РП Техническое черчение НПО Электромонтажник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «НИЖНЕКАМСКИЙ СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по НМР Зам. директора по УПР
_____ В. П. Кузиева _____ Р. М. Сабитов
«___ » _____ 20 г. «___» ____ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Техническое черчение
Профессия СПО 08.01.08
Электромонтажник электрических
сетей и электрооборудования
на базе основного общего образования
Срок обучения – 2 года 10 месяцев
Нижнекамск
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18. Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.
Организация разработчик: ГАПОУ «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж».
Разработчик: Носевич Светлана Владимировна, преподаватель
спецдисциплин высшей квалификационной категории.
Рассмотрена и рекомендована методической цикловой комиссией преподавателей общепрофессиональных дисциплин и преподавателей, мастеров п/о по профессии «Автомеханик», по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
ГАПОУ «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж».
Председатель МЦК
Носевич С. В. _______
(Ф. И. О.) (подпись)
Протокол заседания МЦК № ___ от «___» ____ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-7
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
8-14
15-16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17-20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать чертежи, проекты, структурные, электрические принципиальные и
монтажные схемы, схемы соединений и подключений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
- виды нормативно-технической документации;
- виды чертежей, проектов, структурных, электрических принципиальных и
монтажных схем;
- правила чтения технических, строительных, электрических чертежей и схем.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей по профессии Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах).
ПК 1.2. Устанавливать светильники всех видов, различные электроустановочные изделия и аппараты.
ПК 1.3. Контролировать качество выполненных работ.
ПК 1.4. Производить ремонт осветительных сетей и оборудования.
ПК 2.1. Прокладывать кабельные линии различных видов.
ПК 2.2. Производить ремонт кабелей.
ПК 2.3. Проверять качество выполненных работ.
ПК 3.1. Производить подготовительные работы.
ПК 3.2. Выполнять различные типы соединительных электропроводок.
ПК 3.3. Устанавливать и подключать распределительные устройства.
ПК 3.4. Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей. ПК 3.5. Проверять качество и надежность монтажа распределительных устройств и вторичных цепей.
ПК 3.6. Производить ремонт распределительных устройств и вторичных цепей.
В процессе освоения дисциплины формируются общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 47 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 32 часа; самостоятельная работа обучающегося - 15 часов.
2. Тематический план
учебной дисциплины «Техническое черчение»
по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования».
№
п/п
Наименование разделов,
тем
Макс.
учебн.
нагруз-
ка студента в (час).
Количество
аудиторных часов при очной форме обучения в (час).
Самосто-
ятельная
работа
студента в (час).
Все-го
Теория.
Практические занятия.
Контрольные работы
1
Раздел 1. Основы технического черчения.
23
16
5
10
1
7
2
Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей.
9
6
2
4
-
3
3
Тема 1.2. Геометрические построения.
5
3
1
2
-
2
4
Тема 1.3. Аксонометрические и прямоугольные проекции.
3
3
1
2
-
-
5
Тема 1.4. Сечения и разрезы.
5
3
1
2
-
2
6
Контрольная работа
по разделу 1.
1
1
-
-
1
-
7
Раздел 2. Основы машиностроительного черчения.
11
7
3
4
-
4
8
Тема 2.1. Виды изделий и конструкторских документов.
6
4
2
2
-
2
9
Тема 2.2. Схемы.
5
3
1
2
-
2
10
Раздел 3. Строительные чертежи и планы электрооборудования.
6
4
2
2
-
2
11
Тема 3.1. Строительные чертежи и планы электрооборудования.
6
4
2
2
-
2
12
Раздел 4. Специальная часть.
7
5
3
2
-
2
13
Тема 4.1. Чертежи и схемы по специальности.
6
4
2
2
-
2
14
Дифференцированный зачет
1
1
1
-
-
-
15
Всего в дисциплине:
47
32
13
18
1
15
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
47
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
18
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
15
в том числе:
изучение темы с составлением конспектов
4
подготовка презентаций
1
выполнение практических заданий
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного 1
зачета, за счет часов теоретических занятий
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническое черчение»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы технического черчения – 23ч.
