс.1–3 – рукой погладить себя по голове
 4 – и.п.
2  “ Котята играют” И.п.: о, с, ноги врозь1– правую руку вперед2 – левую руку вперед
3 – правую руку вниз  4 – левую руку вниз
3  “Котята испугались” И.п.: о.с.1–2 – присед, руками обхватить колени3–4 – и.п.
4 “ Котята ласковые и сердитые” И.п.: упор на колени 1–4 – спину округлить
 5–8 – упор, прогнувшись
5 “ Веселые котята” Прыжки по желанию детей.
Все упражнения выполняются под музыку 4–5 раз.
Основная часть.
Воспитатель:  Котята очень любили играть с клубками из ниток, которые постоянно забывала убрать бабушка Маши. Вот и сегодня бабушка их не убрала. Увидели котята клубки, и давай с ними играть.
(Воспитатель предлагает взять мячи и самостоятельно с ними поиграть.)
Воспитатель: Смотрит Маша, что котята сильно разыгрались, и решила их немного успокоить. Она посадила их возле себя и бросала клубки, а котята их догоняли.
Подвижная игра «Догони мяч». Воспитатель (бросает или катит мячи в разном направлении, а дети бегут за ними и приносят их.)
Заключительная часть.
Воспитатель: Долго играла Маша со своими котятами и видит, что одного котенка – то нет. Котенок Кузя куда-то спрятался. Искала она его, но найти не смогла. Помогите котятки найти своего братика.
Малоподвижная игра “ Найди котенка”.
(Дети ходят по залу и ищут котенка-игрушку.)
Воспитатель: Нашелся маленький проказник. Смотрит Маша на котят и видит, что они стали глазки закрывать. Котята играли, играли и устали, пора им отдохнуть. Взяла она котят, положила их на коврик, пусть отдыхают, и сама легла с ними.
(Звучит спокойная мелодия, дети ложатся на маты и отдыхают, можно предложить малышам помурлыкать.)
Воспитатель: Отдохнули котята. А теперь нам с вами пора становится детьми.  
Приложение 5
Познавательная деятельность «Собака с щенятами»
Задачи : Закреплять знания детей о кошке с котятами. Познакомить с собакой и щенятами,  их отличительными особенностями: собака большая у него есть  голова, хвост, лапы. Щенки маленькие. Собака сторожит дом, помогает хозяйке.
Упражнять детей в нахождении детенышей и мам, знакомых животных. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. Учить детей исполнять игровые действия.
Материал для занятия: картина «Собака со щенятами»,  игрушка котенок.
Ход занятия:
В группе появляется котенок – игрушка - мяукает.
Воспитатель: Дети, подойдите скорее ко мне. Кто это пришел? Что ты плачешь, котенок?
Котенок: Я все бегал и играл, да и маму потерял.
Воспитатель: Дети, как зовут маму у  котенка? Кто больше мама кошка или котенок? Как кошка и котенок мяукают? Как тихо умеют они ходить, покажите? Что они любят есть? Покажите, как они лакают молоко?
Вот видишь, что происходит, когда далеко уходишь от мамы. Ну, ты не расстраивайся. Давай вместе с нами пойдем в гости. А вы, дети, пойдете с нами? (Да)Тогда садитесь быстрее на стульчики.
Выставляется картина «Собака со щенятами»
                          У крыльца лохматый пес
                          Лег, уткнувши в лапы нос.
                          Тихо, мирно он сопит,
                          Может, дремлет, может, спит.
                          А попробуй, сунься вор –
                          Вмиг залает на весь двор.
Ребята, как вы думаете, к кому мы пришли в гости?
Кого вы видите на картине? (Собаку).
Котенок: А я собаку еще никогда не видал. Можно, я посмотрю поближе?
Воспитатель: Конечно, посмотри нашу собаку.
Сережа, покажи, где собака. Виктория, и ты покажи собаку.
Лева, кого Сережа показал? (Собаку)
А кого вы видите рядом с собакой? (Ее деток).
Да, это ее детки – щенки. Щенки – дети собаки. А как называются дети кошки?  Правильно, деток у  кошки называют котятами.
Что есть у собаки? (Голова).
А что есть на голове у собаки (глаза, уши, нос, рот).
Что это? (показывает лапы). Что она ими делает?
Где у собаки хвост, покажите? Какой у нее хвост? (лохматый)
Котенок: Посмотрите, у меня тоже есть хвост, но он не такой, как у собаки.
Воспитатель:Дети, что собака делает? (лежит, смотрит).
На кого смотрит собака, за кем она наблюдает? ( За щенками).
Да, дети, собака наблюдает за своими детками - щенками.
Эвелина, покажи щенка. Таня, покажи другого щенка.
Сколько щенят у мамы собаки? (Много).
Какие щенята? (Маленькие, забавные).
Покажите, какие они маленькие.
Правильно, мама собака большая, а щенята маленькие, но они на неё похожи, также как и вы похожи на своих мам.
Как мама собака зовёт своих щенят? (Гав-гав)
Как щенята отвечают маме? (Тяв-тяв).
    Котенок:А нас мама кошка зовет: «Мяу –мяу». Мы ей отвечаем также: Мяу.
   Воспитатель: Что делает этот щенок? (Стоит  и смотрит).
- На кого он смотрит? (На воробьёв).
- Что делают воробьи? (Едят корм из миски).
- Что ест собака? Чем мы можем её угостить? (Косточкой, мясом). Давайте положим ей косточку и дадим в миске воды.
- Правильно, вот у нашей собаки  в лапах лежит косточка, которую она ест.
- Что пьёт собака? Да, она, как и кошка, пьёт воду, она её лакает. Покажите как?
    Воспитатель: Где живёт собака? Покажите её дом. Дом у собачки называется конура. Повторите – конура. Арсений, покажи конуру.
Правильно, собака со щенятами живёт в конуре. За ней ухаживает хозяйка.
