«Мужской и женский миры. Идеал мужчины и женщины. Смена половых ролей. Причины и реакция общества(Древняя Греция)».
Тема: «Мужской и женский миры. Идеал мужчины и женщины. Смена половых ролей. Причины и реакция общества(Древняя Греция)».Выполнил: учитель истории Вичужанина Н.Г.НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет гуманитарных наукКафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права
1. Мужской и женский мирыОдежда мужчин и женщин в Древней Греции
1.1 Мужская одежда Главным предметом мужского гардероба в те времена был хитон. С одной стороны он имел прорезь для руки, а с другой стороны ткань крепилась пряжкой или застежкой (фибулами). Иногда ткани сшивали с этого края. Хитон в варианте для раба представлял собой рубаху без рукавов, то есть, без отреза ткани, который перекидывали через плечо.Дельфийский возничий. Бронза. Ок. 470 г. до н.э.
Поверх хитона обычно надевался гиматий (гиматион), представлявший собой длинный плащ. Был и короткий плащ, который называли хламидой. И если гиматион скреплялся на груди, то хламида – на шее. Последний обычно надевали для охоты, путешествия или боя.Набросок гиматия Неиз. авторНабросок хламиды Неиз. автор
Распространенной обувью были сандалии на пробковой подошве, но древние греки часто ходили и босиком, особенно горожане без положения или рабы. Ипадиматы – состояли из кожаной подошвы, крепились к ноге ремнями.Наброски древнегреческих сандалийНеиз. автор
1.2 Женская одеждаЖенская одежда в Древней Греции была объемной, без кроя и шитья..Нижняя одежда хитон. Хитон подпоясывался. Пояс украшался орнаментом. Верхняя одежда – пеплос – предназначался для торжеств. изображение хитона на древнегреческой статуе. Автор неизв. изображение пеплоса на древнегреческой статуе. Автор неизв.
Хитон – нижняя одежда, была двух видов:-дорийский -ионийский
Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову.
Обувь древнегреческих женщин.1 Иподиматы – сандалии на кожаной или деревянной подошве с несколькими ремешками, украшенными золотом или серебром.2 Крепиды – подошва имела небольшие бортики, ремешки переплетались, крест-накрест охватывая всю ступню до щиколотки.3 Эндромиды – полуоткрытые высокие сапоги, изготавливались в основном из кожи, впереди была шнуровка с открытыми пальцами, остальная часть ступни закрыта. 3 2
1.3 Социальный статусВ Древней Греции существовали:-моногамия (единобрачие);-патрилинейный счет родства (счет происхождения, родства и наследования по отцовской линии в отцовском роде);-патриархальное право (глава мужчина, прав у женщин не было)«Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми − с властью царя»Аристотель
Псевдо-Дикеарх во II - I вв. до н.э считал:Фиванские женщины выделяются среди других гречанок высоким ростом и особенно привлекательной походкой и манерой держаться. Женщины Беотии, как и жительницы островов Эгейского моря, славились своей утонченностью, образованностью, склонностью к поэзии. В Спарте заботились, прежде всего, о здоровье и физической закалке девушек и молодых женщин, дабы их дети были здоровые, сильные, крепкие; в Спарте этому уделяли гораздо больше внимания, чем в Афинах.
Афинская демократия – это общество мужское, строго и ревниво охраняемое. Как в отношении рабов, так и в отношении женщин, эта демократия страдала болезнью «дискриминации», оказывающей пагубное влияние на устои общества. Суть афинской демократии состояла в том, что каждый гражданин имел право участвовать в деятельности публичных учреждений. По закону Перикла 451 - 450 гг. до н.э. гражданином признавался лишь тот, чьи и отец, и мать - полноправные граждане. Следовательно, всё же принадлежность к полноправным лицам определялась и у женщин. Борьба за ограничение круга лиц, имевших право считаться гражданами - это характерное явление в истории греческой демократии.
