Методическая разработка урока по теме Семья как малая социальная группа

Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум»


Методическая разработка
Урок
Обществознание
Тема «Семья как малая социальная группа»














Иркутск
2015


Выполнила:
Куркутова Ирина Витальевна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум»


Рецензент:
Дзёган Ольга Викторовна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум»
































Методическая разработка содержат методику проведения урока, также может быть использована для проведения классных часов и родительских собраний. Предназначена для преподавателей цикла гуманитарных и социально- экономических дисциплин, классных руководителей






































СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..4
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.....5
1.1.План проведения урока...................5
1.2.Методические рекомендации по проведению урока..6
2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ...9
3.ЛИТЕРАТУРА10
4.ПРИЛОЖЕНИЕ..11
4.1.Схемы......11
4.2.Презентация21



































ВВЕДЕНИЕ
Курс обществознания предполагает рассмотрение темы «Семья как малая социальная группа».
Тема очень интересная и имеет большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект формирования и развития в семье как малой социальной группы. Эта тема даёт возможность каждому присутствующему переосмыслить свою жизненную позицию, посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои поступки, действия, отношения в семье, сделать выводы. Тема урока позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, задуматься о будущем. Обратить внимание на основополагающие категории человеческого бытия, нравственные качества: дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность
Материал урока может быть использован для проведения классного часа и родительского собрания, так как содержит прекрасные иллюстрации, музыкальное сопровождение, а также притчи и исторические сведения появления и развития семьи.














Урок обществознания по теме: «Семья как малая социальная группа».

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

Цели и задачи:
Образовательная: объяснить понятия и термины: «гендер», «гендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «гендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности гендерного поведения.

Развивающая: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная: способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.

Тип урока: урок-проблема с элементами ролевой игры.

Вид занятий: урок

Тип урока: урок – проблема с элементами ролевой игры

Оборудование, ТСО: экран, мультимедиа, презентация, микроплакаты

Межпредметные связи: (сопутствующие, предшествующие, перспективные) История,
Философия, обществознание, психология

Литература: Обществознание. В.В.Касьянов. Ростов н/Д. Феникс. 2009 г.

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА.
Подготовительный этап: подбор материала, музыкального сопровождения,

Ход урока
I. Организационный момент.
(Преподаватель начинает урок с притчи):
«Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался:
Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину.
Но, не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.
Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она оказалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.
В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:
- Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно».
Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть..
(Преподаватель сосредотачивает внимание учащихся на экран и ориентирует на план урока).
Тема урока: «Семья как малая группа». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Особенности семьи как малой социальной группы.
2. Психология семейных отношений.
3. Гендерное поведение.
4. Воспитание в семье.

II. Новый материал: (Преподаватель предлагает учащимся назвать ассоциации, которые возникают в связи с понятием «семья»)
- Что для вас семья. Назовите ваши ассоциации с этим словом?
Учащиеся рассказывают о своих ассоциациях с этим словом – «родители, мама, папа, дети, любовь, взаимоуважение, взаимовыручка, брак»
Преподаватель подводит итог: Итак, семья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Как вы думаете, почему так много наук (этнография, социология, экономика семьи и домохозяйства, семейное право, демография, социальная психология, педагогика) изучает семью?
- Расшифруйте интерес каждой науки по отношению к семье. Мы не ученые, но нам тоже интересно определить и обсудить проблемы современной семьи.

1. Особенности семьи как малой группы: (Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы и в тетрадях изложить материал в виде опорных схем)
- Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
(После обсуждения на доске и в тетрадях у ребят оформляются схемы.)
Как вы считаете, какие функции выполняет семья? (слайды презентации 3,4,5, )
(Учащиеся отвечают: воспитательная, репродуктивная, рекреационная, хозяйственно экономическая, социально – статусная, эмоционально – психологическая, сексуальная).
Все эти функции тесно связаны между собой, хотя их соотношение и вес могут быть различны.
Преподаватель предлагает учащимся поработать с опорными схемами по теме «Семья как малая социальная группа»( слайды презентации5,6,7, )

Что такое семья и что связывает между собой членов семьи? (схема № 1)
Какие виды семей выделяют обществоведы? (схема №2)


Опорные схемы по теме «Семья как малая социальная группа»