Она её кормит, поит.
Собака помогает хозяйке, она сторожит дом, охраняет его.
Дети, вы знаете, пока мы здесь рассматривали картину, мамы потеряли своих малышей. Давайте им поможем.
Проводится игра «Найди маму» (Собака, кошка).
Дети находят детёнышей, подражают их голосам и уточняют, где они живут: Дома, в конуре.
    Котёнок: Спасибо, ребята, вы помогли мне найти мою маму. Я очень рад. Теперь я не буду от неё далеко уходить.
    Воспитатель: Оставайся, котёнок, со своей мамой (Котёнка ставим рядом с картиной), а нам пора на прогулку. До свидания!
Приложение 6
Игровая деятельность «Добрая бабушка»
Задачи:
- Познакомить детей с домашними питомцами.
- Уметь различать разных животных по характерным особенностям.
- Учить детей употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детёнышей в форме единственного и множественного числа.
- Воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: наблюдение за жизнью домашних животных, рассматривание игрушек, картинок, чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов и песен.
Оборудование: картинки домашних животных и их детёнышей, фланелеграф, картинки к нему, игрушки домашних питомцев.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к очень доброй бабушке, которая любит животных.
А поедем мы с вами на поезде. Становитесь все за мной. Вы будете моими вагончиками, а я буду паровозом. Готовы? Поехали.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу
Чух – чу, чух – чу!
Всех я в гости укачу!
Вот мы и приехали. Присаживайтесь. Теперь я буду бабушкой, надену на себя фартук.
- Здравствуйте, ребята. У меня в доме и во дворе живут разные животные. А вы знаете, как называются животные, которые живут дома у людей? (Ответы детей). Правильно, домашние. Сейчас я буду вам загадывать загадки о животных, которые живут у меня дома, а вы будете их отгадывать. Слушайте первую загадку:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
- Правильно, это собачка. А вот и моя собачка Жучка выбежала, вас встречает, здоровается с вами. – Гав! (Выставляем на фланелеграф картинку - собачку).
- А какую пользу приносит собака? (дом сторожит) .
- А где она живет? (в конуре)
- А вот отгадайте ещё одну загадку:
Я умею чисто мыться
Не водой, а языком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молоком.
- Правильно, ребята, это кошка. (Выставляем на фланелеграф картинку - кошку).
- Кошка Мурка на крылечке сидит, увидела нас, тоже поздоровалась. - Мяу! Какую пользу приносит кошка? (Мышей ловит) .
-А где она живет? (дома)
- А вот ещё одна загадка:
Все слова он за тобой
Повторит как заводной.
Кто же это, угадай!
Ну, конечно… (попугай)
Вот и мой любимчик – попугай Кеша к нам прилетел (на фланелеграф картинку – попугай)
-Где дом у попугая? (в клетке)
- А теперь послушайте загадку ещё про одного домашнего питомца:
Ни копыт, ни рогов,
Панцирь скроет от врагов!
Путешествует без страха,
Под защитой… (черепаха)
Вот и черепашка Машка приползла к нам, она хочет с вами поздороваться. (выставляется на фланелеграф картинка– черепашка)
У меня, ребята, есть ещё любимые питомцы. Отгадайте, кто это?
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
Кто это? Правильно, рыбка. (выставляется на фланелеграф картинка – рыбка) Как называется дом у рыбки, отгадайте:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Правильно, домик у рыбки – это аквариум.
- Вот видите, дети, как много у меня домашних питомцев, и всех их я очень люблю. У каждого из них есть свой дом:
у кошки Муськи – комната
у собачки Жучки – конура
у черепашки Машки – коробка
у попугая Кеши – клетка
у золотой рыбки - аквариум
А все они живут в одном доме вместе со мной, и я о них забочусь каждый день - кормлю их, убираю за ними, гуляю с ними. Так что приходите к нам в гости почаще, мы всегда будем рады вам!
- Дети, понравилось вам в гостях у бабушки? Какие животные живут у неё? А кто больше всего из животных вам понравился? Давайте превратимся на несколько минут в того животного, которое вам понравилось.
Физкультминутка: Мы – веселые зверушки!
Дети «превращаются» в понравившегося им животного и имитируют голоса и движения этого животного.
- Ну, а теперь нам пора домой возвращаться. Попрощаемся с бабушкой и с ее домашними питомцами и поедем обратно на паровозе.
- Вот мы, ребята, и приехали. А давайте мы немного поиграем. Посмотрите, у меня на столике стоят игрушки животных. Наши животные заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте мы им поможем: построим каждому свой домик. Помните, как называется домик у собаки? А у рыбки? А у черепашки? А у попугая? (Дети выполняют задание)
- А теперь, ребята, давайте построим нашим питомцам большой дом, где они будут жить все вместе большой дружной семьей (конструирование из строительных кубиков).
Приложение 7
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Кошка и мышки
Цель: учить детей имитировать звуки, издаваемые мышками; бегать тихо, как мышки.                                                                                                                
Материал: крупная игрушка - кошка, эмблемы с мордочками мышек, шнур.
Ход игры:
Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек - норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5 м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемы и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.                        ( «Мышки» подлезают под шнур,
Кошка глазки открывает                            осторожно  бегают, пищат.)
и мышат всех догоняет:
Мяу! Мяу!                                       («Мышки» прячутся в норку.)
Воспитатель берет игрушку-кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.
«Кошка и цыплята»
Цель: упражнять в ходьбе по кругу, взявшись за руки; беге врассыпную и с ускорением.