У женщин воспитывалось чувство патриотизма, гордости за собственный полис.Женщины: - в Эфесе участвовали в общественной жизни полиса; - обладали финансовой самостоятельностью, жертвовали собственные деньги на обустройство различных зданий;имели право на образование.Женщины за туалетом. Вазовая роспись конца V в. до н. э.
1.4 Брачно-семейные отношенияДевушек в Афинах выдавали замуж рано ( 15-12 лет) Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а ее отец от ее имени.Священный брак Зевса и Геры. Метопа храма Геры в Селинунте. 460–450 гг. до н. э.
Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Браки заключались иногда даже между детьми одного отца. Закон запрещал вступать в брак только тем, у кого была общая мать.Обручение было важным юридическим актом.Приданое за невесту требовал не закон, а обычай.
Знакомство молодых людей до брака было необязательным, учитывалось равенство общественного и имущественного положения жениха и невесты.Формальный акт заключения брака имел первоначально частный характер семейного торжества и лишь со временем превратился в акт религиозный и публично-правовой. Правители должны устанавливать и возраст, при достижении которого возможны брачные отношения.
Главная обязанность замужней женщины- рожать и воспитывать детей. Сыновей: воспитывала до семилетнего возраста. Дочерей: оставляла при себе, приучая их к унылой жизни в гинекее в роли хозяйки и производительницы. Тема материнства в вазовой росписи
Жена афинского гражданина всего лишь «ойкурема», «предмет» (по-гречески это слово среднего рода), созданный для «домашнего хозяйства». Для афинянина его жена лишь первая среди его служанок».
«…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных». Платон
Афинское право осуждало сожительство. Заключение законного брака считалось обязательным. А сожительство с наложницей признавалось афинскими законами и не преследовалось. Это является очередной иллюстрацией того, как непоследовательны законы Древней Греции по отношению к женщине в семье.
Несмотря на то, что нормой в брачных отношениях между мужчиной и женщиной являлись неравноправные отношения − девушка и выходит замуж не по своей воле, и в замужестве теряет всякую самостоятельность, выполняя только единственную функцию воспитания детей, − объектом для литературных описаний становится другая, уже более свободная и самостоятельная личность
Мужчинывсегда играли в Греции главную роль. Все важные решения в жизни семьи зависели только от них. Только мужчина:решал, продолжит жить новорожденный ребенок, или его оставят умирать. регулировал жизнь своей жены.Свободы семейного мужчины не ограничивались какими-либо правилами. он мог легко отказаться от своей жены, мог изменять ей. Единственная отрасль, которую мужчины предпочитали избегать - организация жизни дома.Немалой частью мужского мира в Древней Греции была военная служба:мужчины проходили военную подготовку с 18 до 20 лет.- проводили 2 года в отрядах пограничной службы, а затем призывались на службу лишь в ополчение во время походов.
2. Идеал мужчины и женщины в Древней Греции
2.1 Идеал мужской красоты Говоря о мужском идеале красоты, нельзя не вспомнить Аполлона Бельведерского. Размеры грудной клетки - 97 см, талия — 78 см, бедро — 91 см, ляжка — 135 см, икры ног — 34 см, запястье — 21 см, предплечье — около 38 см. Исходя из этих цифр, можно прийти к выводу, что древнегреческий идеал мужчины был куда крупнее сегодняшних мужчин и более развит физически по сравнению с ними.Аполлон Бельведерский. Скульптор Леохар4 в. до н.э
Духовный идеал мужчиныИдеальный мужчина должен был быть, в первую очередь, идеальным гражданином своего полиса и приносить ему пользу, обладая необходимыми для этого качествами. Мужчина должен был быть первоклассным воином, потому что зачастую война оставалась единственным средством для защиты полиса. Портрет Перикла. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия.
2.2 Идеал женской красотыЭталоном женской фигуры считалась фигура Афродиты Милосской. Ее пропорции совпадали с пропорциями "золотого сечения". Рост - 164 см, окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.Именно такие пропорции древние греки считали идеальными, разговаривая о женщинах.Богиня ДеметраВенера Милосскаянеизв. авторприм. 1 в. до н.э.