схема № 1








Любовь

Взаимовыручка

Поддержка

Ответственность

Забота друг о друге


схема № 2 «Виды семей»




























Схема № 3 «Функции семьи»




















(Преподаватель предлагает учащимся продумать и записать в тетради рекомендации молодой неопытной семье в семейной жизни. Учащиеся работают с текстом из книги Н. Козлова «Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день»)
Психология семьи ()

Кто-то из великих людей сказал: «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». И это так, потому что семейные отношения охватывают огромный спектр взаимоотношений:
муж - жена;
родители - дети;
дети - дети;
дети - бабушка (дедушка);
супружеская семья - родительская семья и т. д.
И, тем не менее, можно и нужно научиться общаться в семье...
Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара. Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений.
Ваша задача продумайте советы, которые вы можете дать молодым людям в их семейной жизни. Помогут вам правильно вести беседу материал из книги Н. Козлова «Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день»
Из книги Н. Козлова «Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день»
Вы не можете считать, что вы правы, пока не посмотрели на ситуацию глазами другой стороны.
Врут тому, кому правду говорить опасно.
Ругань - это обыденный мордобой. Вы в этом участвуете?
Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично.
Не ругайся, а помоги или сделай сам.
Не копите раздражение. Что-то не нравится - не молчите, скажите об этом.
Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой.
Ищите то, что вас сближает.
Не кидайте в собеседника «булыжники»: не обвиняйте.
Стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Не спорьте по мелочам.
Научитесь обходиться без резкости и категоричности.
Старайтесь не победить, а найти истину.
Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник.
Не давите.
Признавайте возможность своей неправоты.
Любовь к людям начинается с любви к себе.
Нравитесь вы кому-нибудь или нет - неважно, главное - чтобы люди нравились вам.
Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
Мне никто ничего не должен.
Любовь - это свобода. Привязанность - это рабство.
Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
Нет таких случаев, когда обиды оправданы.
Содержать семью должен мужчина, а держать - женщина.

(Учащиеся предлагают результат своего труда)


Вариант проведения консультации семейного психолога
Семейный психолог. Мои советы достаточно просты.
1. Помните о групповой направленности членной вашей семьи. Это означает, что у каждого из них свои мотивы, цели, устремления. Следует помнить и учитывать это факт;
2. Уважайте мнения членов вашей семьи, даже если оно не совпадает с вашим. Посмотрите на ситуацию глазами другой стороны. Ищите то, что вас сближает.
3. Лелейте эмоциональную атмосферу в вашей семье. Любите друг друга, будьте внимательны, интересуйтесь делами всех, даже самых маленьких. Любовь к другим начинайте с любви к себе. Помните, никто вам ничего не должен. Знайте, что плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
4. Будьте готовы к трудностям. Без них не обойтись, но их можно преодолеть вместе. Нет таких случаев, когда обиды оправданы. Не спорьте по мелочам. Помните, что самый главный человек на свете тот, кто перед вами.
5. Помогайте друг другу в домашних делах. Не ругайтесь, а помогите или сделайте сами. Старайтесь не победить, а найти истину
6. Не старайтесь перевоспитать избранника, принимайте его таким, какой он есть. Уважайте друг друга.
7. Прислушивайтесь к мнению друг друга. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Не давите.
8. Если возник конфликт, помните о правилах решения спорных вопросов.
Касается меня - решаю я. Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой, но она красит лицо его или свое? А раз свое, то и дело это в первую очередь ее. Он может задавать вопросы: «Ты для кого красишься?», может объяснять, что любит целовать ее, а не косметику - но настаивать права не имеет. Муж - сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже или босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки? Она может напомнить, что в официальные учреждения ему лучше надеть не только носки, но и ботинки, но настаивать - нет. Это его жизнь.
Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем - делала зарядку. Жене - лень. Может ли он настаивать на этом? Нет, это ее жизнь, ее здоровье, хотя тема для обсуждения есть, и очень серьезная. Кому делать, тот и решает.
Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: «Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!» Обсуждать здесь нечего: нести мужу -решает он.
У кого труднее положение - тот и принимает решение. Супругам надо выходить из дому, с ними ребенок, они торопятся. Но тут она спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она некрасивая!» Он: «Нет, это не самое главное, пойдем так». Кто прав? Прав он, так как его позиция определяется внешними обстоятельствами (он опаздывает), а не внутренними желаниями (ей хочется одеть ребенка красивее). Если этот вопрос касается обоих в равной степени или семьи в целом, он решается мирным обсуждением с аргументацией позиций.
9. При обсуждении запрещается:
давить, обвинять, обижаться. Если это не соблюдается, обсуждение превращается в грубую стычку. Тот, кто это не соблюдает, ведет себя конфликтно и предупреждается о последствиях.
- претендовать на какие-то особые привилегии и права. «Я муж, мне можно», «Я женщина, мне можно». Это не аргументы, а безобразие.
10. Никаких привилегий: что можно одному, то можно и другому.
11. Научитесь прощать друг друга. Будьте готовы сделать шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.
(Преподаватель благодарит учащихся за правильно выполненную работу, подводит итог выполненному заданию)
3. Гендерное поведение.
(Преподаватель ставит задачу перед студентами – разобраться в вопросе «гендерное поведение»)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «женщина»?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «мужчина»?
- А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?
- Чего больше: сходства или различия? Сделайте общий вывод.
- Ученые говорят о гендерных различиях. Что они понимают под ними?
1. Биологические отличия.
2. Психологические отличительные свойства.
3. Поведенческие отличительные свойства.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи (эпоха античности, Средневековья, Новое время).