Описание: По периметру зала раскладываются обручи. Дети образуют круг и берутся за руки. В середине круга стоит стульчик, где сидит игрок, изображающий кошку. Ведущий читает текст игры, дети продвигаются шагом по кругу. На слова : «На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка»- дети, сужая круг, подходят к кошке. На слова : «Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет» - дети разбегаются по залу и занимают свободные домики (обручи), а кошка пытается догнать цыплят. Текст игры:
Вышла курица-хохлатка,
С нею желтые цыплята,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
«Котята и Барбос»
Дети располагаются врассыпную по всей комнате – они «котята»В углу находится конура Барбоса – воспитатель. Дети выполняют движения в соответствии с текстом:На ковре котята спят Мур-мур, мур-мур!(Ложатся на ковер, свернувшись клубочками)Тихо спят, спина к спинеИ мурлыкают во сне: Мур-мур, мур-мур!Вот на спинку все легли. Мур-мур, мур-мур!Расшалились все они. Мур-мур, мур-мур!(Переворачиваются на спину и делают движения руками и ногами)Я иду, сердитый пес Гав-гав! Гав-гав!Все зовут меня Барбос Гав-Гав! Гав-Гав!
Напугаю всех котят! Гав-гав! Р-р-р! (Убегают от Барбоса)
Ворона и собачка
Цель: учить детей подражать движениям и голосом птиц; двигаться, не мешая, друг другу.
Материал: большая игрушечная собачка, эмблемы с изображением ворон.
Ход игры:
Воспитатель произносит:
-Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Kap!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
- Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
«Вороны» разбегаются в разные стороны. Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.
Лохматый пес
Цель: учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Материал: крупная игрушечная собачка.
Ход игры:        
Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».
Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.
Собачка и воробьи  
(по мотивам белорусской песенки)
Цель: закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
Материал: эмблемы воробьев, мягкая игрушка - собачка.
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, конура! Наша собачка сидит в конуре. Начинаем играть».
Воспитатель:
Скачет, скачет воробей:
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут кто как  может.)
Кличет маленьких детей:
"Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!»  (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
"Чик-чирик!
Чик-чирик!»  (Дети повторяют: «Чик-чирик!»)
Воспитатель говорит:
-Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко- громко.
Ребенок-собачка выбегает и громко лает: «Aв-aв!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.
Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

Приложение 8
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Чьи детки?
 Материал:  предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей кошка  котенок, собака — щенок), фланелеграф.
Содержание дидактического задания:
Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное — маму. Например: —Сейчас к нам будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им. — Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
- Кто как кричит?
Воспитатель рассматривает книжку с соответствующими картинками. Стимулирует к звукоподражанию, показывая картинку, спрашивает: «Как кошка кричит?» и т.д.
Большие и маленькие.
На магнитную доску выставляются предметные картинки: кошка – котенок, собака – щенок.
- Ребята, назовите больших животных.- Это кошка, собака.- А кто здесь маленький?- Это котенок, щенок.
- Девочки, встаньте в эту сторону, мальчики в другую сторону. Я сейчас вас превращу в волшебных животных. Девочки будут маленькими, мальчики будут большими животными. Кричат большие, а им отвечают их детки.(Собака - щенок, кошка – котенок и т.д.)
Приложение 9
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Котятки (игра - массаж)
Дети становятся в круг или сидят на ковриках, выполняя движения по тексту.          
Все котятки мыли лапки   вот так, вот так!
(трем ладошкой о ладошку)                                                          
Мыли ушки, (трем ушки)                                                                                              
Мыли брюшки  вот так, вот так!
(круговыми движениями трем животы).    
 А потом они устали                                                                                                        
Сладко, сладко засыпали,                                                                                                                              
Вот так, вот так! (садимся на корточки, складываем ладошки под щечку и засыпаем)
Котята Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не разъединяя их. Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых, Два маленьких самыхИ самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Кому - что?
 Кошке Фигура из пальцев «Кошка».
 дай Руки перед собой, ладони вверх.
молока, Фигура «Ковшик».
Мишке- Имитация походки медведя.
сладкого медка, Рисуем круг руками - «бочонок».
Дай Руки перед собой, ладони вверх.
травы Плавные движения руками над головой.
козлёнку, Фигура из пальцев «Коза».
Дай Руки перед собой, ладони вверх.
попить Показать, как пьём.
ежонку. Фигура из пальцев «Ёж».
А тебе я книжку дам, Руки перед собой, ладонями к себе, большие пальцы отведены в сторону.
Если прочитаешь сам.
«Игра глазками»: переводим глаза от одного большого пальца к другому и обратно, голову держим прямо
*****
Там котик усатый, по садику бродит,                                                                                      
А козлик рогатый  за котиком ходит.                                                                                                                  
И лапочкой котик помадит свой ротик;                                                                                                              
 А козлик седою трясет бородою.
*****
«Шла собака через мост»
Шла собака через мост, Изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый — хвост. Показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится, Две ладони ставим вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.
Чтобы ей не потонуть, Ты беги ее тянуть! Шагаем двумя пальцами правой руки. Затем тянем за указательный палец левой руки.
Приложение 10
ПОТЕШКИ
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, Зубки белые.
*********
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет
Через киску упадет.
*********
Пошел котик на торжок,Купил котик пирожок,Пошел котик на улочку,Купил котик булочку.Самому ли есть,Либо Кате снесть?Я и сам укушуДа и Кате принесу.
*********
Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка.
Зубки острые, шерстка пестрая.
АВ!-АВ!-АВ!
***********
К нам пришла собачка,
Добрая собачка.
С детками играет,
очень громко лает
ГАВ! ГАВ! ГАВ!
Приложение 11
  ЗАГАДКИ
С хозяином дружит,  Дом сторожит,                                                          Живет под крылечком, А хвост колечком. (собака)
*********
Острые ушки, на лапках – подушки,
Усы – как щетинки, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
Молоко пьет, песенки поет.
Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет (кот).
*********
Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел…(кот)
**********
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (собака)
**********
Мягкие лапки,
А в лапках  цап- царапки.