Введение.
1.Чертеж: понятие, история, роль в технике и на производстве.
2. Значение графической подготовки.
3. ЕСКД (понятие о единой системе конструкторской документации).
1
1
Самостоятельная работа:
1.Составление презентации на тему: «Значение предмета «Техническое черчение» для твоей будущей профессии».
1
Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей.
7
1.Форматы.
Рамка чертежа.
2.Основная надпись рабочего чертежа: её форма, размеры, правила выполнения.
3.Линии чертежа: наименование, начертание, основное назначение.
4.Шрифт чертежный: основные правила выполнения, соотношение размеров шрифта.
5.Масштабы: назначение, запись.
6.Нанесение размеров: расположение размерных чисел, условное обозначение размеров радиусов, диаметров, квадратов, толщины.
7.Шероховатость: понятие, обозначение.
1
2
Практические занятия № 1, № 2.
1.Выполнение основной надписи в соответствии с требованиями государственного стандарта.
2.Выполнение чертежа детали с нанесением размеров.
2
2
Самостоятельная работа:
1.Выполение практической работы по теме: «Шрифт чертежный» в соответствии требованиям стандарта на формате А-4.
2
Тема 1.2. Геометрические построения.
5
1.Геометрические построения.
2.Деление отрезков, углов, окружностей.
3.Сопряжения: определение, понятие радиуса, центра и точек сопряжения.
4.Сопряжение двух прямых.
5.Сопряжение прямой и окружности.
6.Сопряжение двух дуг, дугой заданного радиуса.
7.Выявление элементов геометрических построений в контурах деталей.
1
2
Практическое занятие № 3.
1.Выполнение чертежа детали с элементами сопряжений..
2
Самостоятельная работа:
1.Выполнение практической работы по теме: «Геометрические построения деталей» с использованием способов деления отрезков, углов и окружностей при помощи треугольника, линейки и циркуля.
2
Тема 1.3. Аксонометрические и прямоугольные проекции.
3
1.Аксонометрические проекции: основные сведения, положение осей в изометрической и фронтальной диметрической проекциях.
2.Изображение плоских фигур, окружностей, геометрических тел в аксонометрии.
3.Технический рисунок.
4.Прямоугольные проекции: понятие о проецировании, плоскости проекций, расположение видов на чертеже, комплексный чертеж.
5.Проецирование геометрических тел на три плоскости проекции: назначение, правила выполнения, построение третьей проекции по двум заданным.
6.Анализ формы детали по чертежу.
7.Эскизы.
1
2
Практическое занятие № 4.
2
1. Построение третьей проекции по двум заданным.
Тема 1.4. Сечения и разрезы.
6
1.Сечения: назначение, классификация, обозначение правила выполнения.
2.Разрезы: назначение, классификация, обозначение.
3.Графическое изображение материалов в сечениях: обозначение, правила выполнения.
4.Отличие разреза от сечения.
5.Соединение вида с разрезом, местные разрезы.
6.Сложные разрезы: понятие и случаи их применения.
1
2
Практическое занятие № 5.
2
1.Выполнение чертежа несложной детали с необходимыми простыми разрезами.
Контрольная работа по разделу 1.
1
Самостоятельная работа:
1.Выполнение практического задания на тему: «Сечения и разрезы» - соединение части вида с частью разреза с нанесением необходимых размеров.
2
Раздел 2. Основы машиностроительного черчения – 11ч.
Тема 2.1. Виды изделий и конструкторских документов.
6
1.Машиностроительные чертежи: понятие, условности и упрощения.
2.Изделия и конструкторские документы: понятие, классификация, назначение.
3.Резьбовые соединения: понятие, параметры резьбы, изображение, обозначение, порядок выполнения.
4.Неразъемные соединения: понятие, классификация, изображение, обозначение, порядок выполнения.
5.Зубчатые передачи: понятие, параметры, изображение.