Ответы учащихся:

В Древнем Китае в условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек. Мужскую половину учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания. Девочкам в Древнем Китае было достаточно научиться быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.)
Обучение мальчиков в Древней Греции. Интеллектуальная подготовка в ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также знаниями о традициях спартанцев, её истории, религиозных обрядах. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей. Мальчиков закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. Экзамены, перед тем как принять подростка в круг взрослых мужчин, были суровые. Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин.
Обучение девочек в Древней Греции. Что касается девочек, то они до семи лет были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей.
В семь лет в Афинах под руководством матери их учили прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Но, как правило, образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от фантазии родителей.
В Спарте воспитанием девочек занимались серьезно – ведь их готовили стать матерями будущих граждан-воинов. Девочек, как и мальчиков, обучали с семи лет. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях.
   Воспитание детей на Руси в древние времена:   Для детей существовала особая, занимательная форма игры в реальную жизнь, где они старались быть похожими на своих старших братьев и сестер, Родителей, Дедов.       Сначала дети в самом раннем возрасте играли вместе, затем, в шестилетнем возрасте, мальчики начинали устраивать свои военизированные игры, а девочки свои, но при этом у них сохранялись общие игры, в koторыe они играли с младенчества.       В Славянских Родах маленьких детей до 12 лет не разделяли по половому признaky и называли их всех одинаково - чадо. Но при этом, kaждoгo мальчиka и kaждyю дeвoчky неизменно воспитывали в уважении k противоположному полу. Детей в древние времена одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды Родителей. Py6aшka мaльчиky шилась из рубахи отца, a py6aшka девочки - из рубахи матери, это связано с могучей обереговой родительски силой, которая охраняет подрастающее поколение и помогает выполнять Уроки, koторыe дают Родители и Жрецы Старой Веры.       На Уpokax детям прививались понятия чести, сердечной дружбы, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед Родом.       Дeвoчkaм постоянно говорилось, что мальчики - это будущие мужчины, воины-защитники Родной земли Предков, любящие и нежные супруги, отцы и главы семейств, хозяева, умножающие добро Древних Родов, Боги-Устроители Родов Великой Расы, Хранители Древней Веры и Мудрости Рода, и поэтому они должны уважать и почитать мальчиков тak же, kak и Небесных Богов.       В свою очередь, мальчикам постоянно говорилось, что девочки - это будущие прекрасные женщины, призванные продолжать Древние Роды Великой Расы, терпеливые создательницы уюта на Родной земле Предков, любящие и нежные супруги, многодетные заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, Богини-Хранительницы Домашнего Очага, и поэтому мальчики должны уважать и почитать девочек kak Богинь и Небесных Богородиц.       Начиная с 7-9 лет, детей обучали всем изначальным основам Инглиизма, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], счету и вычислениям, письму, естествоведению, т.е. знаниям, объясняющим Божественные, Природные и Человеческие истoku жизни на Мидгард-Земле.       Воспитанием детей духовным, тak и физическим, у Православных Староверов- занимались в основном тольko мужчины, главы Семейных Союзов, т.е. Отцы и Деды. Удел всех Славянских матерей, okpyжaть детей: лаской, заботой, любовью и вниманием, но они не должны потакать прихотям детей, ибо этим, они могут погубить чистую Душу и светлый Дух pe6eнka, koторомy станут потакать).