Молоко пьет,
Тихо песенку поет : «Мур-мур-мур..» (кот)
**********
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (собака)
*********
Молоко пьет, песенку поет,
Чисто умывается
А с водой не знается. ( кот)
*********
Он живёт в просторной клетке,Говорить с ним любят детки:Зря его ты не ругай –Повторушка (попугай)
*******
Птичка в клеточке сидитИ с тобою говорит,Ей секрет не доверяй,Разболтает…(попугай)
*******
 
То как  кошка зашипит,То как я заговорит.В  клетке Он у нас живёт,.В клетке ест и в клетке пьёт.Кто же это? Угадай!- Да конечно ... ! (Попугай)
********

Может плавать в океане,Может ползать по саванне,Панцирь в клетку, как рубаха…Кто же это? … (черепаха)
********
  
Тихо ходит над рекой,Носит дом всегда с собой.Кто же это в спецрубахе?Ну конечно... (черепаха)
********
 
 Домик мой, везде со мной.Он устроен за спиной.Я с лягушками дружу     Очень медленно хожу.Вовсе не букашка,Кто я...(черепашка)
*********       
Очень медленны движенья,И "походка" - как скольжение,В дом свой прячется от страха,Хвост поджавши, ...(черепаха).
Приложение 12
СТИХИ
Пёс (А.Барто)
У меня учёный пёс -Пёс по имени Барбос.Если в чём-то я не прав,
Громко лает он: ГАВ-ГАВ!
********
Котёнок (А.Барто)Котёнок возится с клубком:То подползёт к нему тайком,То на клубокНачнёт кидаться,Толкнёт его,Отпрыгнет вбок...Никак не может догадаться,Что здесь не мышка,
А клубок.
*********
Котёнок(Е.Благина)Я нашла в садy котёнка.Он мяyкал тонко-тонко,Он мяyкал и дpожал.Может быть, его побили,Или в дом пyстить забыли,Или сам он yбежал?День с yтpа стоял ненастный,Лyжи сеpые везде...Так и быть, звеpёк несчастный,Помогy твоей беде!Я взяла его домой,Hакоpмила досыта...Скоpо стал котёнок мойЗагляденье пpосто!Шеpсть - как баpхат,Хвост - тpyбой...До чего ж хоpош собой!
*********
Кот
Кот усатый, как разбойник,Перепрыгнул подоконник,Распугал соседских кур
И мурлыкает: МУР-МУР!
*********
Котёнок (В.Берестов)
Если кто-то с места сдвинется,На него котёнок кинется.Если что-нибудь покатится,За него котёнок схватится.Прыг-скок! Цап-царап!Не уйдёшь из наших лап!
********_
Кошка (В.Стоянов)
Вы со мной знакомы близко.Я — приветливая киска.Кверху – кисточки на ушках,Когти спрятаны в подушках.Мя-у!Чистоплотна, аккуратна,Если гладят – мне приятно.Не таю своих привычек – Я люблю мышей и птичек.Мя-у!В темноте я зорко вижу,Понапрасну не обижу.Но дразнить меня опасно – Я царапаюсь ужасно!Мя-у!
********
Приложение 13
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рассказ «Собака» (Е .Чарушин)
 У Шарика шуба густая, тёплая, — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает, — за это все его любят да сытно кормят.
 Рассказ «Кошка» (Е .Чарушин)
 Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Кто сказал «МЯУ»»? (В.Сутеев)
Щенок спал на коврике около дивана.Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:- Мяу!Щенок поднял голову, посмотрел - никого нет.И тут кто-то опять сказал:- Мяу!- Кто там?Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол - никого нет!
 Влез на подоконник, увидел: во дворе гуляет Петух."Вот кто не дал мне спать!"- подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
 - Это ты сказал "мяу"?- спросил Щенок Петуха.- Нет, я говорю...- Петух захлопал крыльями и закричал:- Ку-ка-ре-ку!- А больше ты ничего не умеешь говорить?- спросил Щенок.- Нет, только "кукареку",- сказал Петух.Щенок почесал задней лапой за ухом и пошел домой...
 Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:- Мяу!"Это тут!"- сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил серый Мышонок.- Ты сказал "мяу"?- строго спросил его Щенок.- Пи-пи-пи,- запищал Мышонок,- а кто так сказал?
 - Кто-то сказал :мяу"...- Близко?- заволновался Мышонок.- Вот здесь, совсем рядом,- сказал Щенок.- Мне страшно! Пи-пи-пи!- запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.
 Щенок задумался.Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:- Мяу!Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашел. В конуре кто-то зашевелился..."Вот он!- сказал себе Щенок.- Сейчас я его поймаю..." Он подкрался поближе...
 Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пес.- Р-р-р-р...- зарычал Пес.- Я... я хотел узнать...- Р-р-р-р!- Это вы сказали... "мяу"?- прошептал Щенок, поджимая хвостик.- Я?! Ты смеешься, Щенок!
 Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом.И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:- Мяу!Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним на цветке сидела мохнатая Пчела."Вот кто сказал "мяу"!"- подумал Щенок и хотел схватить ее зубами.- З-з-з-з!- прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа.
Завизжал Щенок, побежал. Пчела за ним! Летит жужжит:- Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!Подбежал Щенок к пруду - и в воду!
 Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал:- Мяу!- Это ты сказал "мяу"?- спросил мокрый Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и изчезла в глубине пруда.
 - Ква-ква-ква!- засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии.- Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?- А может быть, это ты сказала "мяу"?- спросил Щенок Лягушку.- Ква-ква-ква!- засмеялась Лягушка.- Какой ты глупый! Лягушки только квакают.И прыгнула в воду...
 Пришел Щенок домой, мокрый, с распухшим носом. Грустный, улегся на своем коврике. И вдруг услышал:- Мяу!!!Щенок вскочил - перед ним сидела пушистая полосатая Кошка.- Мяу!- сказала Кошка.
 - Ав-ав-ав!- залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал лохматый Пес, и зарычал:- Р-р-р-р!Кошка изогнулась, зашипела: "Ш-ш-ш!", зафыркала: "Фыр-фыр!"- и выпрыгнула в окно.
