Внеурочное занятие кружка Я — исследователь. Организация исследования: Вода (2 кл.)
Стеценко Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К.Жукова
п. Советский МО Ейский район
Краснодарского края
Тема: Организация исследования: «Вода».
Цель: Изучить свойства воды; узнать, как человек их использует.
Задачи: Организовать исследование детей по экспериментальному изучению некоторых свойств воды;
Раскрыть использование свойств воды человеком;
Формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью;
Формировать навыки работы в группе;
Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования физминуток.
Планируемые результаты: Личностные – формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные – определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные – выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группах.
Оборудование: Автоматизированное место учителя (АРМ), КЛО «Фильтрация воды», мензурка, прозрачный стакан, ложка металлическая, соль, сахар, молоко, сок, акварельные краски, кисточка, пуговицы, баночки разного размера, презентация, музыкальное сопровождение – шум дождя, светофор для рефлексии.
Ход занятия кружка «Я – исследователь»:
Организационный момент.
Формирование групп. Жеребьевка по номерам.
Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты, исследования) Чтобы попасть в лабораторию, надо разгадать кроссворд, прочитать главное слово и назвать тему нашего занятия.
1. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
3086735-762000И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.(водопад)
2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдёт.(дождь)
3. Он без рук, он без ног.Из земли пробиться смог,Нас он летом, в самый зной,Ледяной поит водой.(родник)
4. Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный …(океан)
- Какое слово у нас получилось? (вода)
Актуализация знаний.
- Что такое вода? Что же вам уже известно о воде? У каждой группы на столе лежит лист с вопросами, подготовьте ответы на них.
3170555235585001 группа:
- Какая бывает вода?
2 группа:
- Что делает вода?
3 группа:
- Для чего нужна вода?
4 группа:
- Перечислите известные вам свойства воды.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, почему некоторые капли пустые, без надписи? (изучили ещё не все свойства воды)
- Значит, что будем исследовать сегодня?
- Зачем человеку нужно знать свойства воды?
- Сформулируйте тему и цели сегодняшнего занятия.
Работа в группах по теме занятия.
- Приглашаю вас в волшебную лабораторию, где будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.
1). Практическая работа.
Опыт № 1 «Вода не имеет запаха».
Дети нюхают воду, затем сок. Высказывают свое мнение.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Дети пробуют воду, затем в воду добавляют сахар, пробуют. Делают выводы.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 3. «Вода – растворитель».
Дети размешивают в воде соль, она исчезает. Анализируют изменения с веществом.
Вывод: вода растворяет вещества.
2). Физминутка «Ходят капельки по кругу».
Учитель – мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Опыт № 4 «Вода не имеет формы».
Дети наполняют водой баночки разного размера, блюдца. Сравнивают форму воды.
Вывод: вода не имеет форму и принимает форму того предмета куда ее наливают.
Опыт № 5 «Вода бесцветная, прозрачная».
Дети добавляют в воду акварельную краску. Анализируют изменения. Сравнивают воду и молоко. Выводы о прозрачности жидкостей.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
3). Использование свойств воды человеком.
- А теперь давайте выясним, как знание свойств воды используют люди. (Человек использует свойства воды для создания продуктов питания, выращивания овощей, кормления животных, в технике, строительстве, стирке белья. Без воды человек, как и любое другое существо, не может прожить. Поэтому человек использует воду в повседневной жизни и благодаря ее свойствам может жить и развиваться)
- Нарисуйте в группе одно применение.
5. Рефлексия.
Рефлексия деятельности «Светофор»
3402965118999000Учащиеся оценивают свою работу на занятии, выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Высказывают свое мнение по вопросу цвета. (Красный – у меня не всё получилось, мне нужно ещё поработать, позвать учителя на помощь, но я не расстраиваюсь. У меня всё получится!; желтый – я всё хорошо понял, но мне надо быть более внимательным, так как у меня есть некоторые ошибки; зеленый – я всё выполнял правильно и могу идти дальше)Итог занятия.
- Какие цели мы ставили?
- С какими свойствами воды мы познакомились?
- Для чего люди изучают свойства воды?