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни?
- Что осталось неизменным?
Какие качества необходимо воспитывать сегодня и какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Свой ответ аргументируйте.
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Что же понимают современные ученые под словом «воспитание»?
- Какие же факторы влияют на процесс семейного воспитания?
(По ходу высказанных предположений на доске и в тетради появляется следующая схема.

Схема № 5
























- Какой из стилей семейного воспитания вам кажется самым разумным? Почему?
- Покажите сильные и слабые стороны предложенных стилей воспитания.
- Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
Примерные ответы учащихся:
(Увеличилось количество семей с неполным составом; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; обострилась социально-экономическая ситуация; прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев семьи; недостаточное внимание государства к семейным проблемам.)
Преподаватель:
Можно ли улучшить ситуацию с семейным воспитанием?

( Преподаватель предлагает поработать над мини – проектом «Помощь семье», раздаёт каждому учащемуся карточки с фразеологизмами, что позволит объединить учащихся в три группы для работы над мини - проектом)
Составьте мини-проект «Помощь семье».
Вы получили листочки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:
- «Яйца курицу не учат»;
- «Молодо-зелено»;
- «Молодым везде у нас дорога».
- Определите, какой группе соответствует данное выражение. («Яйца курицу не учат» родители; «Молодо-зелено» -старшее поколение^ «Молодым везде у нас дорога» молодежь.)
В результате образуются три группы:
«Молодежь»
«Старшее поколение»
«Родители»
Задание для группы «Старшее поколение»
У вас большой жизненный опыт. Постарайтесь подумать и выработать «Свод основных правил семейного воспитания». Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка в семье. Оформите свою работу на плакате. Самый активный из вас получает звание Главного специалиста по семейному воспитанию и будет представлять работу группы. ( предположительные ответы: 1.Начните с себя, т.к .взрослый пример для подражания.
2. Создавайте поводы для наглядного воспитания – правила этикета (например, домашний приём гостей – пользование столовыми приборами)
3.Обосновывайте и объясняйте - дети обожают, когда им излагают причины всего, что надо делать.
4. Не критикуйте ребенка на людях - не унижайте ребенка окриками и язвительными комментариями. А промахи лучше обсуждать с глазу на глаз, спокойно и доброжелательно
5. Приходите на помощь в трудную минуту, чтобы поддержать ребёнка.
6. Хвалите - дети остро нуждаются в родительском одобрении.
7.Не надо доходить до крайностей - позволяйте ребенку быть искренним и естественным.

Преподаватель предлагает учащимся выполнить задания:
Задание для группы «Родители»

Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Самый активный из вас получает звание Мудрого родителя и будет представлять работу группы. (Предположительные ответы: послушный, понимающий, осознающий, стремящийся к знаниям, спокойный, уравновешенный, интересующийся)

Задание для группы «Молодежь»

Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате. Самый активный из вас получает звание Мудрого представителя молодежи и будет рассказывать о результатах работы группы. (Предположительные ответы: изобретательные, искренние, понимающие, внимательные, открытые, надёжные, лёгкие на подъём, любящие, терпеливые, смелые, весёлые, спортивные, неутомимые.)

Преподаватель подводит итог выполненному заданию

Преподаватель предлагает учащимся побывать на заседании дискуссионного клуба:

Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему: «Феминизм: "за" и "против"». Выскажите свое мнение относительно проблемы феминизма. (рассуждения учащихся о феминизме)

III. Подведение итога урока:

Преподаватель предлагает сыграть в игру, которая называется «Мой собеседник».

На доске написаны фразы, которые вы должны продолжить.
«На уроке я узнал (а)...»
«На уроке я понял (а)...»
«После изучения материала на уроке я хочу...»
«После изучения материала на уроке я могу...»
Преподаватель предлагает задание для домашней работы.