 Вернулся Щенок на свой коврик и улегся спать.Он теперь знал, кто сказал "мяу".
 
 
Приложение 14
Консультация для родителей на тему:
«Знакомим ребёнка с домашними животными»
Психологи утверждают, что если познакомить ребенка с животными еще в раннем детстве, то он никогда в будущем не станет тянуть кошек за хвост и бросать камнями в собак. Если с детства начать прививать малышу любовь к животным, то в дальнейшем из него обязательно вырастет чуткий и добрый человек. Знакомство с домашними животными проще всего начать с кошки. Для этого необходима игрушка-кошка или карточка с изображением этого животного. Предложите малышу внимательно рассмотреть кошечку, покажите ему, где у нее лапки, ушки, носик, хвостик. Вспомните, как разговаривают эти животные, помяукайте и помурлыкайте вместе с малышом. Расскажите ребенку, где живет кошечка. Объясните, что это домашнее животное, потому, что живет в доме. Расскажите, что кошечка любит поспать, покушать и поиграть. Очень важно показать малышу, как правильно гладить кошечку. Дайте ему потренироваться на игрушке-кошке, которая пусть помурлычет вашим голосом. Познакомьте ребенка с тем, что бывает кошка-мама, кошка-папа и котята. Для игры в кошку подберите коротенькие стишки или песенки о кошке.
Киска к деткам подошла,
Молочка просила.
Молочка просила,
Мяу- мяу говорила.
Эта игра не только воспитывает добрые чувства к животным, но также способствует и развитию речи.
Следующее животное, с которым следует познакомить ребенка, – это собака. Для этой игры-знакомства вам понадобится игрушка-собачка. Вместе придумайте имя вашему питомцу. Расскажите малышу, где живет собачка, и вместе постройте для нее домик из кубиков. Объясните малышу, что собака  - это еще и сторож. Поиграйте в сторожей, предложите ребенку сыграть роль собаки-сторожа. Пускай он попрыгает и полает вдоволь! Загадывайте загадку, прочитайте стишок о собаке:
С хозяином дружит,
 Дом сторожит, 
Живет под крылечком, 
А хвост колечком. (собака) 
У меня учёный пёс,
Пёс по имени Барбос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он: ГАВ-ГАВ!
Поговорите с ребенком о том, чем собака отличается от кошки. Закончите "урок" тем, что и собака, и кошка считаются домашними животными, так как они живут с людьми.
Постарайтесь все знакомства проводить в игровой форме, использовать игрушки, картинки. Обязательно двигайте и издавайте звуки животных, о которых вы рассказываете.
Приложение 15
Папка-передвижка «Общение детей с домашними животными»
Знакомый сюжет знаменитого советского мультфильма «Малыш и Карлсон» ярко демонстрирует стремление ребенка к общению с животными. В чем же секрет притягательной силы «братьев наших меньших»? Насколько полезно такое общение для наших детей? И что делать, если условия не позволяют завести домашнее животное? С животными у детей расширяются возможности общения. Щенок, котенок, хомячок или другой питомец – непременный участник игр ребенка, и это очень важная часть процесса развития. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками: разговаривают, поверяют свои тайны. В чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку. Сознание того, что четвероногий "младший брат" выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах. Возня с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Любовь ведь не просто слова и отношения, она должна обязательно выражаться и в ласке, и в прикосновениях. Маленькие дети подсознательно нередко тянутся к большим мохнатым собакам – их теплое тело как будто напоминает им маму. Многие подростки, наоборот, любят маленьких собачек и других зверьков – это у них уже смутно начинает пробуждаться родительский инстинкт. Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира.   С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой. Питомцы способствуют интеллектуальному и духовному развитию детей. Животные являются источником первых знаний о природе. Видя животных, ребенок тянется к ним, узнает их названия, отмечает различия, особенности поведения, повадки. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с ними. Ребенок через свои органы чувств воспринимает объект: его форму, размер, цвет, запах, пространственное расположение, движение, мягкость и фактуру шерсти и т. д. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости: киска мяукает у миски – значит голодная; хорек высоко подпрыгивает – хочет поиграть, затаился – охотится. С животными можно заниматься различными видами деятельности: наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия. В процессе общения со своими питомцами у ребенка развивается чувство прекрасного; он учится видеть естественную красоту. Кроме этого ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. У него формируются основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры. Естественная красота побуждает детей к творчеству. Они стремятся отражать свои чувства к животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в рисунках. Животные могут оказывать терапевтическое воздействие. Современная медицина отмечает, что животные в качестве положительного эмоционального фактора способствуют исцелению некоторых сердечно - сосудистых заболеваний и нервных расстройств. Исследованиями зарубежных ученых установлено, что владельцы кошек, собак, попугаев живут на 4–5 лет дольше, чем другие люди. Животные могут облегчать течение любых болезней, а некоторые – излечивать полностью. Уже несколько лет в мире активно развивается анималотерапия – наука о лечении с помощью животных. В США и Европе открываются специальные клиники, где лечение проводят пушистые "доктора". Анималотерапевты работают в домах престарелых, детских больницах, реабилитационных центрах и даже армии США, а в аптеках Великобритании продаются "лечебные" белые кошки. Домашние животные укрепляют иммунитет. Раньше считалось, что если в доме есть кошка или собака, то у ребенка обязательно разовьется аллергия или астма. Однако, большим количеством проведенных исследований доказано обратное: у детей, воспитывающихся в доме с кошками или собаками, риск развития аллергии или