Практическая работа на тему Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Практическое занятие № 11
Тема: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.
Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».
Краткие теоретические сведения.
Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и развитие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности аквариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы малых и средних размеров); в) видовой.
При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптоко- рина).
Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания:
фитофаги (лабео, кольчужный сом);
зоофаги (неон, минор, конго);
смешанного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).
Кроме рыб, в аквариуме есть
моллюски (физа пузырчатая, котушка роговая, котушка белая),
кольчатые черви (трубочник),
ракообразные (дафнии, креветки пресноводные),
одноклеточные (инфузория-туфелька).
Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функционирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.
Примеры цепей питания:
• зеленые водоросли - кольчужный сом;
• инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск);
• хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния;
• зеленые водоросли - лабео;
• бактерии - дафния - неон и т.д.
Ход работы:
4037330376555001. Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей.
-10668016827500 Дафния
353568056515003409956477000
Циклоп Улитка
2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.
Укажите факторы среды.
Биотические Абиотические
Укажите компоненты экосистемы.
Продуценты Консументы Редуценты
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты.
Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
Составьте пищевые цепи в аквариуме.
Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
падают прямые солнечные лучи;
в аквариуме обитает большое количество рыб.
в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;
Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.