Урок по окружающему социальному миру на тему Игрушки для мальчиков и девочек (1класс)


Аннотация: технологическая карта урока для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в рамках учебного курса «Окружающий социальный мир». Отбор содержания которого направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию; повышение уровня общего развития обучающихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Цель учебного курса - формирование первоначальных представлений о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей (и в частности себя, как ученика); овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом социального поведения, для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
Целью уроков в данном классе является не столько формирование знаний и представлений по теме, сколько формирование личностных результатов: мотивационной основы учебной деятельности, привитие познавательного интереса, осознание себя как «Я», развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту и особенностям обучающихся с ТМНР формах работы, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. На уроке варьируются различные виды деятельности (коммуникативная, двигательная, музыкальная, предметно-практическая). Особое место уделяется формированию базовых учебных действий. Активно используются невербальные средства общения (пиктограммы, жесты), упражнения для развития у обучающихся сенсорных процессов, ВПФ. В содержании урока прослеживается связь с коррекционно-развивающими занятиями по развитию сенсорных процессов и учебным курсам «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек».
Технологическая карта урока по учебному курсу
«Окружающий социальный мир»
учитель Путяйкина Т.А.
Предмет: окружающий социальный мир
Класс: 1 класс
Тема урока: Игрушки для мальчиков и девочек.
Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление, новых знаний).
Форма урока: (индивидуальная, фронтальная).
Цель урока: Формировать представление ребенка о его половой принадлежности (кто он: мальчик или девочка).
Часть I
Планируемые результаты освоения Виды учебной деятельности Система средств обучения
Личностные БУДыПредметные Создать условия для привлечения внимания к деятельности и умения взаимодействовать (учитель – ученик) Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить к доске, садиться за парту)
Будет иметь возможность идентифицировать себя с собственным именем, различать признаки людей по половой принадлежности Демонстрация, игровая деятельность, предметно-практическая деятельность
Иллюстрации мальчиков и девочек, картонные фигурки мальчиков и девочек без рук и ног, прищепки. Кукла, игрушки в коробке, предметные картинки с изображением этих игрушек.
Галстуки и бантики.
Шарики.
Аудиозапись песен.
Создать условия для осознания себя как «Я», осознание своей половой принадлежности;
для принятия роли ученика. Будет иметь возможность взаимодействовать с учителем с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации Предоставить возможность выбирать нужную картинку (мальчик/девочка) в соответствии с инструкцией педагога или по образцу. Предоставить возможность познакомиться с элементарными формами речевого этикета в соответствии с ситуацией (спасибо, здравствуйте, до свидания). Обеспечить условия для формирования:
- учебного поведения (фиксация взгляда на учителе, на игрушке);
-умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность Часть II
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Формируемые БУДыКоррекционные приемы
1. Организационный момент Приветствует, настраивает обучающихся на работу, привлекает внимание к себе (называет имена детей). Приветствие (доступными средствами), правильная посадка за партами. Поднимают руку, говорят "Я", услышав свое имя. (Если ребенок не говорит, то использует для ответа жест или пиктограмму "Я") Создать условия для адекватного использования ритуалов школьного поведения (поднимать руку, садиться за свою парту)
Будет иметь возможность взаимодействовать с учителем с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации Привлечение внимания установкой на правильную посадку во время урока
2. Сообщение темы Стучит по столу, привлекает внимание детей, спрашивая кто бы это мог быть.
Говорит, что в гости пришла кукла Катя и принесла коробку. Спрашивает, что в коробке. Сообщает, что игрушки хотят найти себе хозяина, но не знают, кто с ними любит играть – мальчики или девочки и. Озвучивает тему. Фиксируют взгляд в сторону стука. Отвечают на вопросы учителя. Обеспечить условия для формирования: - учебного поведения (фиксация взгляда на учителе, на игрушке);
- умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность Сюрпризный момент (мотивация)
3. Повторение изученного Предлагает посмотреть на доску и рассмотреть иллюстрации мальчиков и девочек. Разделить их на группы. Вспомнить, чем они похожи (обращает внимание на части тела мальчиков и девочек). Предлагает выбрать на подносе фигуру мальчика/девочки, рассмотреть, чего не хватает. Сделать руки и ноги с помощью прищепок.
Смотрят на доску. Выходят к доске, перемещают иллюстрации. Называют части тела и лица, показывают на себе (голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот).
Выбирают фигуру в соответствии со словесной инструкцией учителя.
Прикрепляют прищепки. Создать условия для адекватного использования ритуалов школьного поведения (выходить к доске, садиться за свою парту)
В специально созданных условиях получит возможность удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
Использование слухового восприятия и тактильных ощущений
4. Муз. пауза Делает вывод. Для закрепления названия и местонахождения "общих" частей тела и лица приглашает исполнить танец "У меня, у тебя".
Выполняют движения согласно словам песни, подражая движениям учителя. Будет иметь возможность подражать действиям, выполняемым педагогом
Элементы логоритмики5. Актуализация ранее изученного материала Обращает внимание обучающихся на внешний вид мальчиков и девочек (прическа, одежда), чтоб дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие». Предлагает из коробки выбрать мальчикам – галстуки, девочкам – бантики.
Вместе с обучающимися делает вывод, кто кем является. Говорит о том, что все должны выглядеть опрятно. Слушают учителя, по возможности отвечают на вопросы.
Заканчивают предложение: "Я-...(мальчик/девочка) и показывают соответствующую картинку (пиктограмму). Будет иметь возможность взаимодействовать с учителем с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
Способствовать формированию умения выполнять 1-ступенчатую инструкцию педагога Использование натуральных предметов
(связь с реальностью)
Физ. минутка Просит выйти мальчиков и встать справа, девочек слева и выполнять движения согласно словам песни «Ах, мальчики, ах, девочки!» Выполняют движения согласно словам песни, подражая движениям учителя. Будет иметь возможность подражать действиям, выполняемым педагогом. Двигательное развитие (движения под музыку)
5. Закрепление материала с элементами новых знаний
Сообщает, что всех мальчиков и девочек можно назвать одним словом -дети. Спрашивает,
чем любят заниматься все дети, чем играют дети,
какие игрушки знают.
Предлагает каждому взять из коробки куклы Кати понравившуюся игрушку.
Анализирует полученный результат и делает вывод, чем любят играть мальчики и девочки. Просит каждого найти картинку с той же самой выбранной игрушкой и прикрепить ее на доске рядом с мальчиком или девочкой. Анализирует результат.
Обращает внимание на то, как нужно обращаться с игрушками.
Отвечают на вопросы.

Выбирают игрушку, называют ее.
Выбирают картинку с соответствующей игрушкой.
Совместно с педагогом размещают её на доске с ориентацией на мальчиков и девочек.
Прощаются с куклой.
Обеспечить условия для формирования: - учебного поведения (фиксация взгляда на учителе, на игрушке);
- умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность
В специально созданных условиях получит возможность удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
Развитие слухового восприятия
Поддержание интереса с помощью игрушек
Развитие мышления с помощью выбора картинок из множества.
6. Итог Делает вывод по уроку: кто такие мальчики, кто такие девочки, какими игрушками играют.
Оценивает работу обучающихся.
Дарит шарики: с бантиком - девочкам, с галстуком -мальчикам. Заканчивает урок. Отвечают на вопросы педагога.
Создать условия для адекватного восприятия похвалы и критики в адрес своей работы. Поощрение, стимуляция