астмы гораздо меньше. Как сообщила одна из  британских газет , дети, у которых есть домашние животные, меньше пропускают школу. Чтобы понять эту взаимосвязь, ученые сделали анализ образцов слюны 138 детей и определили уровень содержания в ней иммуноглобулина, отвечающего за работу иммунной системы. Присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм детей активнее сопротивляться инфекциям, укрепляет иммунную систему, повышает уровень сопротивляемости различным заболеваниям. По данным биолога Аризонского университета (США) Эсмеральды Моралес, ранний контакт с кошками и собаками, вопреки общепринятому мнению, снижает риск аллергии. "Домашние животные позволяют ребенку в раннем возрасте столкнуться с эндотоксином. Этот контакт помогает организму избежать аллергических заболеваний в будущем", – пишет автор научного исследования. Таким образом, ребенок, страдающий в годовалом возрасте дерматитом, возможно, не заболеет бронхиальной астмой или другим аллергическим заболеванием в более взрослом возрасте. И все же от аллергии на домашних животных никто не застрахован. Она может развиться в любом возрасте. У большинства людей, страдающих от этого недуга, часто есть аллергия и на другое, например на пыльцу или плесень. Это обусловлено наследственными причинами, так что если у родителей была аллергия, она вполне может передаться и детям. Согласно исследованиям, аллергии на собак и кошек подвержены приблизительно 15% населения. Домашние животные являются хорошим стимулом для прогулок и физических упражнений. Игры с ними очень популярны во многих семьях; собака может вдохновить ребенка на ежедневные пробежки и, например, тем самым помочь избавиться от полноты. Животные нормализуют давление. По результатам наблюдения за группой американских брокеров, страдающих гипертонией, было установлено, что более низкое давление и спокойный сердечный ритм у тех, кто имеет домашних питомцев. Недавние исследования показали, что, выполняя очень сложное задание, требующее большого напряжения, люди, с которыми в тот момент находились их любимые животные, были подвержены стрессу в гораздо меньшей степени, чем те, кого поддерживал лучший друг. Возможно, это объясняется тем фактом, что животные не оценивают нас, а просто любят. Однако шведские ученые рекомендуют взрослым хорошенько подумать, прежде чем подарить своему ребенку домашнее животное. Согласно последним исследованиям, четвероногие друзья человека могут сильно увеличить вероятность того, что ребенок, повзрослев, начнет храпеть. Проблема в том, что собаки в процессе своей жизнедеятельности выделяют инфекционные бактерии, которые могут впоследствии стать причиной храпа их хозяев. Токсичное вещество влияет на размер миндалевидных желез младенцев, а их увеличение напрямую связано со склонностью организма к храпу.       Домашние любимцы – мощный источник положительных эмоций и эффективное средство для снятия стресса. Причем для того, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, не обязательно заводить непременно кошку или собаку – достаточно хомячка или пушистой морской свинки.         Домашние животные поднимают     настроение, способны   разряжать обстановку в семье и сглаживать конфликты – например, собака породы Шепард всегда вмешается, когда чувствует, что обстановка накаляется. 
Прежде чем вы решитесь на покупку   домашнего животного, задайте себе следующие вопросы: 
Ваши дети уже достаточно взрослые для того, чтобы осознать всю ответственность, связанную с уходом за домашним животным?
Каким свободным временем в день вы располагаете?
Есть ли в вашем доме свободное место для животного? Данный вопрос особенно важен для тех, кто собирается приобрести собаку. 
Вы живете в доме или в квартире?
Если вы живете в доме, есть ли у вас сад, насколько он большой?
Кто будет смотреть за вашим домашним питомцем, когда вы будете где-то на отдыхе? 
Сможете ли вы брать домашних любимцев с собой на отдых? 
Позволяют ли вам ваши доходы содержать домашнее животное (обеспечить соответствующее питание, медицинское обслуживание)? 
Когда вы ответите на данные вопросы, будет ясно, можете ли вы позволить себе содержать домашнее животное. Желательно предварительно проверить действительное желание ребенка ухаживать за ним. Вам необходимо узнать, чем и как кормить того, кого собираетесь взять, сколько стоит визит к ветеринару и как правильно воспитывать данное животное. Если вы живете в квартире, то наиболее подойдут рыбки, хомяки, морские свинки. Еще до того, как вы купите животное, нужно решить, где оно будет жить. Нужно ли ему специально отведенное место, аквариум, террариум или клетка? Если вы снимаете квартиру, подумайте, разрешат ли хозяева содержать в помещении еще и питомца. Не стоит забывать, что крупные животные едят больше. Следовательно, экономичнее будет завести кого-то небольшого (а также узнать, до каких размеров вырастает крошка крокодильчик или декоративная свинка). Кроме того, некоторым зверькам нужна особая диета. То есть, вам просто-таки необходимо изучить всю информацию о питании животного вашей мечты, чтобы в итоге не попасть впросак и не отравить его случайно. Хомяки не требуют много внимания, они достаточно дешево стоят, поэтому подходят большинству семей. Кроме того, эти животные активные, с ними дети могут поиграть, подержать в руках. Единственный минус – то, что лишь ближе к вечеру эти зверьки выходят из своих домиков и проявляют активность, а в это время многие дети уже ложатся спать. Зато вы всегда сможете взять их с собой на отдых. Кроликов и морских свинок дети просто обожают, поскольку с ними можно играть не только дома, но и на улице, их можно погладить, подержать на руках, они неприхотливы в питании. При покупке этих домашних     животных родителям следует сразу покупать для них  специальные клетки, которые придется регулярно чистить. Данных животных можно запросто перевозить в клетке,  как на дачу, так и в деревню. Вам не придется думать, кто будет присматривать за ними во время отпуска. Следует учитывать и притязания самих представителей фауны. Как известно, люди веселые