презентация Обобщение опыта работы по темеПрименение теории критического мышления на уроках русского языка
Из опыта работы Мокиной И. В.МБОУ Филинская сошИспользование теории критического мышления на уроках русского языка.
ppt_y
Что такое обучение - это процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - интеллектуального, эмоционального, волевого напряжения - невозможны ни активная познавательная деятельность, ни субъект - субъектное взаимодействие учителя и ученика.
ppt_y
Субъект-это тот, кто сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если ученик окажется неподготовленным к необходимости прилагать усилия к той или иной деятельности ,то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха. Педагог со своей стороны должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Новые подходы к обучению требуют от педагога знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, владения соответствующими приемами организации учебного процесса.
ppt_y
Урок, построенный в соответствии с ткм, условно можно разбить на следующие этапы: разминка, контрольно- подготовительный, «вызов», «осмысление деятельности», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Этапы урокаПедагогические приемыНачало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку» «Отсроченная отгадка», «Погружение», «эпиграф»Контрольно - подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.«Лови ошибку», «Опрос- кроссворд», «Верю - не верю»…Постановка учебной цели. «Вызов»,обеспечивающий интерес к поставленной цели.«Цель и цели», «вопросы к тексту», «знаю-не знаю»Осмысления содержанияДеловые игры, «Театрализация», «Кластер»Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.«Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн».
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Содержание этого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, связанные с темой урока, цель которых- создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.Начало урока, «разминка»«Отсроченная загадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой. Например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и служебные части речи».
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
На доске пишется фраза Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Учащимся предлагается определить части речи. При изучении темы «Состав слова» задать вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?»…
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
«Эпиграф» Урок по теме «Словообразование» Учащимся предлагается осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с темой урока, пока еще неизвестной. Например, «Не хочу учиться, хочу жениться» (тся-ться).Чудак-математик в Германии жил. Он булку и масло случайно сложил.Затем результат положил себе в рот.Вот так человек изобрел бутерброд.стихотворение Г. Сапгира:
ppt_y
ppt_y
ppt_y
«Погружение» проводится по «цепочке», возможны следующие варианты: учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления, например, дают характеристику глаголу, называя общие, постоянные, непостоянные, синтаксические признаки . Или учитель сам начинает «цепочку» вопросов по определенной теме, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Контрольно-подготовительный этапНа данном этапе происходит «уплотнение» знаний. Здесь можно использовать следующие приемы.«Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках. Учитель намеренно допускает ошибки. Например, « основу слова составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание».«Опрос-кроссворд» по изучаемой теме, составленный учителем или учениками.алФавитоснОваомоНимыкорЕньанТонимынеологИзмыприставКалексикА
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
«Повтор с расширением». Ученики готовят сообщения, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. Можно использовать материал из истории языка, этимологии.… Такая работа стимулирует учащихся на самостоятельный поиск, на работу с дополнительной информацией.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
«Верю - не верю». Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или к преподавателю с тезисами, которые можно принять или не принять. Например, «Я утверждаю, что все прилагательные имеют степень сравнения». «Не согласен, только качественные имена прилагательные имеют степень сравнения». Можно провести это задание в форме теста, который составляет учитель или учащийся.
ppt_y
ppt_y
Постановка учебной цели, создание ситуации « вызова»Цель вызова: ученик сознательно ставит задачу, решение которой потребует определенных усилий, т.е. формирует субъектную позицию в обучении. Приемы, используемые на данном этапе.«чтение - инсерт». Более уместны при изучении общих и вводных тем. «Язык - важнейшее средство общения», «Международное значение русского языка». Ученик, работая с текстом, на полях проставляет «сигналы» степени усвоения темы: + - известные факты,! -хотелось бы узнать побольше, ?- нужно разъяснение. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика.«знаю - не знаю – узнал». Каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Эту работу можно выполнять как индивидуально ,так и в группе. Данный прием учит не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение усилий всех участников.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Осмысление содержания.Главное здесь – поддержка активности, интереса и сведение информационных находок в совокупное знание по теме. Деятельность учителя на данном этапе организационная и координирующая. И только в конце при подведении итогов – руководящая.
ppt_y
ppt_y
«КЛАСТЕР» Этот прием активно использует приемы видеоряда: идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова, т. о. создается коллективный сигнал по теме.
ppt_y
ppt_y
Рефлексивный этап урока.Основное его содержание-осмысление результата работы. К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. (возвращение к эпиграфу, знаю- не знаю –узнал). Существуют и специальные приемы:«синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее теме. По форме представляет собой последовательную лесенку из 5 строк: в каждой строке происходит добавление.