Духовный идеал женщиныВ первую очередь в женщине ценили трудолюбие и послушание. Так же ценилось умение хранить молчание. «Убором женщины молчанье служит» Аристотель.Богиня ДеметраГолова Афины Лемнии. Третья четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия.Фукидид в "Истории" приводил речь Перикла, в которой тот говорил, что идеальной женщиной, достойной наивысшей похвалы, может считаться та, которая не потеряла присущей женственной природы супруги и гражданки; та, о которой меньше всего говорят мужчины в порицание или похвалу.
3. Смена половых ролей. Реакция общества
3. Смена половых ролей. Реакция общества. В целом асимметричные (как по возрасту партнёров, так и по наличию влечения) отношения на протяжении всей истории Древней Греции заметно преобладали над симметричными, хотя отнюдь не исключали таковых. Лишь с формированием в греческой философии понятия личности (на протяжении V—IV веков до н. э.) среди философов начинает обсуждаться проблема характера любовного влечения индивида.Менада и сатир. Около 480г. до н. э.
В Афинах существовал закон, лишавший гражданской чести (то есть значительной доли гражданских, прежде всего политических, прав) того, кто «отдавал свое тело в разврат». Понятно, что граница между осуждаемым «развратом» и идеализируемой «любовью» была достаточно субъективнойТакой моральной проблемы не видели в отношении неграждан и тем более рабов. Постепенное распространение ценностей сперва римской, а затем христианской морали ведет к принципиальной переоценке в общественном сознании отношения к различным формам любви.
3.1 ПроституцияВ Древней Греции проституция была частью повседневной жизни. В более развитых городах и, особенно, во многих портах ею занималась значительная часть населения.( большее количество денежных средств вращалось именно в этой сфере). Проституция тогда была законной деятельностью. Наличие борделей в городах не осуждалось, они существовали вполне открыто и пользовались большим успехом. Проституция была как женской, так и мужской. Проститутками могли быть разновозрастные женщины и только молодые юноши. Их клиентами, в основном, были мужчины.
3.1.1 Женская проституцияВ Древней Греции было четыре типа жриц любви:«порнай» (проститутка самого низшего уровня), «блуждающая» (были уровнем выше чем «порнай») развратница, гетера (находились на вершине иерархии «спутница радости»)храмовая проститутка ( общение с «посвященной» служительницей означало жертвенную отдачу божеству.)Две гетеры. Около 510 г. до н. э
3.1.2. Мужская проституцияВ Древней Греции мужская проституция была распространена не менее, чем женская, часто ей даже отдавали предпочтение.Могила ПестумНастенная роспись гробниц
3.2 Мужская и женская гомосексуальность в Древней Греции3.2.1.Мужская гомосексуальность.Эрастес - более взрослый мужчина и выполняет активную роль.Эроменос - совсем юный мужчина и более пассивный.Позорным считался акт совокупления двух взрослых партнеров., т.к. более старший любовник играет некую роль отца: он помогает возлюбленному развиваться, чтобы войти во взрослую жизнь настоящим мужчиной. Гомоэротическая сцена. Роспись на чернофигурном сосудеоколо 540 г. до н. э.
3.2.2. Педерастия - сожительство взрослого, часто пожилого мужчины («эраста») с мальчиком-подростком («эратоменом»). Отцы семейств сами предлагали своих детей в качестве любовников знатным эллинам, и, если им это удавалось, считали это почетом. Педофилия даже открыто воспевалась и превозносилась, так что в стихах поэтов и в диалогах философов ей уделялись самые возвышенные слова. Мужчина с мальчиком. Около 490 г. до н. э.
3.2.3. Женская гомосексуальность или лесбийская любовь В Древней Греции лесбийская любовь называлась: трибадизмом - женщины, занимающиеся совместными половыми действиями.Слово «трибада» обычное обозначение женщины, предающейся гомосексуальным связям.«Гетеристрия» (hetairistria) или «дигетеристрия» (dihetaeristria): и то и другое — производные от «гетера».