и активные лучше уживаются с пернатыми: в гнетущей, унылой атмосфере птицы быстро заболевают и могут даже умереть от постоянного стресса. С черепахами малышам скучно: наблюдать за ними неинтересно, общаться невозможно, и потому очень быстро хозяева вообще перестают обращать на них внимание. Есть мнение, что владельцы собак стремятся к более значимой позиции в жизни, хотят выглядеть в глазах других более важными, чем они на самом деле есть, и опосредовано наслаждаются, когда их животные хватают еду со стола, делают "свои дела", где пожелают, и открыто игнорируют команды посторонних с непроницаемым выражением на морде. Владельцы агрессивных собак желают заявить: "Со мной не связывайся!". Владельцы избалованных пуделей или крошечных чиахуа хотят этим сказать: "Я хочу, чтобы обо мне кто-нибудь позаботился, я не могу жить в жестоком мире, полном неожиданностей". Владельцы котов – люди в большой мере замкнутые на себя, постоянно живущие в состоянии самоконтроля. Они могут казаться общительными, но при более пристальном рассмотрении оказывается, что это часть тщательно разыгранного имиджа. Владельцам нескольких котов присущи амбиции: управлять другими людьми, но удается это обычно с котами. Владельцы пассивных животных (тех, которые не контактируют с людьми непосредственно) типа рыб, ящериц, змей или насекомых, "убегают" в мир относительной тишины и спокойствия при помощи своих любимцев. Аквариум с рыбками больше подойдет детям рациональным, склонным к коллекционированию, знающим, чего хотят от жизни, а также беспокойным, легковозбудимым – длительное созерцание неторопливо плавающих рыб успокоит любую нервную систему. Если у вашего ребенка никогда не было домашних питомцев, рыбки – хороший выбор для начала. Они научат его быть ответственным человеком, хотя от них, конечно, будет меньше "отдачи" (с ними не поиграешь, они постоянно молчат). Если вы решили купить рыбок, помните о том, что вам с ребенком придется регулярно чистить аквариум, приобретать специальный корм. Кроме того, отправляясь в отпуск, вам нужно будет найти человека, который будет заботиться о рыбках на время вашего отсутствия. Закона, определяющего, каких животных можно, а каких нельзя содержать в квартире, не существует. Поэтому многие бездумно заводят экзотических животных, которые представляют опасность,  как для окружающих, так и для своих хозяев. 
Приложение 16
Папка-передвижка
«Животное в доме. Рекомендации астрологов»
         Какое животное выбрать для ребенка, чтобы ему было легко и интересно? Астрология дает свои рекомендации для типичных представителей зодиакальных знаков. Овен. Маленький Овен – натура увлекающаяся и импульсивная, а потому долго и терпеливо ухаживать за домашним питомцем ему будет нелегко. Однако если он действительно заинтересуется животными, вас удивит его энергия и энтузиазм. И его любимец, скорее всего, будет таким же активным и жизнерадостным, как его хозяин. Вполне возможно, что в этом случае Овну будет интересно общаться с другими любителями животных, а его кошка или собака будут принимать участие в разных соревнованиях. Будьте уверены, Овен подготовит своего любимца к победе! Телец. Маленькому Тельцу домашнее животное доставит большую радость, особенно если оно будет большое, пушистое и ласковое, например, собака колли или сибирский кот. Они будут с удовольствием вместе играть, а ухаживать за питомцем вашему ребенку будет легко. Особенно приятно ему будет вырастить взрослое животное из маленького детеныша, кормить его, день за днем смотреть, как оно растет. Однако вам придется следить, чтобы ваш добрый ребенок не избаловал своего любимца. Близнецы. Заводя домашнее животное для подвижных Близнецов, нужно помнить, что ежедневные обязанности по уходу за любимцем могут скоро им наскучить. Поэтому предложите им обзавестись животным, уход за которым не доставит им много хлопот. Удачный вариант – аквариумные рыбки, которые, кстати, будут действовать успокаивающе на подвижную нервную систему вашего ребенка. По этой же причине хорошим другом может оказаться и пушистый котенок. 
 Рак. Раки наделены природной способностью заботиться о тех, кто младше и меньше. Ваш маленький Рак будет заботливо ухаживать за своим любимцем, и, вполне возможно, что тот станет для него настоящим другом. Чувствительному Раку необходим надежный и ласковый товарищ, и дети-Раки часто бывают сильно привязаны к своим питомцам, разговаривая с ними и поверяя им свои секреты. По этой причине Раку желательно завести собаку - ведь это преданное животное лучше других способно ответить на его чувства. 
 Лев. Если у маленького Льва появляется питомец, будьте уверены - этот ребенок сделает все, чтобы он мог гордиться своим любимцем. Гордый взор красивой породистой собаки привлекает его значительно больше, чем невзрачные декоративные крысы (если они, конечно, не отмечены особыми талантами и заслугами). Он освоит азы дрессировки, обучит животное разным трюкам, будет следить за его внешним видом. Возможно, ему захочется продемонстрировать свои достижения на соответствующих выставках, а уж завоеванные медали станут главной наградой и для него. Дева. Ребенок-Дева прекрасно справится с повседневными заботами о животном, не забудет вовремя накормить и напоить, сможет регулярно чистить клетку или выводить питомца на прогулку. Рожденные под этим знаком люди нередко выбирают животных небольшого размера. Маленькие Девы с удовольствием будут возиться с хомячком, мышкой или черепашкой. Не будучи слишком общительными со сверстниками, дети-Девы часто раскрываются в общении с животными, воспитывая в себе лучшие черты. 
Весы. Чтобы понравиться маленьким Весам, домашнее животное должно быть прежде всего красивым и желательно – спокойным. Для этого как нельзя лучше подойдет нежная пушистая кошечка или породистая комнатная собачка. Вообще, Весам приятно сознавать, что их питомец имеет выдающуюся родословную, причисляющую его к кошачьей или собачьей элите. Когда у Весов появляется домашний питомец, вы можете быть уверены, что он будет воспитан и ухожен, доставляя радость всей семье. 
