КонспектВыпиливание поделки на подставке
№ 4
Тема : « Выпиливание поделки на подставке»
Цель: Формирование умений выпиливания ручным лобзиком по наружному контуру.
Оборудование: линейка, карандаш, лобзик, заготовка, выпиловочный столик, наждачная бумага.
Ход:
- Здравствуйте, ребята!
Как в народе говорится-
Дело мастера боится.
И сейчас всего за час
Научу всему я вас.
Как выпиливать, строгать,
Место за собой убрать,
Инструмент хитро держать,
Чтобы пилку не сломать
Повторение пройденного материала
Беседует с обучающимися по предыдущей теме занятия;
- предлагает решить кроссворд
Изложение нового материала
Педагог подводит обучающихся к определению темы занятия:
1. напоминает о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины
2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки.
3. Предлагает ответить на вопросы
- спрашивает : где они могут встретить изделия выполненные лобзиком
- какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом;
- объясняет и демонстрирует учебный материал;
- показывает инструмент (лобзик) и просит торить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали;
- наглядно показывает составные части,
- демонстрирует учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями.
Выпиливание деталей по наружному контуру.
Это занятие целесообразно начинать с выпиливания деталей геометрической формы, контур которых состоит преимущественно из прямых линий.
При выпиливании острых углов на первоначальной стадии обучения желательно делать в этих местах проколы шилом.
При тренировочном выпиливании рекомендуется изготовлять изделия небольшого формата в целях экономии фанеры. Для изготовления поделки берётся фанера толщиной 4 мм, перед работой заготовка тщательно обрабатывается наждачной бумагой. Контур наносится на заготовку при помощи шаблона остро заточенным карандашом. По окончании выпиливания обрабатывается напильником с мелкой насечкой. Чтобы фанера не расслоилась, напильник необходимо держать под углом к плоскости изделия.
Перевод рисунка на фанеру
Рисунки переводят на фанеру, дощечки или оргстекло с помощью копировальной бумаги. Для зачистки поверхности выпиленного изделия используют наждачную бумагу.
Для скрепления деталей выпиленных изделий пользуются столярным, казеиновым клеем, ПВА, синтетическим клеем, предназначенным для склеивания древесины.
Для окончательной обработки изделий применяют воск, протравы (морилки) и лак.
Отделка изделий.
Большинство изделий выпиленных лобзиком требуют дополнительной отделки. Отделка – это покрытие изделия различными красителями (лаком ,морилкой, олифой), она направлена на сохранение естественных декоративных свойств древесины, предохраняет изделие от загрязнения и воздействия влаги.
Для отделки изделий выпиленных лобзиком лучше всего использовать нитролаки, которые в настоящее время имеют самое широкое применение. Нитролаковые покрытия очень быстро высыхают, образуют достаточно твердые и стойкие покрытия. Перед отделкой изделие должно быть тщательно обработано наждачной бумагой и очищено от древесной пыли, трещины, сколы и другие дефекты не допускаются.
Лаковое покрытие наносится при помощи кисти или тампона. В первую очередь при помощи кисти лаком покрываются внутренние и наружные кромки контура. Тампон используется для покрытия плоскостей изделия, изготавливать тампон следует из материалов, не поддающихся воздействию лака (разъеданию), лучше всего для этой цели подходит кусочек ваты, обмотанный марлей. Тампон обмакивают в ёмкость с лаком и быстрыми движениями, вдоль волокон древесины, покрывают изделие.
При лакировании изделия необходимо следить за тем, чтобы не осталось пропущенных участков. После лакирования изделие необходимо оставить до полного высыхания и затвердения лака.
Правила безопасной работы при лакировании:
Лакокрасочные покрытия огнеопасны, нельзя работать с лаками вблизи открытого огня.
Загустевшие лаки разбавляют специальным растворителем.
Не допускайте попадание лака в глаза.
После работы с лаком необходимо проветрить помещение, вымыть руки теплой водой с мылом.
Практическая работа:
Предлагает обучающимся выпилить поделки на подставке.
- проводит инструктаж по технике безопасности;
- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.
. Выпиливание острых углов:а – внутренних; б – внешних.
Самостоятельная работа обучающихся.
Проверка готовности к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);
- проводит целевые обходы с целью проверки организации рабочих мест, соблюдения обучающимися техники безопасности, проверки правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности, проверки правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.
Итог:
- Предлагает провести самоанализ выполненной работы;
- организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу
- делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.
- отвечают на поставленные вопросы.
Уборка рабочих мест