ppt_y
ppt_y
Правила написания синквейна.1 строчка - одно слово-тема-существительное.2 строчка - два слова (прилагательные или причастия)-описание темы(слова можно соединять союзами и предлогами).3 строчка - три слова (глаголы)- действия, относящиеся к теме .4 строчка - четыре слова -предложение, которое показывает отношение автора к теме в первой строке.5 строчка - одно слово-ассоциация, синоним, метафора, которые повторяют суть темы в первой строчке, обычно существительное.Например,ПредметТакой разнообразный,Определит, опишет, имя даст…О. существительное ты – основа нашей речи!Ты-суть всего…
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Важный этап – это определение домашнего задания по уровням. Первый уровень, обязательный, Второй уровеньТретий уровень- то, что должны знать всевыполняют те, кто считает, что хорошо усвоил темутворческий, предполагает свободное владение материаломНапример, при изучении сложноподчиненных предложений задание первого уровня сводится к усвоению основных признаков каждого вида придаточных, умению их определить. Задания второго уровня потребуют умения дать развернутую характеристику предложений, составить их по заданным схемам. В задание третьего уровня, помимо названного, м. б включено составление кроссворда по теме, запись текста, состоящего только из предложений данного типа, составление для класса заданий типа «верю - не верю».
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Таким образом, данная технология учит работать с информацией, раскрывает творческие возможности, т.к. в процессе работы участвуют все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, двигательный. На занятиях ученики воспринимают и чувствуют слово, составляют по схемам текст. Это выводит ученика на путь познания.
ppt_y
ppt_y
Нижегородская обл., Вачский районМБОУ Филинская СОШУрок русского языка в 6 классес применением технологии критического мышленияТема :«Имя существительное как часть речи.» Выполнил: учитель русского языка и литературы высшей категории Мокина Ирина ВикторовнаАдрес: Нижегордская обл., Вачсий р-н, с Филинское, ул.Рабочий проспект д.1 кв.4 тел.: 891013857842011 г.
Здравствуйте, попробуйте по эпиграфу к уроку определить его тему. «Давно живу я в мире этом , даю названия предметам.»Действительно, сегодня мы будем на уроке говорить об имени существительном.Цель урока: Повторить изученное об имени существительном в 5 классе, Научиться обрабатывать информацию в форме кластера, Осваивать активные методы работы с учебником, Учиться составлять синквейн.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВызовЭпиграф, ассоциатив-ный кластер, погружение, повторение с расширением, «тест верю -не верю» -Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «существительное»?Составляется ассоциативный кластер- А сейчас по цепочке вспомним все, что вы знаете об имени существительном (ученики вспоминают все сведения об имени существительном, которые им известны).
-Молодцы, послушайте сообщение ученицы из истории имен существительных.(после сообщения задаются вопросы по восприятию)Выполняется тест «верю-не верю»
Тест (согласен - не согласен) Повторение темы «имя существительное» Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет.Имя существительное изменяется по родам. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.В предложении существительное может быть сказуемым.Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?Изменяются по родам и числамВ предложении может быть любым членам предложенияВещь, конь ,рожь ,молодежь _это существительные 3 склоненияГоречь ,тюль, брошь- все существительные ж.р.На лекци.., об арми.., в планетари ..- во всех словах -и У существительных пейзаж, рубеж кирпич , училищ- на конце ь не пишетсяОдушевленные имена существительные пишутся с заглавной буквы Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в И. п., то между ними ставится тире (Самопроверка с обсуждением)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Осмысление содержания (сотворчество)Кластер-А сейчас мы будем учиться письменно, обрабатывать информацию в виде кластера. Все сведения о существительном заносятся по часовой стрелке, начиная с общих признаков, постоянных и непостоянных , затем грамматические правила.После составления кластера выполняется тест согласен - не согласен, активизирующий учащихся к изучению нового материала.
Выполняется тест «верю – не верю» В русском языке все слова относятся к 1,2,3 склонениюРод, число, падеж – это постоянные признаки существительных.Все имена существительные относятся к мужскому и среднему роду.Не с существительными всегда пишется слитно.Откройте оглавление в учебнике и проверьте себя. Посмотрите, сколько нового и интересного вы узнаете о существительном в этом году. (несклоняемые, разносклоняемые, общего рода…)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РефлексияСинквейнСоставляются синквейны .Например: 1. Существительное 2.собственные и нарицательные 3.обозначает,называет, ласкает 4.Существительное – дирижер грамматического оркестра. 5.сущность. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Домашнее заданиеРазно-уровне-вые, по выбору Составить словарный диктант по любой части кластера или тест «верю – не верю»