Скорпион. Маленькому Скорпиону больше всего придется по душе животное подвижное и энергичное – как он сам. Если вы хотите завести ему собаку, это должна быть не болонка и не пудель, а, по меньшей мере, фокстерьер или спаниель. Его не испугают и экзотичные животные. А привязавшись к своему питомцу, ваш ребенок будет готов вложить всю душу в заботы о любимом зверьке. Направляя его усилия, вы поможете ему воспитать в себе так необходимые ему терпение и выдержанность. Стрелец. Для типичного Стрельца все живое – это праздник. Дети-Стрельцы преисполнены неподдельного интереса ко всему сущему, поэтому любое домашнее животное им в радость, но лучше – активное, жизнерадостное и веселое. Многие Стрельцы любят собак и лошадей. Ухаживая за питомцем, ваш ребенок удивит вас не только теплотой заботы, но и неизвестно откуда взявшимися знаниями о животных – ведь Стрелец стремиться с детства узнать как можно больше о том, что ему интересно. Козерог. К своим домашним животным маленькие Козероги относятся серьезно. Однажды решившись взять на себя заботу о питомце, они постараются узнать как можно больше о привычках и здоровье животного, тщательно организуют уход за ним. Козерогу будет приятно сознавать, что его питомец имеет хорошую родословную и владеет многими полезными навыками. Но не забывайте, что за практичностью и серьезностью вашего ребенка скрывается доброе и трепетное сердце, полное любви и к вам, и к нашим меньшим братьям. Водолей. Домашние животные для ребенка-Водолея – прежде всего, предмет почти,  что научного исследования. Ведь так интересно изучать, как умываются хомячки, что едят черепашки и можно ли их научить бегать быстрее. Выбирая себе любимца, Водолей вряд ли будет ориентироваться на моду или впечатляющую родословную. его животное, скорее всего, будет не таким как у всех, может быть, даже необычной породы. Многие Водолеи отдают предпочтение собаке – потому что прекрасно умеют ценить дружбу. Рыбы. Не удивляйтесь, если ваша маленькая Рыбка принесет домой какого-нибудь замерзшего котенка или собачку с перебитой лапкой. В вашем ребенке столько сочувствия, что он просто не сможет пройти мимо несчастного зверька, и, конечно, захочет ему помочь. Его не волнуют ни породы, ни родословные, он готов заботливо опекать своего любимца и принимать его, таким, какой он есть. Помните, что дети-Рыбы склонны сильно привязываться к своим домашним животным, и, если им доведется расстаться с ними, они испытывают подлинное горе. Если же Вы все-таки не считаете  нужным завести домашнего питомца, не следует ограничивать общение ребенка с животными. Для этого существуют специальные учреждения, будь то зоопарки или живые уголки.
Приложение 17
Памятка для родителей
«Почему детям необходим контакт с животными?»
Все мы неоднократно слышали, как мамочки на улице кричат своим чадам: «Не подходи к собаке!», «Не гладь кошку!» и т. д. Конечно, приближаться к бродячим собакам и кошкам может быть чревато различными инфекциями, но иногда эти слова звучат и в адрес своих собственных животных. А Вы не задумывались, почему дети с большим энтузиазмом рвутся их погладить и обнять, почему они, когда научаются говорить, просят у своих родителей: Купите мне собаку..., кошку..., попугая..., безразлично кого, но главное, чтобы животное.  Животные и люди тесно контактировали с древних времен: люди подражали их повадкам не охоте, одевали их шкуры, носили амулеты, делали раскраску тела подобно каким-либо животным, искренне веря, что все эти процедуры приблизят их к этому животному, и они будут существовать в мире с ним. Сейчас многое изменилось, в результате эволюции люди начали свить себя гораздо выше животных, приобретая новые навыки выживания и дополнительные инстинкты. Отношения ребенка с животными во многом схожи с тем, как относились наши предки к ним. Ребенок чувствует себя более сродни животному, чем взрослым, за счет своей безудержности эмоций. Итак, разобравшись с причинами, по которым ребенка так тянет к животным, перейдем к фактом, по которым не нужно запрещать детям контактировать с братьями нашими меньшими.
1. Общение и игры с животными способствуют полноценному физическому развитию ребенка, т.к родители не всегда могут правильно организовать физическую активность малыша. Так, у детей развивается координация, нормализуется давление, мышцы расслабляются, улучшается пищеварение.  
2. Положительное влияние на здоровье ребенка. Некоторые родители считают, что при нахождении в доме животных, у ребенка может развиться аллергия. Но недавние исследования американских педиатров доказали обратное, если в доме, где появляется малыш, живут домашние любимцы, то риск заболевания аллергией снижается в несколько раз. Происходит это за счет своеобразного «закаливания» в результате активизации иммунной системы. Существуют методики лечебного катания на лошадях, которые помогают при лечении некоторых заболеваний опорно-двигательного аппарата. При заикании помогает общение и уход за животным молчаливым и маленьким, ассоциирующимся с самим ребенком. Гиперактивным детям рекомендуется общение с кошками, собаками, хомячками, т. е. с теми, которых можно погладить, присесть рядом, обнять, для контроля над силой своих движений. 
3. Домашние животные помогают сформировать чувство ответственности у детей. Психологи настоятельно рекомендуют заводить питомца, за которым необходим тщательный уход, который может выполнять ребенок этого возраста, возможно ребенок будет только помогать сыпать корм, но будет только его обязанность напомнить, что пришло время покормить, например, щенка, выгуливать его. Эти навыки помогут малышу в будущем контролировать свои поступки и отвечать за них. 
4. Неоценима помощь домашнего питомца в помощи выстраивания коммуникативных способностей. Учеными доказано, что домашние животные помогают более быстрому развитию детей, малыши становятся общительными, находчивыми, проявляются коммуникативные навыки. Можно еще много говорить о благоприятных сторонах для ребенка присутствия в доме домашнего питомца, но в любом случае решать Вам — родителям. Одно заметим точно, что положительных эмоций у Вашего малыша заметно прибавится.