6.Рабочие чертежи: понятие, правила выполнения, нанесение размеров, условных обозначений и надписей.
7.Сборочные чертежи: состав, назначение, правила выполнения, чтения, деталировка.
8.Эскизы деталей.
1
1
2
Практическое занятие № 6.
2
1.Выполнение чертежа детали с резьбой.
Самостоятельная работа:
2
1.Изучение темы с составлением конспекта: «Порядок чтения кинематических схем».
Тема 2.2. Схемы.
5
1.Назначение схем. Классификация схем: кинематические, гидравлические и пневматические; электрические принципиальные и монтажные; схемы подсоединений и подключений.
2.Правила разработки и оформления технологических схем. Чтение схем.
3.Условные и упрощенные обозначения элементов на схемах, принятых по ГОСТ, ЕСКД и ЕСТД.
1
2
Практические занятия № 7, № 8.
1.Чтение электрических принципиальных и монтажных схем.
2.Чтение схем соединений и подключений.
1
1
Самостоятельная работа:
1.Изучение темы с составлением конспекта: «Требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению технологических схем».
2
Раздел 3. Строительные чертежи и планы электрооборудования – 6ч.
Тема 3.1. Строительные чертежи и планы электрооборудования.
6
1.Строительные чертежи: содержание, классификация, наименование, маркировка, масштабы, конструктивные элементы и схемы, обозначение материалов, координационные оси, нанесение размеров, выноски, ссылки.
2.Стандарты системы проектной документации для строительства (СПДС): назначение, состав, обозначение.
3.Архитектурно – строительные чертежи: назначение, состав.
4.Чертежи планов зданий: назначение, состав, правила выполнения, нанесение размеров.
5.Чертежи разрезов и фасадов зданий: назначение.
6.Планы электрооборудования: назначение, состав, правила выполнения.
7.Условные графические обозначения на планах электрооборудования.
1
1
2
Практическое занятие № 9.
2
1.Выполнение плана электрооборудования типовой одно или двухкомнатной квартиры.
Самостоятельная работа:
1.Выполнение практической работы по теме: «Разработка графической части проекта электрооборудования собственной квартиры, коттеджа или дачного домика в соответствии с требованиями стандарта».
2
Раздел 4. Специальная часть – 6ч.
Тема 4.1. Чертежи и схемы по специальности.
6
1.Правила оформления технологической в соответствии стандартам (ЕСТД) документации.
2.Электрические схемы: классификация, правила чтения и выполнения.
3.Условные графические обозначения элементов на электрических схемах изделий с обмотками: катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, двигатели.
4.Условные обозначения коммутационных устройств.
5.Условные обозначения общего применения.
6.Условные обозначения резисторов и конденсаторов.
7.Условные обозначения полупроводниковых и электровакуумных приборов.
8.Условные обозначения измерительных приборов и устройств защиты.
9.Условные буквенно-цифровые обозначения: понятие и назначение.
10.Условные графические обозначения на структурных и функциональных схемах.
11.Особенности и характеристики схем электрических сетей.
12.Особенности и характеристики схем распределительных устройств.
13.Порядок чтения и выполнения электрических схем по специальности.
14.Правила выполнения принципиальных электрических схем по специальности.
1
1
2
Практическое занятие № 10.
2
1.Выполнение схем освещения.
Самостоятельная работа:
1.Выполнение практической работы по теме: «Выполнение монтажной схемы по специальности в соответствии с требованиями стандарта».
2
Дифференцированный зачет
1
Всего часов (максимальная учебная нагрузка)
47
Из них обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническое черчение»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с
лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам
программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой
информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническое черчение»;
- инструменты для выполнения чертежей на доске;
- демонстрационные модели деталей;
- раздаточные модели для эскизирования;
- образцы электротехнических изделий с условными обозначениями;
- сканер;
- принтер;
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
- кодоскоп
- диги-тайзер;
- мультимедиапроектор;
- web-камера.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
ЭБС ООО издательский центр «Академия»
Дополнительные источники:
1.Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.