Домашнее задание
8. Домашнее задание: Л.4. стр. 75-79, подготовить презентацию «Традиции моей семьи»
Выполните задания к параграфу.







































Литература
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ, 1998.
Касьянов В.В. Обществознание. Ростов –на – Дону. 2009 г.
Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов. М.,2006.
Кравченко А.И Обществознание. М. 2005 г.
Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М. 2007 г.
Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию. М.2011г.
Человек и общество. Под ред. Боголюбова Л. Ю., Лазебниковой А.Ю. М. 2007 г.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Материал из Википедии свободной энциклопедии





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема урока «Семья как малая социальная группа» важная и нужная для формирования мировоззрения, нравственных качеств молодого поколения.
Подготовка к уроку хлопотная и трудоёмкая работа, но эффект от хорошо проведённого урока (классного часа) несомненен, поиски и размышления по данному вопросу дают возможность поучаствовать в дискуссии, сформировать своё мнение, определённую жизненную позицию, стремление самосовершенствоваться.
Проведение такого мероприятия позволяет нацелить учащихся на получение знаний по таким дисциплинам, как философия, обществознание, литература, история, психология.
































Приложения к уроку обществознания по теме:
«Семья как малая социальная группа».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Обществознание.
Тема: Семья как малая социальная группа.
Цели:
образовательная: Объяснить понятия и термины: «гендер», «гендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «гендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания», познакомить с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.
Воспитательная: способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.
Развивающая: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Вид занятий: урок
Тип урока: урок – проблема с элементами ролевой игры
Оборудование, ТСО: экран, мультимедиа, схемы, карточки с фразеологизмами, карточки с терминами и понятиями.
Межпредметные связи: (сопутствующие, предшествующие, перспективные) История,
Философия, обществознание, психология.
Литература: Обществознание. В.В.Касьянов. Ростов н./Д. Феникс. 2009 г.
Ход урока
1. Организационный момент (__3___мин.)____________________
3. Подведение итогов проверки, анализ ответа студентов
4. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия (_3_мин.)
5.Изложение нового материала по вопросам: объяснение, с элементами проблемных деловых ситуаций.
План:
Особенность семьи как малой социальной группы.
Функции семьи.
Гендерное поведение.
Воспитание в семье.
1.Мозговой штурм. Учащиеся записывают слова-ассоциации к слову «семья», выделяют группы в записанных словах, дают свое определение «семья».
2. Беседа:
1.Как вы думаете, почему так много наук (этнография, социология, экономика семьи и домохозяйства, семейное право, демография, социальная психология, педагогика) изучают семью?
2.Расшифруйте интерес каждой науки по отношению к семье.
3.Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
3.Объяснение с использованием опорных схем:
а) семья, что связывает людей;
б) виды семей.
в) функции семьи.
4. работа в группах: психология семейных отношений: (роль психолога, на приём пришли: муж-жена, родители-дети, дети бабушка (дедушка), супружеская семья – родительская семья). Они не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача - продумать советы которые вы можете дать молодым людям в их семейной жизни. – Результат работы – советы «психолога»
5. Беседа: а) гендерное поведение, б) воспитание в семье, в) мини – проект «Помощь в семье» (Работа в группах 1. «Старшее поколение»- «Свод основных правил семейного воспитания»
2. «Родители» - «Портрет идеального ребёнка» 3. «Молодёжь» - «Портрет идеального родителя»;
Презентация «День семьи, любви и верности».
6. Подведение итогов занятия (5 мин)
Игра «Мой собеседник». ( Предлагаются фразы, которые нужно продолжить)
8. Домашнее задание: Л.4. стр. 75-79; подготовить презентацию «Традиции моей семьи».


Приложение № 1.

Из книги Н. Козлова «Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день»
Вы не можете считать, что вы правы, пока не посмотрели на ситуацию глазами другой стороны.
Врут тому, кому правду говорить опасно.
Ругань - это обыденный мордобой. Вы в этом участвуете?
Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично.
Не ругайся, а помоги или сделай сам.
Не копите раздражение. Что-то не нравится - не молчите, скажите об этом.
Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой.
Ищите то, что вас сближает.
Не кидайте в собеседника «булыжники»: не обвиняйте.
Стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Не спорьте по мелочам.
Научитесь обходиться без резкости и категоричности.
Старайтесь не победить, а найти истину.
Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник.
Не давите.
Признавайте возможность своей неправоты.
Любовь к людям начинается с любви к себе.
Нравитесь вы кому-нибудь или нет - неважно, главное - чтобы люди нравились вам.
Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
Мне никто ничего не должен.
Любовь - это свобода. Привязанность - это рабство.
Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
Нет таких случаев, когда обиды оправданы.
Содержать семью должен мужчина, а держать - женщина.