Лесбийская любовь в обществе:не обсуждалась не регулировалась законом не была значима для жизни городаобщество относилось к этому явлению лояльноАкробатка и танцовщица. Около 430г. до н. э.
Причины возникновения однополой любвиПлатон диалог «Пир!»: от изначального мужчины произошли мужи, предающиеся однополой любви, от изначальной женщины — гомосексуальные женщины, из андрогина же — мужчины, взыскующие жен, и женщины, любящие мужчин. Отношения мужчин к женщинамДревнегреческая поэтесса Сапфо воспевала любовь к женщине
Существовало 2 общности амазонок:Первая группа жила в бассейне реки Галиса (ныне Кызыл-Ирмак) в Малой Азии.Вторая общность располагалась в степях Северного Причерноморья и связана с образованием в I тыс. до н.э. скифо-сибирского мира. 3.3 Амазонки - это племя женщин-воительниц, дочерей Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долине фригийской Акмонии. Другими божественными матерями этой общности являлись Афродита или Отрета.
М.О. Косвен исследовал литературную традицию о женщинах-воительницахвыделил три их разновидности: народ, состоящий исключительно из женщин; народ, в котором женщинам принадлежит государство и военное дело, а мужчины находятся в подчинённом положении; и народ, в котором женщины участвуют в военных действиях наравне с мужчинами (последний вариант связан с этнографическими сведениями о таких обществах).
Поликлет. Раненая амазонка. Мрамор.копия. 440 г-430 г.г. до н.э.Амазонки. кратер. 440 год до н.э. борются воином. греческимСкопас. Амазономахия. Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. 4 в. До н.э.
Список используемой литературы:1. Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. М.: Молодая гвардия, 2005 г.2. Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. М.: Искусство, 1992 г.3. Дюрант В. Жизнь Греции. - М.: Молодая гвардия, 2005 г. 4. Кон И. С. Мужское тело в истории культуры. - М.: Слово, 2003.5. Косвен М.О. Амазонки. История легенды.// СЭ.1947.№2,3. 6. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Вече, 2007 г. 7. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 8. Сули С. Эротическая жизнь древних греков. М.: Мысль, 1997 г. 9. Фуко М. История сексуальности. II. Использование удовольствий. Пер. с фр. - СПб.: Академический проект, 2007.
Источники:1. Военная искусство Древней Греции // Военная мысль античности: Сочинения древнегреческих и византийских авторов. — Мос: АСТ, 2002. 2. Гесиод. Полное собрание текстов. Перевод фрагментов О. П. Цыбенко, вступ. ст. В. Н. Ярхо, комм. О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. (Серия «Античное наследие»). М.: Лабиринт, 2001. – 484 с.3. Гиппократ. Сочинения. / Пер. В. И. Руднева, комм. В. П. Карпова. Кн. 2. — М.: Медгиз, 1994. — 512 стр.4. Гомер. Одиссея. // Мифы и легенды народов мира. / Сост. Н.Будур, И.Панкеев. - Т. 1. - М.: Олма-пресс, 2000. – с. 345-458.
5. Демосфен. Речи [I-XIX]. 6. Ксенофонт. Домострой.7. Лукиан. Сочинения. Вып. 1-3. / Пер. В. Алексеева. СПб., 1889—1891.512 с.8. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. с. 91-622.9. Помпоний Мела, Хорография I, 19, 114 10. Семонид Аморгский. Поэма о женщинах. // Античная лирика. / сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. – 222 с.11. Страбон. География. XIII. I. 69-70.12. Фукидид. История. // Пер. и примеч. Г.А.Стратановского. - М.: Ладомир,1981. – 731с.13. Гиппократ. Сочинения. / Пер. В. И. Руднева, комм. В. П. Карпова. Кн. 2. — М.: Медгиз 1944.