2.Бродский А. М. Черчение. Учебник. – М.: Академия, 2006 (Гриф).
3.Стандарты ЕСКД
ГОСТ 2.301-68 и др. Общие правила выполнения чертежей. Сборник.
М. 1988.
ГОСТ 2.401-68 и др. Правила выполнения чертежей различных изделий.
Сборник. М. 1986.
ГОСТ 2.701-84 и др. Правила выполнения схем. Сборник. М. 1987.
ГОСТ 2.721-74 и др. Обозначения графические в схемах. Сборник.
М. 1987.
Электронные ресурсы:
- dwgstud.narod.ru/ (библиотека Autocad)
- labstend.ru – учебные, наглядные пособия и презентации по курсу
«Черчение» (диски, плакаты, слайды).
- Черчение. Комплект электронных плакатов. НПИ «Учебная техника и
технологии» ЮУрГУ, 2009.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
читать чертежи, проекты, структурные, электрические принципиальные и монтажные схемы, схемы соединений и подключений
защита отчетов по практическим занятиям № № 7-10, отчеты по самостоятельным работам по темам: «Разработка графической части проекта электрооборудования собственной квартиры, коттеджа или
дачного домика в соответствии с
требованиями стандарта», «Выполнение монтажной схемы по специальности в соответствии с требованиями стандарта».
Знания:
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
защита отчетов по практическим занятиям № № 1-2, 7-10, отчеты по самостоятельным работам по темам: ««Шрифт чертежный» в соответствии требованиям стандарта на формате А-4», ««Порядок чтения кинематических схем», «Требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению технологических схем», «Разработка графической части проекта электрооборудования собственной квартиры, коттеджа или дачного
домика в соответствии с требованиями
стандарта», «Выполнение монтажной схемы по специальности в соответствии с требованиями стандарта», контрольная работа по разделу: «Основы технического черчения».
виды нормативно-технической документации.
фронтальный опрос, контрольная работа по разделу: «Основы технического черчения».
виды чертежей, проектов, структурных, электрических принципиальных и монтажных схем.
защита отчетов по практическим занятиям № № 7-10, отчеты по самостоятельным работам по темам: ««Порядок чтения кинематических схем», «Требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению технологических схем», «Разработка графической части проекта электрооборудования собственной квартиры, коттеджа или дачного
домика в соответствии с требованиями
стандарта», «Выполнение монтажной схемы по специальности в соответствии с требованиями стандарта».
правила чтения технических, строительных, электрических чертежей и схем.
защита отчетов по практическим занятиям № № 7-10, отчеты по самостоятельным работам по темам: ««Порядок чтения кинематических схем», «Требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению технологических схем», «Разработка графической части проекта электрооборудования собственной квартиры, коттеджа или дачного
домика в соответствии с требованиями
стандарта», «Выполнение монтажной схемы по специальности в соответствии с требованиями стандарта».
итоговая аттестация
дифференцированный зачет
5.2. Контроль и оценка результатов ОК
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- демонстрация интереса к будущей профессии:
- портфолио обучающегося;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- внешняя активность учащегося;
-беседы; творческие работы.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
- наблюдение в ходе выполнения практической, самостоятельной работы, контрольных работ.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках дисциплины.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- эффективный поиск необходимой информации;
- анализ и оценка различных источников, включая электронные.
- подготовка рефератов (докладов, сообщений по различной тематике) по дисциплине «Техническое черчение»;
- участие во внеклассных мероприятиях по дисциплине, в олимпиадах профессионального мастерства по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования».
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной деятельности
-подготовка мультимедийных презентаций;
- выполнение индивидуальных заданий с использованием сети Интернет.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
-участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках дисциплины.
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
- демонстрация желания к исполнению воинской обязанности
-участие в воспитательных мероприятиях, посвященных соответствующим датам, конкурсах,военно-патриотических играх.
13PAGE 15
Заголовок 115