Приложение № 2.

Задание для группы «Старшее поколение»
У вас большой жизненный опыт. Постарайтесь подумать и выработать «Свод основных правил семейного воспитания». Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка в семье. Оформите свою работу на плакате. Самый активный из вас получает звание Главного специалиста по семейному воспитанию и будет представлять работу группы.
Задание для группы «Родители»
Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Самый активный из вас получает звание Мудрого родителя и будет представлять работу группы.
Задание для группы «Молодежь»
Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате. Самый активный из вас получает звание Мудрого представителя молодежи и будет рассказывать о результатах работы группы.

Приложение № 3.
Термины к уроку обществознания по теме «Семья как малая социальная группа»
Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.
Семья – это союз людей, объединённых любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется
совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих
взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Брак («брачити» - отбирать, выбирать хорошее) – это надлежащим образом оформленный
добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Заключение брака
рождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.
Гражданский брак - не признан ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Многопоколенная семья – семья, которая объединяет под одной крышей два – три поколения.
Нуклеарные семьи- пары с одним или двумя детьми.
Традиционная семья – семья, где глава семьи мужчина.
Эгалитарная семья- семья, для которой характернысправедливое распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов.
Гендер - пол.
Гендерные роли – нормативные предписания и ожидания «правильному» мужскому и женскому поведению.
Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.
Полигамия брак одного супруга с несколькими женщинами.
Полигиния брак одного мужчины с несколькими женщинами
Полиандрия брак одной женщины с несколькими мужчинами;
Полные семьи - двое родителей
Неполные - где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками.
Фемини
·зм (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] femina, «женщина»)  общественно-политическое движение, целью которого является предоставление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всей полноты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В широком смысле  стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле  женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.
связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Приложение № 4
Дисциплина «Обществознание».
Опорные схемы по теме «Семья как малая социальная группа»

схема № 1 «Семья»









Любовь

Взаимовыручка

Поддержка

Ответственность

Забота друг о друге


схема № 2 «Виды семей»




























Схема № 3 «Функции семьи»













Схема № 4
















Важнейшие функции семьи






Схема № 5


















Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга


Их связывает


Переходный тип - муж, пропагандируя необходимость четкого разделения обязанностей, активно помогает жене. И наоборот


ВИДЫ СЕМЕЙ


Расширенные (многопоколенные)
объединяют два-три поколения


Полные и неполные- отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками и дедушками

Нуклеарные пары с одним или двумя детьми

Традиционная или патриархальная- предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет три поколения. Женщина зависит от мужчины.

Партнёрская или эгалитарная- справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, эмоциональная насыщенность

Рекреационная функция

Репродуктивная функция

Воспитательная функция

Хозяйственно – экономическая функция

Социально – статусная функция


Функции семьи


Сексуальная функция

Эмоционально – психологическая функция

Воспитательная функция

Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ


Личностные ресурсы семьи

Спектр целей семейного воспитания

Стиль воспитания

диктат

опека

невмешательство

сотрудничество

Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга


Их связывает


Переходный тип - муж, пропагандируя необходимость четкого разделения обязанностей, активно помогает жене. И наоборот


ВИДЫ СЕМЕЙ


Расширенные (многопоколенные)
объединяют два-три поколения


Полные и неполные- отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками и дедушками

Нуклеарные пары с одним или двумя детьми

Традиционная или патриархальная- предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет три поколения. Женщина зависит от мужчины.

Партнёрская или эгалитарная- справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, эмоциональная насыщенность

Рекреационная функция

Репродуктивная функция

Воспитательная функция


Функции семьи


Хозяйственно – экономическая функция

Социально – статусная функция

Сексуальная функция

Эмоционально – психологическая функция

Важнейшие функции семьи


Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия


Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества


воспитательная функция- новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей


Хозяйственно-экономическая функция - охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.


Эмоционально-психологическая функция - семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса


Рекреационная функция включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени

Социально-статусная функция - семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества


Воспитательная функция

Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ


Личностные ресурсы семьи

Спектр целей семейного воспитания

Стиль воспитания

диктат

опека

невмешательство

сотрудничество